Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные" с использованием ИКТ»
Тип урока: комбинированный, повторение орфограмм и изучение нового учебного материала.
ЦЕЛЬ:
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания, а также о существительных как части речи в целом.
ЗАДАЧИ:
Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях
Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков
Воспитание нравственных качеств, развитие высокоморальной личности
Формирование психологического настроя на урок. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы разносклоняемые существительные. Давайте сосредоточимся и настроимся на продуктивную работу.
Для начала проверим ваши знания с предыдущих уроков. У вас есть пара минут, чтобы повторить орфограммы № 11,12,13,28,29
-Итак, дежурный поможет мне раздать карточки с заданием. Просьба – не заглядывать в ответы, вставить пропущенные буквы.
А теперь обменяйтесь карточками попарно и выполните взаимопроверку.Будьте предельно внимательны, от вас зависит оценка одноклассника.
Вот и результат. Каждый из вас заработал оценку. Выставьте ее в дневник, после урока подойдете за подписью и дополнительными заданиями, если вы ошиблись в орфограммах.
3. Определение темы урока. Целеполагание.Актуализация имеющихся знаний
Просмотр видео. Остановить, а сейчас мы выполним предлагаемые задания. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока: Разносклоняемые существительные. Итак, задания.
1 пример – Мадина
2 пример – Полина
3 пример – Денис
4 пример – Валентин
Хорошо, с этим заданием мы справились. Двигаемся дальше.
Закрепление материала Выполнение заданий из видео
1предложение – Гуля
2предложение – Саша
3предложение –Камил
Пришло время размяться! (физминутка)
Ребята, хотела бы обратить ваше внимание, что знание этой темы позволит вам выполнить одно из заданий ЕГЭ А17 – правописание суффиксов различных частей речи.
А теперь вновь внимание на экран. Эльвина, прочти, пожалуйста, текст.
1.Найти и выписать существительные на –мя , определить их падеж (времени Р.п, имени Р.п)
2.Заполните предложенные таблицы примерами из текста, не менее 3-х слов в каждой колонке. Проверим себя!
Замечательно, и с этим заданием мы справились.
А теперь. Ребята, я немного перефразирую вопрос и спрошу вас
ЧТО ДЕЛАЕТ ВАС СЧАСТЛИВЫМИ?
Не торопитесь отвечать. Я предлагаю вам закрыть глаза и включить воображение. Нарисуйте мысленно картинку, на которой будут те предметы, которые делают вас счастливыми. А теперь перенесем это всё в тетрадь. Как? без красок и кисточек? СЛОВАМИ! Можно использовать только существительные и прилагательные.
Вика, прочти нам, пожалуйста, что у тебя получилось?
Кирилл? Эльза? Молодцы, ребята, приятно слышать, что именно такие вещи составляют ваше счастье!
Вы, конечно, знаете, что я порой пишу стихи, так вот в одном из них я тоже размышляла о таком хрупком предмете как счастье. Хотите услышать отрывок?
А много ли для счастья надо?
На это нет прямого взгляда
Все люди разные на свете
И счастье личное – в секрете.
У каждого свои пристрастья
И мы всю жизнь стремимся к счастью!
5. Итог урока
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило – было, мохнатое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя-
Необразованным было это племя.
Трудно им жить было в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
7.Рефлексия
Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
Много мы сегодня с вами сделали и узнали. По крайней мере одно волшебное свойство существительных вы точно запомнили – что с их помощью можно передавать информацию, они помогают нам нарисовать картинку, сделать фото. А чтобы эта картинка ожила нам понадобятся глаголы… Но это будет только в третьей четверти! А знания, полученные сегодня пригодятся вам при написании С2 в 9 кл ГИА,где нужно написать сочинение рассуждение на лингвистическую тему, возможно и вам попадется тема «Зачем нужны существительные?»
8. Домашнее задание
Карточки с заданием лежат у вас на партах. На выбор вам предоставлены три задания. Следует выбрать одно из них и оформить его в тетради. Не забудьте подойти за подписью оценки. Спасибо за работу.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Оживить опрос, активизировать работу учащихся и определить тему урока мне помогло использование ИКТ (видеоматериал). С целью закрепления знаний учащиеся выполнили предложенные задания. Далее в качестве ритмической паузы была проведена физминутка. Развитию творческого мышления и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала работа с текстом, составление словосочетаний. С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, подведены итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание.
Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.