kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                 «Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н. Самусенко»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ

САМООБРАЗОВАНИЕ

Автор: Пяхина Т.И., учитель начальных классов г. Братск, МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко»

Братск - 2014

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

  1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числз:носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
  3. Словарные         упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обуче ния детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета".

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных

слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а)  путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);

б)  путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи)]

в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму)-,

г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения

зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно- орфографические занятая нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

  1. различные виды работы с орфографическим словарем (см.далое);
  2. подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
  3. разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это

значит найти главный внутренний суысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

  1. подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
  2. "проникновение в тайну" слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
  3. различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
  4. составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а)  Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении

в них "опасного" при письме места.

б)  Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова"ш др.; наречия: быстро, вдруг; имена пршагатепъыые:красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения; ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в)  Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г)  Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

-  Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

-  Болото, болотце, болотный, болотистый.

-  Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

-  Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

-  Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

-  Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-

жёлтый.

-  Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

-  Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

-  Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

-  Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

-  Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов ж антонимов.

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.
  2. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
  3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского язык;. - М., 2003.
  4. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
  5. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.П.- М., 2003.
  6. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н. Самусенко»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ

САМООБРАЗОВАНИЕ

Автор: Пяхина Т.И., учитель начальных классов

г. Братск, МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко»













Братск - 2014

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

  1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

  2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

  3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета".

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных

слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи)]

в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму)-,

г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения

зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарино - орфографические занятая нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

    1. различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

    2. подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

    3. разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это

значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

    1. подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

    2. "проникновение в тайну" слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

    3. различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

    4. составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении

в них "опасного" при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения; ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

  • Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

  • Болото, болотце, болотный, болотистый.

  • Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

  • Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

  • Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

  • Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-

жёлтый.

  • Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

  • Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

  • Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

  • Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

  • Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор 1С изучаемому слову синонимов ж антонимов.

Синонимы:

алмаз - бриллиант,

алфавит - азбука,

вдруг - внезапно,

весело - радостно,

ветер - ураган - вихрь,

воин - боец - солдат - витязь,

желать - хотеть,

извините - простите,

иногда - изредка - подчас - порой,

комната - светлица - горница - каморка,

космос - вселенная,

красивый - прекрасный,

путешественник - путник - турист,

рассвет - восход,

ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,

спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство - бедность, быстро - медленно, весело - грустно, город - деревня,

дорога - аллея, шоссе,

дорогой - дешёвый (товар),

женщина - мужчина,

здоровый - больной,

здравствуй - до свидания, прощай,

красиво - уродливо,

мороз - жара,

пришел - ушел,

рассвет - закат,

родина - чужбина,

спасибо - пожалуйста,

устный - письменный,

хорошо - плохо,

чёрный - белый.

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua "вода")

аллеяiот франц. слова allee "проход, дорога")

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone "балкон")

бутерброд (из немец, яз. butter "масло" + brot "хлеб")

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + ре "нога")

вермишель (от лат. слова vermis "червяк")

герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")

гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon "животное ) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium "головка")

карандаш (из тюркских языков кара - "чёрный", даш - "камень")

килограмм (от греч. слова chilioi "тысяча")

колесо (от древнеславян. слова коло "круг")

компас (от лат. слова compasso "измеряю")

конверт (от франц. слова couvert "покрытый")

корзина (от древнеслав. слова корза "древесная кора")

корова (от древнеслав. слова корва "рогатая")

космос (греч. kosmos "порядок, гармония, красота")

пассажир (от франц. слова passer "проезжать")

сметана (исконно русское, от глагола сметати "сгребать, собирать в кучу", буквально "собранное молоко")

спасибо (образовалось путём слияния русских слов "спаси богъ", затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele «далеко» + gramma "запись")

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele "далеко" + phone "звук")

тетрадь (займете, из греч. яз.: tetradion "тетрадь", образовано от tetras "четвёртая часть листа")

трамвай (анг. tramway, где tram "трамвай" + way "дорога, путь") тротуар (франц. trottoir "тротуар", образованное от глагола trotter "ходить") футбол (заимств. из анг. яз. football, foot "нога" + ball "мяч")

цирк (заимств. из лат. яз. circus "круг") шахматы (персидское выражение "шах умер")

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа

работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов ыи словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно). Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно). Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно нечего не

предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами). От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво). Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно). Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а таю/е выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данным.

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

Декабрь - хвостик года.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Большому кораблю большое плавание.

Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

Растение - земли украшение.

Трава соломы зеленее.

Дружные сороки и гуся утащат.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу топором не разрубить.

Упустишь время, потеряешь урожай.

Хорошее начало - половина дела.

О человеке судят по его труду.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер

Из калитки вышел.

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой ...(А. Блок)

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение, А в классе - тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало, Улетела простыня. И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой По лесной опушке, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)

За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык)

Литература

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.

  2. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.

  3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского язык;.. - М., 2003.

  4. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.

  5. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.П.- М., 2003.

  6. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор: Пяхина Т.И., учитель высшей квалификационной категории г. Братск, МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко»

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Доклад "Использование головоломок на уроках русского языка как средство развития мыслительной активности детей". "
    ["seo_title"] => string(119) "doklad-ispol-zovaniie-gholovolomok-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-sriedstvo-razvitiia-myslitiel-noi-aktivnosti-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "233284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443035892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства