kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

 Тема:Путешествие в страну Фонетика.

                               

    Цель

образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика», формировать умения применять полученные знания на практике;

развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи.

 воспитательные:  повышение интереса к  русскому языку, создать условия для воспитания культуры речевого поведения, взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, карточки ,раздаточный материал, маршрутный лист, оценочный лист, толковый словарь.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Фонетика».

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

С русским языком можно

творить чудеса…

К.Г.Паустовский

/. Организационный момент.

( Постановка целей и задачи урока).(слайд)

// Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране.

///.Прослушивание записи (Лес)

- Какие звуки вы сейчас услышали? ( звуки природы)

- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы?(нет)

- А какие звуки нам помогают в общении? ( звуки речи)

- я вам загадаю загадку, а вы  отгадайте, как называется  страна,  в которую мы с вами отправимся.

Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд

А изучает их, заметь –ка

Раздел грамматики –   ……  (дети определяют тему урока - «Фонетика»( слайд) 

 (Далее на экране появляется карта путешествия)

Ребята, а вы любите путешествовать? Во время путешествия по стране Фонетика ,  мы обобщим все знания.  Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.

Вы готовы к трудностям? Тогда вперед!

 Деревня  Всезнайка.

Что изучает фонетика?( раздел науки, который изучает буквы и звуки)

 - Сколько букв в алфавите? (33 буквы)

- Сколько  звуков? (42 звука)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)

- На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные)

- Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м,н, р)

Какие звуки всегда глухие? ( х,ц, ч, щ)

- Какие звуки всегда мягкие? ( ч,щ,й)

Какие всегда  твердые?( ж, ш,ц)

– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?( когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь )

Город Орфография (карточки с текстом)

Работа с текстом. (слайд)

Тихая и теплая заря занималась (над) з...млей. (На)кр...ю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. (На) опушке она остановилась. Что это звенит в л...су, будто кто-то осторожно шев...лит к...локольчики?
В...рюша нагнулась прислушалась и всплеснула руками. Белые подснежники к...чались кивали заре и каждый цв...ток позванивал. Высоко (на)в...твях в з...лотом свете запела иволга.

В...рюша ст...яла слушала улыбалась…

(К. Г. Паустовский )

- Можно ли сказать, что это текст? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, расположены в определенной последовательности)

- Определите тему текста. (Варюша)

- Тип речи  (повествование с элементами описания)

- Стиль речи(художественный)

- Ребята, в этом тексте встретилось очень красивое слово «заря». Что оно означает?

Работа по толковому словарю.

Задание

1.Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы. расставьте знаки препинания, раскройте скобки.

3. В первом предложении подчеркните все глухие согласные буквы;

4. Во втором предложении подчеркните слова, где звуковбольше, чем букв;

  1. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

 Зайцы – серые клубочки

 (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

 Прыг – скок, прыг – скок –

 Встал зайчонок на пенек

 (Прыжки вперед – назад)

 Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

 Раз! Шагают все на месте.

 Два! Руками машут вместе.

 Три! Присели, дружно встали.

 Все за ушком почесали.

 На четыре потянулись.

 Пять! Прогнулись и нагнулись.

 Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.

Мы продолжаем наше путешествие.

 Город Перенос. ( работа в группах)

 В городе Перенос  дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить? И тогда правитель города Перенос решил таким образом: те животные, названия которых состоят из одного слога будут жить на первом этаже, у кого из двух- на втором, а у кого из трех- на третьем.

( слайд со словами.)

 Задание.

  1. На каком этаже будет жить то или иное животное, расположите слова в три столбика.

Хорь, бобр, барсук, енот волк, медведь куница, лось, лиса, заяц,  горностай ,ласка, косуля, рысь, еж,

  1. Сделать фонетический разбор –  заяц , ёж , енот  (по группам)

Улица «Ударение».

Я предлагаю вам посмотреть сценку «Ударение» (домашнее  задание заранее  подготовленных  учеников )

Саша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

-Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

-Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Задание 

Давайте с вами поможем Саше,  поставим ударение в словах и образуем новые. 

- Определите лексическое значение слов, составьте  предложение. (слайд)

- атлас, хлопок, парить, жаркое, окуни, засыпать, духи.

Улица Тестов ( слайд)

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А письмо)Б) съемкаВ) отъезд    Г) юнга

  1.   Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

         А) песня        Б)шубка        В) медГ) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Е,Ю,Я имеют два звука.

А )клювБ) семьяВ жюри) Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

         А) просьба  Б) сладкий  В) узкий  Г) ходьба

5)Укажи, в каком слове надо писать буквуь

        А) жен..щинаБ)печ..ник      В) болел..щик  Г) гон..щик

После выполненной работы, учащимся предлагается слайд с ответами, где ученики проверяют свои знания и оценивают себя.

                                                                                          

         Вот и подходит к концу наше путешествие ,закрепим все свои знания о фонетике и заполним кластер ( слайд)

                                                  фОНЕТИКА

 

Рефлексия

- Ну вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Вы  прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. Нам осталось подсчитать очки и подвести итоги.

Выставление оценок

 Домашнее задание: Сочинить сказку о царстве Фонетика.

Использованная литература:

  1. Русский язык 5 класс  Алматы « Атам?ра» 2010
  2. А.Т. Арсирий «Занимательная  грамматика.»
  3. Б.Т. Панов  «Внеклассная работа по русскому языку.» М. «Просвещение.»1980.
  4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский  язык.5 класс. М. «Интеллект-Центр».2010
  5. Интернет-ресурсы:
  6. @1september.ru

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика" »

Урок русского языка в 5 классе

Тема:Путешествие в страну Фонетика.

Сердюк О.К. Аккайинская ОШ Буландынского района

Акмолинской области

Цель

образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика», формировать умения применять полученные знания на практике;

развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи.

воспитательные: повышение интереса к русскому языку, создать условия для воспитания культуры речевого поведения, взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, карточки ,раздаточный материал, маршрутный лист, оценочный лист, толковый словарь.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме «Фонетика».

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

С русским языком можно

творить чудеса…

К.Г.Паустовский


/. Организационный момент.

( Постановка целей и задачи урока).(слайд)

// Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране.

///.Прослушивание записи (Лес)

- Какие звуки вы сейчас услышали? ( звуки природы)

- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков природы?(нет)

- А какие звуки нам помогают в общении? ( звуки речи)

- я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется страна, в которую мы с вами отправимся.


Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд

А изучает их, заметь –ка

Раздел грамматики – …… (дети определяют тему урока - «Фонетика»( слайд)

(Далее на экране появляется карта путешествия)


Ребята, а вы любите путешествовать? Во время путешествия по стране Фонетика , мы обобщим все знания. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.

Вы готовы к трудностям? Тогда вперед!

Деревня Всезнайка.

Что изучает фонетика?( раздел науки, который изучает буквы и звуки)

- Сколько букв в алфавите? (33 буквы)

- Сколько звуков? (42 звука)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)

- На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные)

- Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м,н, р)

Какие звуки всегда глухие? ( х,ц, ч, щ)

- Какие звуки всегда мягкие? ( ч,щ,й)

Какие всегда твердые?( ж, ш,ц)

– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух звуков?( когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь )


Город Орфография (карточки с текстом)

Работа с текстом. (слайд)

Тихая и теплая заря занималась (над) з...млей. (На)кр...ю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. (На) опушке она остановилась. Что это звенит в л...су, будто кто-то осторожно шев...лит к...локольчики?
В...рюша нагнулась прислушалась и всплеснула руками. Белые подснежники к...чались кивали заре и каждый цв...ток позванивал. Высоко (на)в...твях в з...лотом свете запела иволга.

В...рюша ст...яла слушала улыбалась…

(К. Г. Паустовский )

- Можно ли сказать, что это текст? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, расположены в определенной последовательности)

- Определите тему текста. (Варюша)

- Тип речи (повествование с элементами описания)

- Стиль речи (художественный)

- Ребята, в этом тексте встретилось очень красивое слово «заря». Что оно означает?

Работа по толковому словарю.

Задание

1.Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы. расставьте знаки препинания, раскройте скобки.

3. В первом предложении подчеркните все глухие согласные буквы;

4. Во втором предложении подчеркните слова, где звуков больше, чем букв;

5. Творческое задание, продолжите текст.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.

Мы продолжаем наше путешествие.

Город Перенос. ( работа в группах)

В городе Перенос дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить? И тогда правитель города Перенос решил таким образом: те животные, названия которых состоят из одного слога будут жить на первом этаже, у кого из двух- на втором, а у кого из трех- на третьем.

( слайд со словами.)

Задание.

  1. На каком этаже будет жить то или иное животное, расположите слова в три столбика.

Хорь, бобр, барсук, енот волк, медведь куница, лось, лиса, заяц, горностай ,ласка, косуля, рысь, еж,

  1. Сделать фонетический разбор – заяц , ёж , енот (по группам)

Улица «Ударение».

Я предлагаю вам посмотреть сценку «Ударение» (домашнее задание заранее подготовленных учеников )

Саша: - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

-Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

-Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.


Задание

Давайте с вами поможем Саше, поставим ударение в словах и образуем новые.

- Определите лексическое значение слов, составьте предложение. (слайд)

- атлас, хлопок, парить, жаркое, окуни, засыпать, духи.

Улица Тестов ( слайд)

1. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А письмо) Б) съемка В) отъезд Г) юнга

2. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня Б)шубка В) мед Г) ходьба

3.Укажи слово, в котором буквы Е,Е,Ю,Я имеют два звука.

А )клюв Б) семья В жюри) Г) полет

4. Найди слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.

А) просьба Б) сладкий В) узкий Г) ходьба

5)Укажи, в каком слове надо писать букву ь

А) жен..щина Б)печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик



После выполненной работы, учащимся предлагается слайд с ответами, где ученики проверяют свои знания и оценивают себя.

Итог урока

Вот и подходит к концу наше путешествие ,закрепим все свои знания о фонетике и заполним кластер ( слайд)








Рефлексия

- Ну вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Вы прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. Нам осталось подсчитать очки и подвести итоги.

Выставление оценок

Домашнее задание: Сочинить сказку о царстве Фонетика.

Использованная литература:

  1. Русский язык 5 класс Алматы « Атамұра» 2010

  2. А.Т. Арсирий «Занимательная грамматика.»

  3. Б.Т. Панов «Внеклассная работа по русскому языку.» М. «Просвещение.»1980.

  4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык.5 класс. М. «Интеллект-Центр».2010

  5. Интернет-ресурсы:

festival@1september.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика"

Автор: Сердюк Оксана Карповна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "План –конспект урока Тема: Путешествие в страну "Лапландию" "
    ["seo_title"] => string(62) "plan-konspiekt-uroka-tiema-putieshiestviie-v-stranu-laplandiiu"
    ["file_id"] => string(6) "227311"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440683566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "А trip to London""
    ["seo_title"] => string(39) "konspekt_uroka_na_temu_a_trip_to_london"
    ["file_id"] => string(6) "551270"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590381303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства