kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Правописание гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока для учителя: Сформировать умение правильно писатьсуффиксыек-ик в сущ, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы.

Цель урока для учащихся:  развивать умение правильно писатьсуффиксы существительных, объясняя условия выбора изучаемойорфограммы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­".»


Технологическая карта урока

Ф.И.О. Плесовских Елена Викторовна
Предмет: русский язык

Класс: 5 «А»

УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой.  С.Н.Пименова, А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс

Тема: Правописание гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока для учителя: Сформировать умение правильно писатьсуффиксыек-ик в сущ, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы.

Цель урока для учащихся: развивать умение правильно писатьсуффиксы существительных, объясняя условия выбора изучаемойорфограммы.

Задачи урока для учителя:

1.Обеспечить усвоение знаний о правописаниисуффиксов ек-ик в сущ..

2.Развитие коммуникативных умений обучающихся через словарную работу, работу с текстом.

3.Развитие умения работать в парах.

Задачи урока для учащихся:

1.Видеть в словах орфограмму­буквуе, и в суффиксах существительных.

2.Уметь правильно писатьгласные в суффиксах существительных, графически обозначать условия выбора орфограммы.

3.Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; задавать вопросы.

4.Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся умеют анализировать написания суффиксов существительных, правильно писать гласные в суффиксах существительных–ек и –ик, объяснять условия выбора изучаемойорфограммы, алгоритм написания суффиксов повторить орфограммы по теме «Буквы -ч-, -щ- в суффиксах существительных -чик- (-щик-)

Уменияанализировать,сравнивать,строить рассуждения, делать выводы; задавать вопросы.

Умения строить связное монологическое высказывание, осуществлять

взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить контроль.


Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, потребность сохранить чистоту русского языка.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о причастии

Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • парная

    • индивидуальная

Методы обучения на уроке:

    • наглядный

    • проблемный и побуждающий диалог

    • индуктивный (по логике построения материала)

Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование: раздаточный материал (рабочий лист, лист самооценки)


Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

Создание учебно- познавательных мотивов


Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Приветствует учащихся, настраивает ребят на работу.

Сегодняшний урок я решила начать со слов известного французского философа и писателя Эпохи Возрождения, Мишеля Монтеня: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».

  • Как вы понимаете это высказывание? (Новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека).

  • Молодцы! Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня и самостоятельно открыть новые знания. Желаю вам удачи!

У вас на столах лежат рабочие листы и листы оценивания. На рабочих листахзапишите ФИ, дату, а тему урока сформулируете сами чуть позже.

Задание для активизации имеющих знаний обучающихся:

Какую самостоятельную часть речи мы изучаем?

− Что такое имя существительное?

− Назовите основные способы образования имен существительных.

-Какую орфограмму мы выучили на прошлом уроке? (правописание суффиксов ЧИК, ЩИК)

-Когда в суф. Сущ. мы напишем щик, а когда чик?

- Проверим ваше умение применять данное правило на практике. Выполните задание №1 на рабочих листах.



Задание 1

Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

буфет…ица, груз…ик, прессов…ик объезд…ик, развед…ик, бакен…ик, камен…ик, вертолёт…ик, рассказ…ица, надсмотр…ик, компьютер…ик, экскаватор…ик, автомат…ик.

Какая орфограмма в суффиксах слов вам встретилась?


Проверим по эталону.

Оцените свою деятельность.(№1)

Какие умения вам понадобились, чтобы справиться с заданиями?

Развитие словарного запаса.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного,выборочного).

2.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

























1 Прогностическое оценивание.


Отвечают на вопросы.


Новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека














Запись в рабочем листе даты, классная работа.



Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Способы образования сущ. :

-приставочный

-суффиксальный

- приставочно-суффиксальный

-бессуффиксный

-сложение

Отвечают на вопросы.


Действие целеполагания


Включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

На слайде (доске) представлено предложение:

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

– Найдите существительные с ласкательным значением. Выделите в них суффикс.

По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек, в которых выделены суффиксы.

– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос:

Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?


Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных­ек­, ­ик­

Тему урока  записываем.

Оцените свою деятельность.(№2)




Используя опорные фразы на раб. листе,

сформулируйте цель урока.


Оцените свою деятельность(№3)


Целеустремленность и настойчивость

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.

































2 Рефлексивное оценивание.

Сравнение своего ответа с ответом.




3 Рефлексивное оценивание









Учащиеся выполняют задание.














Ученики формулируют вопрос

Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

значит, тема сегодняшнего урока: Правописаниегласных в суффиксах имён существительных­ек­, ­ик­





Учащиеся формулируют цель урока:

  • -Научиться находить слова с орфограммой в суффиксах

ек-, -ик-;

  • -Уметь графически выделять орфограмму;

  • -Правильно писать слова с гласной в суффиксах –ек-, -ик-.

Планирование и организация деятельности


Организовать и направить деятельность обучающихся на получение новых знаний.

Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются «шаги».


СЛАЙД

- Изучая эту тему, определим шаги действия.

1.Наблюдение (исследование).

2.Собственные выводы.

3.Сравнить собственные выводы с теорией.

4. Практика.


Оцените свою деятельность(№4)


Творчество и созидание

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу) мысли.















Рефлексивное оценивание№4












Определяют шаги действия.

1.Наблюдение (исследование).

2.Собственные выводы.

3.Сравнить собственные выводы с теорией.

4. Практика.



Осуществление деятельности по достижению поставленной цели


Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

Исследовательская работа в малых группах.

-Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Карточка № 1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод: Мы сравнили пару слов: …

Заметили, что…

Карточка № 2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вывод: А мы соединили пары слов и тоже заметили, что…

Карточка № 3

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:…

Решили, что если изменить форму слова..

Потом мы изменили форму других слов. Например: …

Сделали вывод, что если изменить форму слова,…

- Можем ли мы сказать, что вы пришли к одинаковым выводам?

– Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин.

(включаю фрагмент мультфильма)

− Вы вывели закономерность, сделали вывод и сформулировали правило. Давайте сверим его с правилом в учебникена стр.17.

- На какой вопрос мы ответили?

Оцените свою деятельность(№5)

физминутка.

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись.


СЛАЙД Задание №3 (чистый лист –на столах 1 на пару)

− Ребята, а каков наш следующий шаг? (Мы должны создать эталон).

− Я предлагаю вам поработать в парах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон (схема, алгоритм, таблица и т.д.). На работу отводится 2 минуты.

-После ответов групп на слайде появляется эталон в виде таблицы:

1.Измени слово по падежам (просклоняй).

2.Посмотри, выпадает ли гласная в суффиксе.

-Если выпадает, пиши суффикс –ек,

-если сохраняется, то –ик.


- Проверим полученные знания на практике.

Первичная проверка усвоенного.

Задание №4 .

Фотодиктант. Назови животных и предметы, изображенные на фотографиях ласково, используя «уменьшительно-ласкательные» суффиксы и запиши получившиеся слова; используя эталон, выдели суффиксы.


Объясняем условие выбора гласных и-е в суффиксах существительных, проговаривая правило.

− В каких словах при работе у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?


Задание №5 (корректор)

Найдите ошибки, исправьте их, доказав правильность своего утверждения

Проверка по эталону.

Оцените свою деятельность.


Контрольный тест.

1.В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

2.В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

3.В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

4.В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

5.В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность поотношению к другим.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.





















































Рефлексивное оценивание№5



























Рефлексивное оценивание№6






Рефлексивное оценивание№7













Рефлексивное оценивание№8






Контрольный тест.

Ретроспективное оценивание

Время выполнения – 3 минуты.

Взаимопроверка.

Нет ошибок – 5

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3

Три и более ошибок - 2

Время работы 5 минут. Выполнение заданий.

Обсуждение работы



1. Определение условий написания суф. ик- ек.

2. Формулируют правило правописаниясуффиксов.

3. Чтение правила из учебника.











































Ученики делают выводы:

результаты исследования соответствуют правилу учебника.



























Ответы детей









Ответы детей














Исправляют ошибки

Проверка по эталону.

Оценивают свою деятельность.









Выполняют тест.

Рефлексивно оценочные действия


Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта.

РефлексияСЛАЙД

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании суффиксов имен существительных –ек, -ик).

– Какую цель вы поставили в начале урока? Достигли мы с вами поставленной цели?

  • -Научиться находить слова с орфограммой в суффиксах

ек-, -ик-;

  • -Уметь графически выделять орфограмму;

-Правильно писать слова с гласной в суффиксах –ек-, -ик-.

Подведите итог:

1. При каких условиях пишутся буквы е, а при каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

Домашнее задание

Выполните задания:

Параграф 40

1.Упр.№360 или

2.Творческое задание:

написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


Трудолюбие ценность знания, стремление к истине.


1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.















Заполнение листа самооценки.










Цель:

  • -Научиться находить слова с орфограммой в суффиксах

ек-, -ик-;

  • -Уметь графически выделять орфограмму;

-Правильно писать слова с гласной в суффиксах –ек-, -ик-.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Правописание гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­".

Автор: Плесовских Елена Викторовна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний у существительных единственного числа" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-padiezhnykh-biezudarnykh-okonchanii-u-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "133827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587615"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства