Просмотр содержимого документа
«Разносклоняемые имена существительные.»
Открытый урок
русского языка
в 6 классе
по теме:
«Разносклоняемые
имена существительные»
учителя русского языка и литературы
Валеевой Гульнары Мунировны
Цели урока:
образовательные - дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания; воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, открытость в отношении с людьми, осуждение зависти; развивающие - развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, овладение целеполаганием, развитие памяти.
I.Оргмомент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте попробуем настроиться на общение друг с другом. Постарайтесь повторить ритм моих хлопков. Вначале слушаете, затем все вместе хлопаете. Начали.
II. Создание положительной мотивации.
- Молодцы! Не разъединяйте ладоней! Послушайте одну историю о мудреце.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках...”
У нас в ладошках сейчас тоже спрятана бабочка, она яркая, разноцветная. Её зовут: «Успех урока». И от нас с вами зависит, то ли мы её выпустим на волю и посмотрим, как красив её полёт, либо соединим ладошки и раздавим дивную бабочку. Каждый решает для себя. Мне приятно общаться с вами, я хочу, чтобы на уроке вам было интересно и приятно работать, я выпускаю свою бабочку. А теперь примите решение вы.
Итак, мы с вами решили работать. Пора приниматься за дело.
На экране: Пр..чуда, с..ск, Пр..морск, об..ск, пр..рода
Запишите предложенные слова.
Найдите лишнее слово, подчеркните его, объясните свой выбор.
Работаем с оставшимися словами.
Что их отличает? (правописание букв и,ы). Какие буквы вы выбрали и почему?
Что объединяет эти слова? (Орфограмма в присатвках, эти слова – имена существительные). Сегодня мы продолжим изучение имени существительного.
III.Формулирование темы урока.
- А теперь нам надо узнать тему сегодняшнего урока. В этом нам помогут ваши знания об имени существительном, полученные в предыдущих классах.
Давайте вспомним, сколько типов склонения выделяют у имён существительных?
Как мы определяем, к какому склонению относится слово?
Посмотрите на экран. К какому склонению относится слово капля? Почему?
К какому склонению относится слово сердце? Почему?
К какому склонению относится слово дочь? Почему?
В русском языке выделяют три типа склонения, а почему у нас в таблице четыре колонки? Попробуйте определить склонение существительного время?
В формах каких падежей окончание этого имени существительного совпадает с окончаниями имён существительных 2-го склонения? 3-го склонения?
По одному типу склонения изменяются окончания или по разным?
Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Разно….
Разносклоняемые имена существительные.
IV. Постановка целей и задач урока.
Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.
Что мы постараемся сегодня узнать?
Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?
А ещё одну цель мы с вами уже достигли, когда сравнивали имена существительные разных склонений.
Узнать, почему разносклоняемые существительные получили такое название?
А чему мы должны научиться?
Видеть разносклоняемые имена существительные, уметь отличать их от существительных 1,2,3 склонений.
V. Изучение нового материала.
- На экране перечислены имена существительные разносклоняемые. Есть ли что-то, что их объединяет? (10 из них заканчиваются на –мя). Разносклоняемые существительные так и запоминают: 10 существительных среднего рода на –мя плюс существительное мужского рода путь. Есть ли среди этих слов те, лексическое значение которых вам не понятно?
Давайте докажем, что любое из этих имён существительных является разносклоняемым. Посмотрите на экран, попытайтесь сформулировать задание к упражнению.
Просклоняйте существительные Бремя, Темя. (2 учащихся у доски)
Дополнительные вопросы:
Пишется ли в окончаниях разносклоняемых существительных буква –е?
С падежной формой какого склонения совпадает форма творительного падежа?
Вопрос классу: К какому склонению относятся слова бремя, темя?
(это разносклоняемые существительные, потому что часть их падежных окончаний соответствует 3 склонению, а часть – второму)
V. Тренировочные упражнения.
1.Запишите словосочетания, найдите в них разносклоняемые существительные, подчеркните их.
До поры до времени, детское время, тянуть время, называть вещи своими именами, семена добра.
- Как называются такие сочетания слов? (Устойчивые, фразеологические)
- С любыми двумя сочетаниями запишите предложения. Два варианта задания: либо составляете два отдельных предложения, либо два предложения, связанные по смыслу.
Ваши предложения.
2. Перечислите разносклоняемые имена существительные, которые вы запомнили.
Для того чтобы запомнить ряд не связанных между собой слов существует следующий приём. Надо составить рассказ, включающий в себя эти слова. Постараемся это сделать и мы. Игра «Снежный ком». Составляем текст по цепочке, используем по порядку все существительные. Я начинаю : тяжкое бремя легло на его плечи.
Назовём разносклоняемые существительные ещё раз.
VI.Подведение итогов.
Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Достигли мы их?
Назовите разносклоняемые имена существительные.
Почему они называются разносклоняемыми?
Зачем нужно отличать эти имена существительные от существительных других склонений?
С существительными какого склонения нельзя перепутать разносклоняемые существительные? Почему?