kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Разносклоняемые имена существительные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Учащиеся получают устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных, учатся их склонять.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Разносклоняемые имена существительные.»

Урок русского языка в 6 классе по учебнику Е.А.Быстровой


Тема: Разносклоняемые имена существительные.

Цели:

- создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных, научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

- развивать организационные навыки самостоятельной деятельности, умение логически мыслить, сравнивать, обобщать;

- создать условия для воспитания культуры делового общения, любви к родному языку.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству, принятие норм и правил ответственного поведения.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности, контроль и коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии.

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать вывод, анализ и обобщение; установление аналогий.

Коммуникативные УУД: умение слушать, понимать, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность, строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.


Дидактические материалы: карточки с теоретическим материалом, с заданиями.















Технологическая карта урока


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.


- Здравствуйте, ребята! Тихонечко садимся. Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, все ли необходимое вы приготовили (учебник, ручку, карандаш, ластик, дневник).

- А сейчас улыбнитесь друг другу, пожмите руку и пожелайте удачи.

- Я тоже желаю вам хорошего настроения, успехов и удачи!

- Откройте тетради, запишите число.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.








Открывают тетради, записывают число.


2

Актуализация знаний и фиксация затруднений



Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5 классе.


- К изучению какой части речи мы приступили? Вспомним все, что вы знаете об имени существительном.

Вспомним, что может обозначать имя существительное, его морфологические признаки, синтаксическую роль.

  1. Дайте определение имени существительного.

  2. Как изменяются существительные?

  3. Как называется изменение существительных по падежам?

  4. Сколько склонений у существительных?

  5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

  6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

  7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

  8. Какую синтаксическую роль выполняют существительные в предложении?

  9. Для чего важно знать склонение? (Чтобы правильно писать окончания имен существительных).

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного.

Самооценка.

3

Создание проблемной ситуации

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся.

- Сейчас проведём игру «Кто же лишний». Распределим слова по склонениям.

- Итак, еще раз вспомним, как мы будем определять склонение. Первое – ставим слово в начальную форму, второе – определяем род, третье – обращаем внимание на окончание.


Учитель поочередно показывает карточки со словами (приложение 1): пассажир, вокзал, троллейбус, игра, слуга, опасность, знамя, мышь, окно, мяч, небо, земля.


Проблемный вопрос:

- Какие слова оказались лишними?

- Как вы думаете почему?


( не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению)



Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя, выдвигают гипотезы






Ученики определяют склонение, распределяют в три столбика (1 скл., 2 скл.,

3 скл.).




Ученики определяют, что их нельзя отнести ни к одному склонению.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Подводит учеников к формулированию темы.


- Предлагаю понаблюдать, какие окончания имеют слова 1,2,3 склонения и слово знамя (карточки, приложение 2).

- Может быть, окончания подскажут решение проблемы?

- Обратите внимание на окончания слова знамя. Совпадают ли все они с окончаниями существительных какого- либо склонения? (нет)

- Окончания какого склонения имеет существительное знамя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)

-А в Т.п? (2-го склонения)

- Т.е. это существительное в определенных падежах имеет окончания 2 и 3 склонения, т.е. склоняются по – разному и, соответственно, такие слова будут называться … (разносклоняемыми)


- Итак, тема нашего урока … – разносклоняемые имена существительные.







Проверяют предположения, исследуя языковой материал.











Формулируют с помощью учителя тему урока, записывают в тетрадь.

5

Постановка цели и задач урока

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:


1. Познакомиться с… существительными.

2. Узнать сколько … .

3. Научиться склонять … .

Ученики: цель урока - познакомиться с разносклоняемыми существительными, узнать, сколько их, научиться их склонять.

6

Открытие нового знания

- Изучите теоретический материал самостоятельно

(на карточках, приложение 3).


- Ответим на вопросы:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?

2. Почему они так называются?

3. Каковы особенности склонения данных существительных?


Самостоятельное исследование теоретического материала.



Записывают в тетрадь столбиком.


6

Первичное закрепление

- Ребята, значение каких разносклоняемых имен существительных вам непонятно?

Предлагает объяснить значение непонятных слов.


БРЕМЯ - нечто тяжкое, трудное, тяжесть.

ВРЕМЯ - продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами и т.д

ВЫМЯ - молочные железы у самок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ - определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству.

ИМЯ - личное название человека, даваемое при рождении.

ПЛАМЯ–огонь

ПЛЕМЯ - народ, народность

СЕМЯ – семена, предназначенные для посева.

СТРЕМЯ - железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

ТЕМЯ - верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями.

ПУТЬ - дорога



При необходимости обращаются к толковому словарю С.И.Ожегова.


Склонение существительных «семя», «пламя», «путь»


- Какой суффикс появляется при склонении у существительных на –мя в косвенных падежах, выделите его.


ФИЗМИНУТКА


Один ученик склоняет слова у доски, другие в тетрадях. Окончания и суффиксы выделяют.



- Нам нужно восстановить стихотворение Аркадия Хайта, дополнив его подходящими по смыслу разносклоняемыми именами существительными


В стародавнее древнее ...

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое ...

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ...,

Как написать свою фамилию и ...,

Зачем на лошадь надевать седло и ... –

Необразованное было это ... .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ... забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ...,

Что кислород всегда поддерживает ...

Над тем, как в булку превратить простое ...,

С утра до вечера они чесали ...


Проверка: читаем с уже записанными словами. У кого из вас такой же вариант выполнения задания?


- Отредактируем предложения вместе устно.

1. Время было в обрез

2. У тебя нет время поговорить со мной?

3. Сколько время тебе понадобится, чтобы дочитать книгу?

4. Мне всегда не хватает время на игры с младшим братом


- Запишите одно предложение на выбор с уже исправленным вариантом.

Ученики получают карточки со стихотворением и самостоятельно вставляют вместо пропусков.

7

Домашнее задание (записано на доске)

упр. 222, знать правило

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.


- Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли ли вы её?

- Кто из вас доволен своей работой на уроке?

- А что было самым трудным? Самым легким?


Оценивает работу на уроке.


Самооценка.

Приложение



Склонение – это изменение имен существительных (прилагательных, числительных, местоимений) по числам и по падежам.

Просклонять существительное – изменить по числам и по падежам.


Выделяют три склонения существительных: первое, второе, третье


1 склонение

2 склонение

3 склонение

Существительные

ж.р. и м.р. с окончаниями а, я:

мама, папа, дядя, тетя, земля, слуга

Существительные м.р.

с нулевым окончанием:

дом, стол, сарай, закон


Существительные ср. р. с окончаниями о, е: солнце, окно, село, поле


Существительные ж.р.

с нулевым окончанием: тень, лень, ель, радость


Некоторые из них оканчиваются на шипящий, после которого пишется «ь»: дочь, печь, молодежь

































Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных типов склонений. К разносклоняемым существительным относятся:

  • Десять существительных среднего рода, оканчивающихся на -мязнамя, время, бремя, вымя, племя, семя, темя, имя, пламя, стремя;

  • Существительное среднего рода – дитя;

  • Существительное мужского рода – путь.

Разносклоняемые существительные при изменении по падежам в Т. п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д. п. и П. п. единственного числа – как существительные 3 склонения.

Примеры изменения по падежам разносклоняемых существительных представлены в таблице.


Ед. число

Мн. число

И. п.

Дитя,

Путь,

Стремя,

Имя

Дети,

Пути,

Стремена,

Имена

Р. п.

Дитяти,

Пути,

Стремени,

Имени

Детей,

Путей,

Стремян,

Имен

Д. п.

Дитяти,

Пути,

Стремени,

Имени

Детям,

Путям,

Стременам,

Именам

В. п.

Дитя,

Путь,

Стремя,

Имя

Детей,

Пути,

Стремена,

Имена

Т. п.

Дитятей (дитятею),

Путем,

Стременем,

Именем

Детьми,

Путями,

Стременами,

Именами

П. п.

О дитяти,

О пути,

О стремени,

Об имени

О детях,

О путях,

О стременах,

Об именах



Обратите внимание у существительных на –мя в косвенных падежах появляется суффикс -ен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. Разносклоняемые имена существительные.

Автор: Достова Марина Васильевна

Дата: 15.11.2017

Номер свидетельства: 439040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_po_tiemie_raznoskloniaiemyie_imiena_sushchiestvitiel_nyie"
    ["file_id"] => string(6) "378920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484304033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Разносклоняемые имена существительные."
    ["seo_title"] => string(47) "raznoskloniaiemyie_imiena_sushchiestvitiel_nyie"
    ["file_id"] => string(6) "391478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487010383"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные" с использованием ИКТ"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_6_klassie_raznoskloniaiemyie_imiena_sushchies"
    ["file_id"] => string(6) "425091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502201354"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства