kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 2 класса : «Путешествие по стране изученных правил».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык.

Тема : «Путешествие по стране изученных правил».

Цель урока: способствовать развитию фонематического слу­ха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правиль­но обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания уча­щихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предло­жение, выделять в предложении главные члены; развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся; воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование: ковролиновая доска, рисунки гномов, демон­страционные таблицы-рисунки, буквы: у, с, г, ь, н, к, о; блок-сигналы, карточки, рисунки птиц и зверей, «Ромашка», игра «Волшебный колодец», магнитофон, кассеты.

Ход урока

I.   Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка.)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась она

Ну-ка, открывай глаза! (Появляется Белоснежка.)

 

Слайд 1-2

 

  • Она рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка.)
  • Из какой сказки она к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)
  • А на какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой ца­ревне и семи богатырях».)

II.  Постановка целей и задач урока

Отгадали вы её,

Вы правы, Белоснежка - это она.

Живёт у гномиков своих, А кто мне скажет. Сколько их? (7.)

 Слайд 3

Учитель: Семь - это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза, 7 дней в неделе и т. д.)

  • Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь верст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)
  • Ребята, а что особенного в слове семь? (Смягчающий ь на конце.)
  • Сколько букв в слове «семь»?
  • Сколько звуков в слове «семь»?
  • Почему в слове букв больше, чем звуков?Давайте запишем это слово.
  • Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с гномами. Сядем на поезд и поедем.

III. Чистописание Слайд 4

(Помогает провести гномик Пишичитаи.)

Белоснежка: Мои гномы - шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят! (Работа с ковролиновой или магнитной доской. На ней изо­бражен сказочный лес и домик гномиков.)

Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитаи. Он нам предлагает своё задание. -

(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки рас­положены буквы: я, е, е, и, ь, ю.)

Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо покажите.

  • Какая буква лишняя? (Ь).
  • Почему? (Не обозначает звука.)
  • Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изобра­женных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)

Напишем на следующей строчке красиво букву «мягкий
знак» так, чтобы она понравилась гномику.

Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

-   Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам
пора идти дальше.

IV. Словарная работа

 Слайд 5

 

-   Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание,
а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому
внимательно слушайте задание, которое он предложит.

(Запись на магнитофоне.)

  • Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради пи­сать - вы. Запишите только те слова, в которых пишет­ся мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «де­кабрь, мороз, учитель, тетрадь, работа, портфель, ворона, февраль».
  • Какое из записанных слов можно считать лишним и по­чему? (Слово «декабрь» не является школьной принад­лежностью.)

V.  Разбор стихотворения

Слайд 6

-   А вот и гномик Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам? Все по углам. Давайте в доме уберём. Из строчек стих мы слово соберём.

 

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.                 а

 

Эту маленькую птичку                 д

С нетерпеньем мы ждем.

 

 

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,                л

 

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.                  в

 

( работа в группах)

- А теперь подчеркните на какое правило тут встречаются слова ?

VI. Физкультминутка

Слайд 7

 

-   Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

Вижу, сильно вы устали. Позову Весельчака, Проведет он физкультминутку, Всем понравится она. Гномы шли-шли-шли, Земляничку нашли. Раз и два, и три, и четыре, и пять, Мы начнем искать опять.

VII. Группировка слов по назначениям

Слайды  9-10-11

 

- В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

Да это же гномик Тихоня.

    А вот и гномик Тихоня.  Он спори с Кривдой и Правдой. Нам надо ему помочь правильно распределить слова.

VIII. Работа над развитием речи.

Слайд 12

 

  • Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания

А вот и гномик Любознайка.

Я однажды на прогулке

 Повстречал животных тьму

Где здесь птицы, а где звери?

Ничего не пойму.

  •   Вместе с ним мы отправляемся в  лес, поможем узнать зверей.
  •  
  • Слайд13

Он зимой лежит в берлоге,

Добровольно одинокий,

Спит и видит сны о том

 Как весной пройдёт по лесу.   медведь

Слайд 14

 

 Колется, но не ножик

  •   Кто это дети? 
  •                        Ежик

Слайд 15

                Этот зверь какой-то странный,

                 Шея, как стрела у крана,
               Чтобы ртом достать до трав,

               Вдвое сложится…   жираф

- Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьешь По мишеням живым.

Ю. Шевчук

 

  1. Физминутка

 

 

Чтобы лучше нам писать, Надо пальчики размять! Рыбки плавали, ныряли  в теплой ласковой воде.. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

  1. Закрепление правописания сочетаний зки-ши, ча-ща,
    чу-щу

 

Слайд 16

 

  • Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из пить из этого колодца?
  • А в какой русской народной сказке один из героев постра­дал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?
  • Из всякого ли источника можно пить воду?
  • Гномик Повторялка приготовил вам задание:

Выбери себе ведёрце. Размести его в оконце. Если верно разместить, Из колодца можно пить. (Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображе­ны буквы А, И и У.)

Лыж_, рощ_, щка, ж_раф, мыш_, ч_до, ч_йник, ш_шки.

-  Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Поче­
му гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?

(Вставляют ведёрко с изображенной нужной буквой в ко­лодец.)

  • А теперь к слогам жи, ши припишем любые первые слоги.
  • Следующее задание: приписать впереди слоги так, чтобы получились слова, обозначающие одушевленные предме­ты. (Ужи, ерши, ежи, малыши, детеныши, чижи, стрижи, мыши.)
  1. Итог урока

 Слайд 17

  • Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех бла­годарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отве­чали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо вспомнить какие правила мы сегодня повторяли.

-   Понравилось вам путешествие?

Закрываем снова глазки, Улетаем мы из сказки, Раз, два, три, четыре, пять -В класс вернёмся мы опять. (Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 2 класса : «Путешествие по стране изученных правил». »

Русский язык.

Тема : «Путешествие по стране изученных правил».

Цель урока: способствовать развитию фонематического слу­ха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правиль­но обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания уча­щихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предло­жение, выделять в предложении главные члены; развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся; воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование: ковролиновая доска, рисунки гномов, демон­страционные таблицы-рисунки, буквы: у, с, г, ь, н, к, о; блок-сигналы, карточки, рисунки птиц и зверей, «Ромашка», игра «Волшебный колодец», магнитофон, кассеты.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка.)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась она

Ну-ка, открывай глаза! (Появляется Белоснежка.)


Слайд 1-2


  • Она рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка.)

  • Из какой сказки она к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)

  • А на какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой ца­ревне и семи богатырях».)

II. Постановка целей и задач урока

Отгадали вы её,

Вы правы, Белоснежка - это она.

Живёт у гномиков своих, А кто мне скажет. Сколько их? (7.)

Слайд 3

Учитель: Семь - это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза, 7 дней в неделе и т. д.)

  • Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь верст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)

  • Ребята, а что особенного в слове семь? (Смягчающий ь на конце.)

  • Сколько букв в слове «семь»?

  • Сколько звуков в слове «семь»?

  • Почему в слове букв больше, чем звуков?Давайте запишем это слово.

  • Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с гномами. Сядем на поезд и поедем.

III. Чистописание Слайд 4

(Помогает провести гномик Пишичитаи.)

Белоснежка: Мои гномы - шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят! (Работа с ковролиновой или магнитной доской. На ней изо­бражен сказочный лес и домик гномиков.)

Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитаи. Он нам предлагает своё задание. -

(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки рас­положены буквы: я, е, е, и, ь, ю.)

Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо покажите.

  • Какая буква лишняя? (Ь).

  • Почему? (Не обозначает звука.)

  • Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изобра­женных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)

Напишем на следующей строчке красиво букву «мягкий
знак» так, чтобы она понравилась гномику.

Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

- Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам
пора идти дальше.

IV. Словарная работа

Слайд 5


- Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание,
а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому
внимательно слушайте задание, которое он предложит.

(Запись на магнитофоне.)

  • Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради пи­сать - вы. Запишите только те слова, в которых пишет­ся мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «де­кабрь, мороз, учитель, тетрадь, работа, портфель, ворона, февраль».

  • Какое из записанных слов можно считать лишним и по­чему? (Слово «декабрь» не является школьной принад­лежностью.)

V. Разбор стихотворения

Слайд 6

- А вот и гномик Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам? Все по углам. Давайте в доме уберём. Из строчек стих мы слово соберём.


Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном. а


Эту маленькую птичку д

С нетерпеньем мы ждем.



И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки, л


Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки. в


( работа в группах)

- А теперь подчеркните на какое правило тут встречаются слова ?

VI. Физкультминутка

Слайд 7


- Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

Вижу, сильно вы устали. Позову Весельчака, Проведет он физкультминутку, Всем понравится она. Гномы шли-шли-шли, Земляничку нашли. Раз и два, и три, и четыре, и пять, Мы начнем искать опять.

VII. Группировка слов по назначениям

Слайды 9-10-11


- В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

Да это же гномик Тихоня.

А вот и гномик Тихоня. Он спори с Кривдой и Правдой. Нам надо ему помочь правильно распределить слова.

VIII. Работа над развитием речи.

Слайд 12


  • Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания

А вот и гномик Любознайка.

Я однажды на прогулке

Повстречал животных тьму

Где здесь птицы, а где звери?

Ничего не пойму.

  • Вместе с ним мы отправляемся в лес, поможем узнать зверей.

  • Слайд13

Он зимой лежит в берлоге,

Добровольно одинокий,

Спит и видит сны о том

Как весной пройдёт по лесу. медведь

Слайд 14


Колется, но не ножик

  • Кто это дети?

  • Ежик

Слайд 15

Этот зверь какой-то странный,

Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится… жираф

- Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьешь По мишеням живым.

Ю. Шевчук


  1. Физминутка



Чтобы лучше нам писать, Надо пальчики размять! Рыбки плавали, ныряли в теплой ласковой воде.. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

  1. Закрепление правописания сочетаний зки-ши, ча-ща,
    чу-щу


Слайд 16


  • Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из пить из этого колодца?

  • А в какой русской народной сказке один из героев постра­дал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?

  • Из всякого ли источника можно пить воду?

  • Гномик Повторялка приготовил вам задание:

Выбери себе ведёрце. Размести его в оконце. Если верно разместить, Из колодца можно пить. (Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображе­ны буквы А, И и У.)

Лыж_, рощ_, щка, ж_раф, мыш_, ч_до, ч_йник, ш_шки.

- Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Поче­
му гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?

(Вставляют ведёрко с изображенной нужной буквой в ко­лодец.)

  • А теперь к слогам жи, ши припишем любые первые слоги.

  • Следующее задание: приписать впереди слоги так, чтобы получились слова, обозначающие одушевленные предме­ты. (Ужи, ерши, ежи, малыши, детеныши, чижи, стрижи, мыши.)

  1. Итог урока

Слайд 17

  • Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех бла­годарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отве­чали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо вспомнить какие правила мы сегодня повторяли.

- Понравилось вам путешествие?

Закрываем снова глазки, Улетаем мы из сказки, Раз, два, три, четыре, пять -В класс вернёмся мы опять. (Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Трофимова Светлана Владимировна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства