kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6-й класс

Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”;
  • формирование языковой и речевой компетенций;
  • совершенствование практических навыков в определении основных признаков
  • данной части речи;
  • воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии: уровневая дифференциация; ИКТ

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • таблицы;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • рабочая тетрадь “Комплексный анализ текста. 6 класс”.

Ход урока.

1. Оргмомент

- проверяется готовность к уроку;
- записывается число.

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского.

Слайд № 1

________________________________________________________________________________

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

________________________________________________________________________________

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.

Слайд № 2

________________________________________________________________________________

Имя существительное как часть речи

  • Значения существительных
  • Признаки существительных
  • Синтаксическая роль

________________________________________________________________________________

3. Актуализация опорных знаний

Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”.

- Что он хотел сказать этим сравнением?

- Что такое имя существительное?

- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные.

(После ответов учащихся на слайде появляется схема)

Слайд № 3

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Индивидуальная работа у доски по карточке. Класс выполняет задание со слайда № 4.

Слайд № 4

___________________________________________________________________________

Распределите существительные в соответствии с их значением.

Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

_____________________________________________________________________________

  • Самопроверка (по слайду).
  • Проверка индивидуального задания (способы образования существительных).

- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?

(После ответов учащихся появляется слайд № 5)

Слайд № 5

_____________________________________________________________________________

Постоянные признаки:

  • Собственное/ нарицательное
  • Одушевлённое/ неодушевлённое
  • Род
  • Склонение

Непостоянные признаки:

  • Число
  • Падеж

______________________________________________________________________________

- Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.   Морфологический разбор существительного ( в рабочей тетради “Комплексный анализ текста” текст № 11, задание 9)

- Какие существительные называются собственными?

- Как они пишутся?

2. Объяснительный диктант.

В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живём на Волге, купили “Волгу”, молодой орёл, город Орёл, газета “Парус”, программа “Время”.

3. Индивидуальная работа у доски (выписать из текста № 1 (рабочая тетрадь) имена собственные)

- Почему в определении существительного указывается два вопроса?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

(После ответов учащихся появляется слайд № 6)

Слайд № 6

_________________________________________________________________________

Одушевлённые имена существительные:

  • Названия живых существ: мальчик, бабочка
  • Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
  • Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
  • Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет

_________________________________________________________________________

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

Слайд № 7

__________________________________________________________________________

Неодушевлённые имена существительные:

  • Предметы действительности: книга, стол
  • Растения: ромашка, крапива
  • Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая

__________________________________________________________________________

- Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.

Совместными усилиями делается вывод:

у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)

2 Индивидуальная работа в тетрадях “Комплексный анализ текста” (3 ученика)

3.Класс выполняет тест (слайд № 8)

Слайд № 8

__________________________________________________________________________

Тест

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год.

__________________________________________________________________________

3. Проверка индивидуальных заданий.

4. Самопроверка теста (по слайду)

- Изменяются ли существительные по родам?

- Что нового узнали об этой категории?

- У всех ли существительных легко определить род?

- Как определить род у несклоняемых существительных?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)

2. Парная работа (слайд № 9)

Слайд № 9

__________________________________________________________________________

Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн. кафе, вкусн. салями, горяч. кофе, разварист. пюре, овощн. рагу, свеж. безе.

__________________________________________________________________________

4. Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.

5. Проверка индивидуальных заданий у доски.

- Есть ли окончания у несклоняемых существительных?

- Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?

5. Работа с таблицей “Падежные окончания существительных”

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Буквенный диктант

на берёзе о профессии по аллее 
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции 
в инее по территории в брошюре

2. Взаимопроверка ( по слайду № 10)

Слайд № 10

_______________________________________________________________________

е и е
и и и 
и и и
и и и 
е и е

_______________________________________________________________________

- В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением.

- Что вы знаете о категории числа в русском языке?

- В древности,кроме единственного и множественного числа, было двойственное число, которое обозначало парные предметы.

- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Синтаксический разбор предложения

В саду крапива занимала целый угол цветника.

4. Обобщение и комментирование оценок за урок.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово

- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке (слайд № 1).Не случайно 2015 год объявлен годом русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов вам и новых открытий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение".»

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.   К.Г. Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский

Значения существительных Признаки существительных Синтаксическая роль
  • Значения существительных
  • Признаки существительных
  • Синтаксическая роль
Значения существительных Живые организмы Предметы Существительное Явления Признак как предмет Вещества Действие как предмет

Значения существительных

Живые организмы

Предметы

Существительное

Явления

Признак как предмет

Вещества

Действие как предмет

Распределить существительные в соответствии с их значением: бегство ливень нежность краснота прыжок смелость туман мороз обход отдых белизна весна Явления действительности Признак как предмет Действие как предмет

Распределить существительные в соответствии с их значением:

бегство

ливень

нежность

краснота

прыжок

смелость

туман

мороз

обход

отдых

белизна

весна

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

Постоянные признаки: Собственное / нарицательное Одушевлённое / неодушевлённое Род Склонение Непостоянные признаки:

Постоянные признаки:

  • Собственное / нарицательное
  • Одушевлённое / неодушевлённое
  • Род
  • Склонение

Непостоянные признаки:

  • Число
  • Падеж
Одушевлённые существительные Названия живых существ:   мальчик, бабочка Названия сказочных персонажей:   леший, кентавр Названия детских игрушек:   кукла, мишка Названия шахматных и карточных фигур:   пешка, валет

Одушевлённые существительные

  • Названия живых существ:

мальчик, бабочка

  • Названия сказочных персонажей:

леший, кентавр

  • Названия детских игрушек:

кукла, мишка

  • Названия шахматных и карточных фигур:

пешка, валет

Неодушевлённые существительные Предметы действительности:    книга, стол Растения:    крапива, сосна Собирательные названия множеств живых существ:    народ, толпа

Неодушевлённые существительные

  • Предметы действительности:

книга, стол

  • Растения:

крапива, сосна

  • Собирательные названия множеств живых существ:

народ, толпа

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:  а) пароход, лошадь, кино, кнопка;  б) лес, окно, табун, стекло;  в) кукла, лисица, студент, Снегурочка. 2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:    а) армия, листва, тюльпан, урок;  б) стадо, иволга, веретено, медведь;  в) ученик, карандаш, рассвет, год.

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

Составьте и запишите предложения, используя следующие словосочетания: школьн.. кафе вкусн.. салями горяч.. кофе свеж.. безе овощн.. рагу

Составьте и запишите предложения, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе

вкусн.. салями

горяч.. кофе

свеж.. безе

овощн.. рагу

Буквенный диктант Е И И И Е И И И И И Е И И И Е

Буквенный диктант

Е

И

И

И

Е

И

И

И

И

И

Е

И

И

И

Е

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.   К.Г. Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение".

Автор: Березовская Ольга Валерьевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства