kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.

   Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса .

   Воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Метод урока: урок- экскурсия, поиск.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

    II. Опрос домашнего задания.

Сейчас мы проведем блиц- опрос «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения , а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА» , либо не согласитесь «НЕТ». И мы проверим , настолько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

Вопросы:

  1. В русском языке шесть склонений
  2. Изменение слов по падежам называется склонением
  3. Разносклоняемых существительных всего 5
  4. Существительны не изменяются по родам
  5. Непостоянные признаки существительных – падеж и число

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся на экскурсию по городу Алматы. Начало экскурсии Мы совершим на такси по широким улицам и дорогам  Алматы.

     Первая наша  остановка «Зоопарк». Чтобы доехать до зоопарка мы должны выполнить 1 задание:

  1. Подберите синонимы к  слову дорога

-Правильно, синонимы к лову дорога – путь, шоссе, трасса. А теперь, просклоняйте существительные дорога и шоссе.

И.п

кто? что?

дорога

шоссе

Р.п

кого? чего?


 

Д.п

кому? чему?


 

В.п

кого? что?


 

Т.п

кем? чем?


 

П.п

о ком? о чем?


 

С/р.  Шоссе- (с.р.) дорога с твердым покрытием.

-Проверим.

-Что вы можете сказать о существительных дорога и шоссе ?

-Да, существительное шоссе не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Тема нашего урока «Несклоняемые имена существительные».

III. Новая тема

В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и  не изменяются по числам. К ним относятся:

  • нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными  -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
  • иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
  • русские  и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
  • сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО

- А какие еще вы знаете сложносокращенные слова, которые употребляете ежедневно? Как называется мобильное сообщение?

377. Прочитайте.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье -

Ты все слова запоминай

И никогда не изменяй!

-О чем это стихотворение?

-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?

-Как вы думаете , откуда эти слова пришли в русский язык

-Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются,  т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.

-Ребята, вот мы и доехали до зоопарка. Давайте посетим зоопарк и послушаем интересные  сведения о животных и птицах..

1-ый ученик: Колибри-…….

 

1-ой ученик:  Шимпанзе-…..

 

3-ий ученик: Кенгуру-……

 

4-ый ученик: Фламинго-……

 

-Ребята, каких животных можно еще увидеть в зоопарке?

-Теперь , чтобы доехать до следующей остановки, мы выполним 2-ое задание:

  Маленьк….   пони, длиннохвост…  кенгуру, розов…   какаду,  смешн…  шимпанзе.

-Чего не хватает прилагательным? Что нужно знать ,чтобы правильно подобрать окончание? 

-Правильно, нужно знать род  несклоняемых существительных.

Мужской род

Женский  род

Средний род

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола или животных: какаду, шимпанзе, кенгуру и т.д.

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, леди, фрау и т.д.

Несклоняемые неодушевленные имена существительные: шоссе, алоэ, метро, эскимо ит.д.

 

 Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных,  которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит. Существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный  Алматы.

IV. Закрепление.

-Ребята, мы с вами немного проголодались, давайте зайдем в кафе. Это наша вторая остановка.

 В кафе нам приносят меню. В меню закрались несклоняемые существительные.

-Давайте, найдем и закажем блюда, которые обозначены несклоняемыми  существительными.

        Меню

Салат «Весна»

Салат «Оливье»

Суши

Какао

Чай

Кофе

Сок

Суп

 С/р.  Суши- (с.р.) блюдо традиционной японской кухни, обозначает «маринованная рыба,» приготовленное из риса и различных морепродуктов.

-Давайте, послушаем еще одно сведение.

5-ый ученик: Салат «Оливье» изобрел в шестидесятые года 19 века повар-француз Люсьен Оливье. Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта утерянным. В наши дни ни  Новый год, ни День рождения, ни какой-либо праздник не проходит без этого замечательного салата.

 

-Ребята, на десерт я приготовила вам загадку:

Он на палочке стоит,

Шоколадом весь облит.

Сидят деточки в кино,

В ручках держат ЭСКИМО.

-Если вы, ребята, найдете в этой загадке еще одно несклоняемое существительное, то мы зайдем в магазин верхней одежды. И вам, и нашим гостям будет интересно в нашей 3-ей остановке.

-Какую верхнюю одежду вы знаете?

С/Р.  Манто-(с.р.) широкое женское пальто, обычно меховое.

Кашне-(с.р.) узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

6-ой ученик: Манто-…..

 

Сделайте синтаксический разбор предложения.

В магазине верхней одежды продаются модные манто.

-Как называется подземная железная дорога?

-Хотите ли вы поехать домой на метро? Давайте, тогда ответим на эти вопросы.

-Когда было открыто подземная линия в Алматы?

-В чем преимущество метро?

-Еще в каких городах есть метро?

V. Итог урока.

 Работа в парах с тестом.

1. Найдите правильный ответ:

1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.

2. Укажите "лишнее слово":

 

1) домино;

2) окно;

3) пальто;

4) трико.

3. Укажите существительное женского рода:

1) авеню;

2) какаду;

3) кофе;

4) кашне.

4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?

1) в ателье – Д.п.

2) без пальто – Р.п.

3) по радио – П.п.

4) у табло – Д.п.

- Давайте проверим тестовую работу.

На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число - 2212

- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных?   (Изменяемые существительные склоняются, а неизменяемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму.)

- Как можно определить число, падеж неизменяемых существительных?  (Составить словосочетания.)

- А род таких имен существительных определяется по словарю и запоминается.

- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные?   (Ни к какому, так как не изменяются.)

 - В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения. Их состав в настоящее время активно пополняется (евро – м.р.)

 

VI. Домашнее задание. Выпишите из толкового словаря  несклоняемые существительных, объясните их лексическое значение.(5-6).

Упр. 374,376

Твор. задание: составьте текст, включив в него несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц.  (Тема: зоопарк, путешествия, энциклопедия, телепередача.)

VII. Оценки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" »

Тема: Несклоняемые имена существительные.

Цели урока: Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.

Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса .

Воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Метод урока: урок- экскурсия, поиск.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

II. Опрос домашнего задания.

Сейчас мы проведем блиц- опрос «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения , а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА» , либо не согласитесь «НЕТ». И мы проверим , настолько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

Вопросы:

  1. В русском языке шесть склонений

  2. Изменение слов по падежам называется склонением

  3. Разносклоняемых существительных всего 5

  4. Существительны не изменяются по родам

  5. Непостоянные признаки существительных – падеж и число

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся на экскурсию по городу Алматы. Начало экскурсии Мы совершим на такси по широким улицам и дорогам Алматы.

Первая наша остановка «Зоопарк». Чтобы доехать до зоопарка мы должны выполнить 1 задание:

  1. Подберите синонимы к слову дорога

-Правильно, синонимы к лову дорога – путь, шоссе, трасса. А теперь, просклоняйте существительные дорога и шоссе.

И.п

кто? что?

дорога

шоссе

Р.п

кого? чего?



Д.п

кому? чему?



В.п

кого? что?



Т.п

кем? чем?



П.п

о ком? о чем?



С/р. Шоссе- (с.р.) дорога с твердым покрытием.

-Проверим.

-Что вы можете сказать о существительных дорога и шоссе ?

-Да, существительное шоссе не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Тема нашего урока «Несклоняемые имена существительные».

III. Новая тема

В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и  не изменяются по числам. К ним относятся:

  • нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными  -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;

  • иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;

  • русские  и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;

  • сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО

- А какие еще вы знаете сложносокращенные слова, которые употребляете ежедневно? Как называется мобильное сообщение?

377. Прочитайте.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье -

Ты все слова запоминай

И никогда не изменяй!

-О чем это стихотворение?

-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?

-Как вы думаете , откуда эти слова пришли в русский язык

-Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.

-Ребята, вот мы и доехали до зоопарка. Давайте посетим зоопарк и послушаем интересные сведения о животных и птицах..

1-ый ученик: Колибри-…….

1-ой ученик: Шимпанзе-…..

3-ий ученик: Кенгуру-……

4-ый ученик: Фламинго-……

-Ребята, каких животных можно еще увидеть в зоопарке?

-Теперь , чтобы доехать до следующей остановки, мы выполним 2-ое задание:

Маленьк…. пони, длиннохвост… кенгуру, розов… какаду, смешн… шимпанзе.

-Чего не хватает прилагательным? Что нужно знать ,чтобы правильно подобрать окончание?

-Правильно, нужно знать род несклоняемых существительных.

Мужской род

Женский род

Средний род

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола или животных: какаду, шимпанзе, кенгуру и т.д.

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, леди, фрау и т.д.

Несклоняемые неодушевленные имена существительные: шоссе, алоэ, метро, эскимо ит.д.



Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит. Существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный Алматы.

IV. Закрепление.

-Ребята, мы с вами немного проголодались, давайте зайдем в кафе. Это наша вторая остановка.

В кафе нам приносят меню. В меню закрались несклоняемые существительные.

-Давайте, найдем и закажем блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными.

Меню

Салат «Весна»

Салат «Оливье»

Суши

Какао

Чай

Кофе

Сок

Суп

С/р. Суши- (с.р.) блюдо традиционной японской кухни, обозначает «маринованная рыба,» приготовленное из риса и различных морепродуктов.

-Давайте, послушаем еще одно сведение.

5-ый ученик: Салат «Оливье» изобрел в шестидесятые года 19 века повар-француз Люсьен Оливье. Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта утерянным. В наши дни ни Новый год, ни День рождения, ни какой-либо праздник не проходит без этого замечательного салата.

-Ребята, на десерт я приготовила вам загадку:

Он на палочке стоит,

Шоколадом весь облит.

Сидят деточки в кино,

В ручках держат ЭСКИМО.

-Если вы, ребята, найдете в этой загадке еще одно несклоняемое существительное, то мы зайдем в магазин верхней одежды. И вам, и нашим гостям будет интересно в нашей 3-ей остановке.

-Какую верхнюю одежду вы знаете?

С/Р. Манто-(с.р.) широкое женское пальто, обычно меховое.

Кашне-(с.р.) узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

6-ой ученик: Манто-…..

Сделайте синтаксический разбор предложения.

В магазине верхней одежды продаются модные манто.

-Как называется подземная железная дорога?

-Хотите ли вы поехать домой на метро? Давайте, тогда ответим на эти вопросы.

-Когда было открыто подземная линия в Алматы?

-В чем преимущество метро?

-Еще в каких городах есть метро?

V. Итог урока.

Работа в парах с тестом.

1. Найдите правильный ответ:

1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.

2. Укажите "лишнее слово":


1) домино;

2) окно;

3) пальто;

4) трико.

3. Укажите существительное женского рода:

1) авеню;

2) какаду;

3) кофе;

4) кашне.

4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?

1) в ателье – Д.п.

2) без пальто – Р.п.

3) по радио – П.п.

4) у табло – Д.п.

- Давайте проверим тестовую работу.

На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число - 2212

- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных? (Изменяемые существительные склоняются, а неизменяемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму.)

- Как можно определить число, падеж неизменяемых существительных? (Составить словосочетания.)

- А род таких имен существительных определяется по словарю и запоминается.

- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Ни к какому, так как не изменяются.)

- В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения. Их состав в настоящее время активно пополняется (евро – м.р.)


VI. Домашнее задание. Выпишите из толкового словаря  несклоняемые существительных, объясните их лексическое значение.(5-6).

Упр. 374,376

Твор. задание: составьте текст, включив в него несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц. (Тема: зоопарк, путешествия, энциклопедия, телепередача.)

VII. Оценки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные"

Автор: Нурманова Лаззат Джамбуловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "173764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021131"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_po_teme_neskloniaemye_imena_sushche"
    ["file_id"] => string(6) "592976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186561"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(47) "nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "172640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423843201"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiektraznourovnievoghourokanatiemunieskloniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "318686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460635970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства