Урок литературного чтения в 1 классе
Тема «Две роли мягкого знака в русском языке».
Цель: в процессе исследовательской деятельности создать условия для формирования умения различать роли мягкого знака: показателя мягкости и разделительного.
Задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, речь; умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
продолжать формирование коммуникативных умений в процессе деятельностного метода обучения;
воспитывать самостоятельность, последовательность в действиях, учить планировать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: карточки лица с улыбочкой и без улыбочки для рефлексии эмоционального состояния учащихся, «салютики» и карточки с буквами ььмьолььоьдцььы для рефлексии деятельности, карточки для работы в парах для рефлексии содержания учебного материала; иллюстрации героев сказки А.Толстого «Золотой ключик» - Мальвины, Пьеро и Буратино, звуковые схемы для слов Мальвина и Пьеро; букварь Т.М.Андриановой по УМК «Планета знаний», компьютер, презентация.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Цель: Настрой на развитие коммуникативных навыков.
Регулятивные – целеполагание.
Личностные – самоопределение.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей! Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо.
Нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя пройденное, доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе.
Глазки ваши пусть не только смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
С каким настроением вы начинаете урок?
У меня вот такое настроение. (солнышко)
2. Актуализация знаний.
Цель: Выявление уровня знаний. Создание ситуации затруднения
Регулятивные – целеполагание, планирование
Познавательные (логические) – решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение предметов, объектов: нахождение общего и различного.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
К нам на урок пришёл известный фокусник из города Буквограда и принёс слова , а что с ними делать, он не сказал.
- Какую работу можно выполнить с этими словами?
(Дети читают слова: огоньки, банька, жильё, листья, судьба, варенье, зверьки).
- Чем похожи слова?
- Чем отличаются?
(Делят на группы: огоньки, банька, зверьки; жильё, колосья, варенье. Доказывают признак (по роли ь)).
3. Постановка учебной задачи.
Цель: организация учащихся на исследование проблемной ситуации
Регулятивные – целеполагание, планирование
- Определите тему нашего урока чтения. Учитывая тему урока, поставим перед собой цели нашей работы.
(Учащиеся определяют тему, ставят учебные задачи на урок)
Можно по опорным словам
Будем учиться ….
Повторим работу ….
Постараемся услышать ….
- Какие качества помогут вам добиться успеха?
- А догадались ли вы, кто фокусник?
- Что можете сказать о ь? (ь – хитрый знак, не назвать его никак, он не произносится, но в слово часто просится. Выполняет в словах разную работу…указывает на мягкость и показывает, что согласный не сливается с гласным)
- Зачем он нужен в словах?
4. Закрепление и обобщение пройденного.
Цель: организация деятельности по применению знаний.
Учебная задача: учиться различать мягкий знак – показатель мягкости и разделительный.
Познавательные – анализировать, сравнивать и делать выводы.
Регулятивные – прогнозирование, планирование, моделирование, контроль, коррекция
Личностные – самоопределение.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Сказки любите?
Ь приглашает вас в страну сказок.
В путешествие пойдём,
в страну сказок попадём.
Глазки дружно закрывайте,
вместе в сказку попадайте.
- Кто встречает нас?
С голубыми волосами и с огромными глазами.
Она дружит с Буратино, а зовут её ….
- Из какой она сказки?
- Какую роль выполняет ь в слове Мальвина?
(Выбирают звуковой домик для Мальвины. Записывают имя - Мальвина. З-Б анализ)
А вот и ещё один герой сказки «Золотой ключик».
Он Мальвину полюбил,
грустным и печальным был.
Подписываю схему: Перо (дети доказывают ошибку)
- Какую роль играет ь в слове Пьеро?
- Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я после разделительного мягкого знака?
(Выбирают звуковой домик для Пьеро. Записывают имя - Пьеро. З-Б анализ)
(Учащиеся делают вывод о работе ь в словах)
Сказочные герои Мальвина и Пьеро очень гордятся своими именами. Им очень нравится, что в их именах есть ь. И поэтому они решили узнать, а в ваших именах есть ь и какую работу он выполняет.
- Почему про ь говорят, что это немая буква?
5. Физминутка.
Кто главный герой сказки «Золотой ключик»?
Он тоже хочет принять участие в нашем уроке. Давайте исполним его желание – проведём про него физминутку.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, 2 – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
6. Рефлексия.
Цель: выявить степень усвоения материала.
Коммуникативные – сотрудничать с товарищами про выполнении заданий в парах, объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, учитывать позицию собеседника, оформлять свою мысль в устной речи, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Познавательные – ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Познавательные (логические) – способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные – учиться работать по предложенному плану.
Буратино, Мальвина и Пьеро приготовили для вас задания.
- Как лучше работать: одному или с другом?
Вам предстоит сейчас поработать в паре с другом, вспомните правила работы в паре.Начнём работу стихотворением.
Ученики рассказывают стих про дрозда. (подготовка к работе в парах).
Я – дрозд, и ты дрозд.
У тебя нос, и у меня нос.
У тебя щёчки, глазки,
И у меня щёчки, глазки.
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы с тобою два друга,
И мы понимаем друг друга.
Учащиеся выбирают карточку с заданием. Работают в паре.
Задания на карточках.
- Соединить части слов с ь. Прочитать полученные слова и назвать роль ь.
мед нье
варе варь
фев лья
ска раль
кры мья
сло ведь
- Нужно ли вместо точек вставить ь? Прочитать слова с ь и назвать роль ь.
бел..ё, зел..ёнка, крыл..я, Кост..я, пул..я, дерев..яшка, здоров..е.
- Прочитать текст «Под грибом» (букварь с.89) Найти слова с ь и объяснить его роль в слове.
Проверка.
К доске выходят девочка и мальчик, надевают маски Мальвины и Пьеро. Дети распределяют слова между героями по роли ь.
Делают вывод о работе ь.
7. Итог урока
Цель: Организация рефлексии.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать мысли других.
- Наше путешествие в сказку подошло к концу. Чтобы вернуться, нам надо закончить предложения.
Ученики заканчивают предложения:
Я понял, что….
Было интересно….
Было трудно….
Мне захотелось…
У меня получилось…
На следующем уроке мы…
Эти знания нам пригодятся…
- Понравилось вам путешествие?
Закрываем снова глазки, возвращаемся из сказки. 1,2,3,4,5 – в класс вернёмся мы опять.
8. Рефлексия деятельности.
Личностные – самоанализ результата, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Хотите узнать, как я оценила вашу деятельность?
Раздаю карточки: ььмьолььоьдцььы
На карточках вычёркивают буквы ь , читают получившееся слово – молодцы.
Молодцы! Вы очень хорошо работали. И сейчас вас ждёт сюрприз. Ь в вашу честь устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта. Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если всё было понятно, то возьмите жёлтый салют, если испытывали затруднения, чувствовали себя неуверенно, то красный, а если на уроке было трудно и вы не справились с заданием, то синий.
(Сначала девочки, а потом мальчики прикрепляют салюты на доску. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке)