kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"»



Конспект урока в 6 классе

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 6

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока: Разносклоняемые существительные

5. Тип урока: Урок открытия новых знаний

6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

7. Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.


















Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. На прошлых уроках мы повторяли материал об имени существительном, изученный в 5 классе. Но эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям.

Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф:

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Л. Да Винчи



Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»).

Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.

Откройте тетради и запишите: 23 ноября. Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

  1. Актуализация знаний.

Для того чтобы с легкостью справиться со всеми заданиями, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках.

Определите, верно ли утверждение.

  1. Имена существительные обозначают предмет?

  2. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

  3. В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

  4. В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?

  5. Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Оцените себя.

  1. Постановка учебной задачи

Хорошо. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Снег, заснеженные деревья, сосульки и т.д.).

Несмотря на то, что по календарю еще осень, на улице уже давно по-зимнему холодно и снежно.

На доске вы видите слова: зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

Распределите их по колонкам в таблице

1 склонение

2 склонение

3 склонение








Проверка

Получилось распределить все слова, кроме одного (время).

В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

Просклоняем это сущ.

И.П. времЯ морЕ сирень

Р.П. временИ морЯ сиренИ

Д.П. временИ морЮ сиренИ

В.П. времЯ морЕ сирень

Т.П. временЕМ морЕМ сиреньЮ

П.П. о временИ о морЕ о сиренИ

Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ. Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же называются такие сущ.?

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»



Записываем название 4 колонки (вписываем ВРЕМЯ)

Цель:

- определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;

- узнать, сколько таких существительных;

- научиться правильно их склонять.

Какие существительные называются разносклоняемыми, мы уже определили. Такие существительные оканчиваются на –МЯ (не путать с окончанием!).

Ответим на второй вопрос: сколько разносклоняемых существительных?

У вас на столах лежит стихотворение Аркадия Иосифовича Хайта, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.



  1. Открытие нового знания

Работа в парах

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить
Простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ,
СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ,
СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, чтоб облегчить учебы
БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку все
ВРЕМЯ.
А. Хайт

Проверка.

Сколько слов получилось? (10).

5.Первичное закрепление

Откройте учебники на странице136, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.

ПУТЬ – это тоже разносклоняемое существительное.

Докажем это (1 ученик склоняет ПУТЬ на закрытой доске)

1 пара – работа со словарем (определить ЛЗ стремя и темя).

2 пара - работа со словарем (определить ЛЗ бремя, знамя, племя).

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Класс в это время выполняет задание:

Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выписать их; определить, как называются эти словосочетания; объяснить смысл).

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.



Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.

Физминутка

Размахиваем знаменем,

Разбрасываем семена,

Согнулись под бременем забот,

Почесали темя.

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).

6.Включение в систему знаний и повторение

Мы переходим к следующему заданию. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Добрый совет ко времен… хорош.

Проверка

Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное.

(семена)

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.

7.ДЗ. Но сначала мы запишем д.з. на следующий урок: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.

8. Рефлексия

Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.





Рабочий лист

учени___ 6 –А класса






  1. Верно ли утверждение?

1.Имена существительные обозначают предмет?

2.Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

3.В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

  1. В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?

  2. Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Итог: _____ баллов

  1. Распределите слова по колонкам:



Зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.



1 склонение

2 склонение

3 склонение










  1. Прочитайте стихотворение А.Хайта.




В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить
Простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне имя, племя,
семя, пламя,
В неё вошли и вымя, темя,
стремя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы
бремя,
Вы повторяйте эту песенку все
время.


Выписать из стихотворения разносклоняемые существительные, заполнить 4 колонку.



  1. Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Добрый совет ко времен… хорош.











  1. Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Автор: Егорова Ирина Николаевна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Обобщающий урок - сказка по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-obobshchaiushchii-urok-skazka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "109652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404848443"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по теме "Правописание окончаний" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii"
    ["file_id"] => string(6) "126632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415201869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства