Создание учебно- познавательных мотивов | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). | Приветствует учащихся, настраивает ребят на работу. Сегодняшний урок я решила начать со слов известного французского философа и писателя Эпохи Возрождения, Мишеля Монтеня: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (Новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека). Молодцы! Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня и самостоятельно открыть новые знания. Желаю вам удачи! У вас на столах лежат рабочие листы и листы оценивания. На рабочих листахзапишите ФИ, дату, а тему урока сформулируете сами чуть позже. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся: Какую самостоятельную часть речи мы изучаем? − Что такое имя существительное? − Назовите основные способы образования имен существительных. -Какую орфограмму мы выучили на прошлом уроке? (правописание суффиксов ЧИК, ЩИК) -Когда в суф. Сущ. мы напишем щик, а когда чик? - Проверим ваше умение применять данное правило на практике. Выполните задание №1 на рабочих листах. Задание 1 Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. буфет…ица, груз…ик, прессов…ик объезд…ик, развед…ик, бакен…ик, камен…ик, вертолёт…ик, рассказ…ица, надсмотр…ик, компьютер…ик, экскаватор…ик, автомат…ик. Какая орфограмма в суффиксах слов вам встретилась? Проверим по эталону. Оцените свою деятельность.(№1) Какие умения вам понадобились, чтобы справиться с заданиями? | Развитие словарного запаса. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного,выборочного). 2.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. | №1 Прогностическое оценивание. | Отвечают на вопросы. Новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека Запись в рабочем листе даты, классная работа. Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Способы образования сущ. : -приставочный -суффиксальный - приставочно-суффиксальный -бессуффиксный -сложение Отвечают на вопросы. |
Действие целеполагания | Включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. | На слайде (доске) представлено предложение: Поешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! – Найдите существительные с ласкательным значением. Выделите в них суффикс. По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек, в которых выделены суффиксы. – Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.) – Какой возникает вопрос? Ученики формулируют вопрос: Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правописание гласных в суффиксах имён существительныхек, ик Тему урока записываем. Оцените свою деятельность.(№2) Используя опорные фразы на раб. листе, сформулируйте цель урока. Оцените свою деятельность(№3) | Целеустремленность и настойчивость | 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Формулировать вопрос (проблему) урока. | №2 Рефлексивное оценивание. Сравнение своего ответа с ответом. №3 Рефлексивное оценивание | Учащиеся выполняют задание. Ученики формулируют вопрос Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик? значит, тема сегодняшнего урока: Правописаниегласных в суффиксах имён существительныхек, ик Учащиеся формулируют цель урока: –ек-, -ик-; |
Планирование и организация деятельности | Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний. | Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются «шаги». СЛАЙД - Изучая эту тему, определим шаги действия. 1.Наблюдение (исследование). 2.Собственные выводы. 3.Сравнить собственные выводы с теорией. 4. Практика. Оцените свою деятельность(№4) | Творчество и созидание | 1.Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3.Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов). 4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу) мысли. | Рефлексивное оценивание№4 | Определяют шаги действия. 1.Наблюдение (исследование). 2.Собственные выводы. 3.Сравнить собственные выводы с теорией. 4. Практика. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели | Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания | Исследовательская работа в малых группах. -Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Карточка № 1 Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть горошек – нет горошка. Вывод: Мы сравнили пару слов: … Заметили, что… Карточка № 2 Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что… Карточка № 3 Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек– ключик – кораблик – замочек – сыночек– Вывод: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:… Решили, что если изменить форму слова.. Потом мы изменили форму других слов. Например: … Сделали вывод, что если изменить форму слова,… - Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам? – Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (включаю фрагмент мультфильма) − Вы вывели закономерность, сделали вывод и сформулировали правило. Давайте сверим его с правилом в учебникена стр.17. - На какой вопрос мы ответили? Оцените свою деятельность(№5) физминутка. Раз – все встали, потянулись; Два – назад все оглянулись; Три – руками помахали; На четыре – пол достали; Пять – все дружно повертелись; Шесть – за парты все уселись. СЛАЙД Задание №3 (чистый лист –на столах 1 на пару) − Ребята, а каков наш следующий шаг? (Мы должны создать эталон). − Я предлагаю вам поработать в парах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон (схема, алгоритм, таблица и т.д.). На работу отводится 2 минуты. -После ответов групп на слайде появляется эталон в виде таблицы: 1.Измени слово по падежам (просклоняй). 2.Посмотри, выпадает ли гласная в суффиксе. -Если выпадает, пиши суффикс –ек, -если сохраняется, то –ик. - Проверим полученные знания на практике. Первичная проверка усвоенного. Задание №4 . Фотодиктант. Назови животных и предметы, изображенные на фотографиях ласково, используя «уменьшительно-ласкательные» суффиксы и запиши получившиеся слова; используя эталон, выдели суффиксы. Объясняем условие выбора гласных и-е в суффиксах существительных, проговаривая правило. − В каких словах при работе у вас возникли затруднения? − Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили? Задание №5 (корректор) Найдите ошибки, исправьте их, доказав правильность своего утверждения Проверка по эталону. Оцените свою деятельность. Контрольный тест. 1.В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к 2.В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к 3.В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к 4.В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к 5.В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к | Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность поотношению к другим. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. | Рефлексивное оценивание№5 Рефлексивное оценивание№6 Рефлексивное оценивание№7 Рефлексивное оценивание№8 Контрольный тест. Ретроспективное оценивание Время выполнения – 3 минуты. Взаимопроверка. Нет ошибок – 5 Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3 Три и более ошибок - 2 | Время работы 5 минут. Выполнение заданий. Обсуждение работы 1. Определение условий написания суф. ик- ек. 2. Формулируют правило правописаниясуффиксов. 3. Чтение правила из учебника. Ученики делают выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника. Ответы детей Ответы детей Исправляют ошибки Проверка по эталону. Оценивают свою деятельность. Выполняют тест. |
Рефлексивно оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта. | РефлексияСЛАЙД Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) − Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании суффиксов имен существительных –ек, -ик). – Какую цель вы поставили в начале урока? Достигли мы с вами поставленной цели? –ек-, -ик-; -Правильно писать слова с гласной в суффиксах –ек-, -ик-. Подведите итог: 1. При каких условиях пишутся буквы е, а при каких буква и в суффиксах ек, ик? Домашнее задание Выполните задания: Параграф 40 1.Упр.№360 или 2.Творческое задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Трудолюбие ценность знания, стремление к истине. | 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. | | Заполнение листа самооценки. Цель: –ек-, -ик-; -Правильно писать слова с гласной в суффиксах –ек-, -ик-. |