Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"»
Конспект урока в 6 классе
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 6
3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская
4. Тема урока: Разносклоняемые существительные
5. Тип урока: Урок открытия новых знаний
6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать
7. Задачи урока:
образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала
развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности
воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Предметные результаты:
Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;
Уметь:распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. На прошлых уроках мы повторяли материал об имени существительном, изученный в 5 классе. Но эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям.
Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф:
Если запастись терпением
и проявить стремление,
то посеянные семена знания
дадут добрые всходы.
Л. Да Винчи
Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»).
Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.
Откройте тетради и запишите: 23 ноября. Классная работа.
Оставьте одну строчку для темы урока.
Актуализация знаний.
Для того чтобы с легкостью справиться со всеми заданиями, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках.
Определите, верно ли утверждение.
Имена существительные обозначают предмет?
Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?
В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.
В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?
Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?
Оцените себя.
Постановка учебной задачи
Хорошо. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Снег, заснеженные деревья, сосульки и т.д.).
Несмотря на то, что по календарю еще осень, на улице уже давно по-зимнему холодно и снежно.
На доске вы видите слова: зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.
Распределите их по колонкам в таблице
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Проверка
Получилось распределить все слова, кроме одного (время).
В чем же причина?
Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.
Просклоняем это сущ.
И.П. времЯ морЕ сирень
Р.П. временИ морЯ сиренИ
Д.П. временИ морЮ сиренИ
В.П. времЯ морЕ сирень
Т.П. временЕМ морЕМ сиреньЮ
П.П. о временИ о морЕ о сиренИ
Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ. Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же называются такие сущ.?
Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»
Записываем название 4 колонки (вписываем ВРЕМЯ)
Цель:
- определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;
- узнать, сколько таких существительных;
- научиться правильно их склонять.
Какие существительные называются разносклоняемыми, мы уже определили. Такие существительные оканчиваются на –МЯ (не путать с окончанием!).
Ответим на второй вопрос: сколько разносклоняемых существительных?
У вас на столах лежит стихотворение Аркадия Иосифовича Хайта, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.
Открытие нового знания
Работа в парах
В стародавнее древнее ВРЕМЯ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ, Как написать свою фамилию и ИМЯ, Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ – Необразованное было это ПЛЕМЯ. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их БРЕМЯ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ, Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ. Над тем, как в булку превратить Простое СЕМЯ, С утра до вечера они чесали ТЕМЯ. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков, Чтоб она получилась полезной, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ. А для того, чтоб облегчить учебы БРЕМЯ, Вы повторяйте эту песенку все ВРЕМЯ. А. Хайт
Проверка.
Сколько слов получилось? (10).
5.Первичное закрепление
Откройте учебники на странице136, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.
ПУТЬ – это тоже разносклоняемое существительное.
Докажем это (1 ученик склоняет ПУТЬ на закрытой доске)
1 пара – работа со словарем (определить ЛЗ стремя и темя).
2 пара - работа со словарем (определить ЛЗ бремя, знамя, племя).
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Класс в это время выполняет задание:
Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выписать их; определить, как называются эти словосочетания; объяснить смысл).
До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.
Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.
Физминутка
Размахиваем знаменем,
Разбрасываем семена,
Согнулись под бременем забот,
Почесали темя.
Отправляясь в дальний путь,
Имя свое не забудь.
Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?
(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).
6.Включение в систему знаний и повторение
Мы переходим к следующему заданию. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.
Не в золоте богатство, а в добром имен… .
От худого семен… не жди доброго племен… .
Нет тяжелее бремен…, чем безделье.
Большого пламен… не задуешь.
Добрый совет ко времен… хорош.
Проверка
Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное.
(семена)
Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.
7.ДЗ. Но сначала мы запишем д.з. на следующий урок: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.
8. Рефлексия
Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.
Рабочий лист
учени___ 6 –А класса
Верно ли утверждение?
1.Имена существительные обозначают предмет?
2.Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?
3.В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.
В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?
Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?
Итог: _____ баллов
Распределите слова по колонкам:
Зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Прочитайте стихотворение А.Хайта.
В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя – Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя. Над тем, как в булку превратить Простое семя, С утра до вечера они чесали темя. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков, Чтоб она получилась полезной, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне имя, племя, семя, пламя, В неё вошли и вымя, темя, стремя, знамя. А для того, чтоб облегчить учебы бремя, Вы повторяйте эту песенку все время.
Выписать из стихотворения разносклоняемые существительные, заполнить 4 колонку.
Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.
Не в золоте богатство, а в добром имен… .
От худого семен… не жди доброго племен… .
Нет тяжелее бремен…, чем безделье.
Большого пламен… не задуешь.
Добрый совет ко времен… хорош.
Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.