kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме ". Словообразование имён прилагательных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Словообразование имён прилагательных.(3класс)

Цель:  освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи:  1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок  и  суффиксов;

2) развить  умения  применять  знания на практике;                 

3) развивать  мышление, логику, умение  анализировать и делать общие  выводы;   4) формировать  умения  частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать  чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.  

    Оборудование: презентация, карточки с заданиями.                  

                                                              Ход урока:

I.Организационный момент.

            Вежливые, старательные,

            Скромные и внимательные,

            Добрые, умные, справедливые,

            И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами  какой части  речи я  воспользовалась, называя, какие вы?

- Какую роль они играют в нашей речи?

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

II. Актуализация  знаний . Постановка проблемы.        Слайд 1

- Посмотрите на доску. Что написано?  (Части слова – морфемы)

               за-                в-                  -оньк-             -еньк-            -оват- 

            об-                на-                                 -н-                              - чик-

- Как называются эти части слова? 

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? 

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? 

- А какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? 

- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2

-Как образуются имена прилагательные?

 От каких основ и с помо­щью чего? Слайд 3

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?

III.Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах.

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на  данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.

- Запишите слова вместо вопросительного знака  в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? 

Проверка.

- Как образовались прилагательные   в 1 лаборатории?  

  • Как образовались прилагательные   во 2 лаборатории

- Как образовались прилагательные   в 3 лаборатории? 

 - Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? Слайд 4

  • Где написана удвоенная согласная в этих словах? 

-        Приведите примеры других слов. 
- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные?  Как вы думаете?  Слайд 4

б) работа по учебнику  упр.339  (фронтальная работа)

- Откроем учебники.  С.85

  • Прочитайте исходное слово. 
  • Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.

Как получили слово новенький?   Слайд 5

  • Какое  значение вносит в  слово новенький  суффикс -еньк-?

Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно 

- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5

  Объясните значение этого слова.

  • Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)
  • Объясните значение этого слова.

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6

-  Объясните значение этого слова.

  • Поставьте  ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

- А помочь нам может этимологический словарь.

- Какое прилагательное образуем от основы  имени  прилагательного голубой?

 Слайд 7

-Поставьте  ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? 

- Так как же еще образуются имена прилагательные?   

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

                                 Физминутка   Слайд 8

Три цвета есть у светофора,

Они  известны  для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)

V.  Первичное  закрепление. Самостоятельная работа.

- Продолжаем трудиться.

1)Упр. 340   Осложненное списывание.  Слайд 9

                                   Алгоритм выполнения:

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

     3.Разбор  прилагательного  по составу.

        Слайд 10

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.

 ( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)

        2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

                   честь –                   удача -                                    

                  ужас –                      окно-

                   грусть -                    простор -                                             

                   картон -                    мир -                                                               

                   скука -                       друг –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. 

- Проверка. Слайд 14

VI. Итог урока.

- Так как же  образуются имена прилагательные?  

- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?

VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15

Оцените свои успехи на уроке:
    Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!      

 Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но  я справился. Я вполне доволен собой!

Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

- Оценки сегодня получили_______                                                                                                       

  - Спасибо всем! Молодцы!

VIII. Д/З. (На выбор)   упр.7 стр.89 или подобрать и записать по

4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их  по составу.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок рус языка 3кл»

Тема. Словообразование имён прилагательных.(3класс)

Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи: 1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок и суффиксов;

2) развить умения применять знания на практике;

3) развивать мышление, логику, умение анализировать и делать общие выводы; 4) формировать умения частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

I.Организационный момент.

– Начинаем наш урок.

Он пойдет ребятам впрок.



Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

(Прилагательными.)

- Какую роль они играют в нашей речи?

(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

II. Актуализация знаний . Постановка проблемы. Слайд 1

- Посмотрите на доску. Что написано? (Части слова – морфемы)

за- в- -оньк- -еньк- -оват-

об- на- -н- - чик-

- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)

- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2

-Как образуются имена прилагательные?

От каких основ и с помо­щью чего? Слайд 3

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?

(Нет. Мы не знаем правила.)

III.Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах. (работа по карточкам)

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.



1 ряд грязь + н = грязный

конь + н = конный

ум + н = ?



2 ряд на +стена + н = настенный

под + вода + н = подводный

на + стол + н = ?



3 ряд длина + н = длинный

луна + н = ?

сон + н = ?

- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? (1 чел. от каждого ряда у доски)

Проверка.(объясняет ученик от каждой лаборатории, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь)

- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффиксов)

  • Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? ( От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок.)

- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? От основ

имен существительных с помощью суффиксов)

- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) Слайд 4

  • Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

- Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный...)


- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? Слайд 4

б) работа по учебнику упр.339 (фронтальная работа)

- Откроем учебники. С.85

  • Прочитайте исходное слово. (Новый.)

  • Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.

Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)? Слайд 5

  • Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьши­тельно-ласкательное).

Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно

1 чел.у доски беленький

бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)

- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5

(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -.)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )

  • Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)

  • Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени серый )

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6(запись в тетрадь и разбор по составу коричневатый)

- Объясните значение этого слова.

  • Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

(Это словарное слово)

- А помочь нам может этимологический словарь.

КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?

Слайд 7(запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый)

-Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? (Словарное слово)

По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);

Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

(Затем ученики записывают и разбирают слово по составу)

- Так как же еще образуются имена прилагательные? (От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

Физминутка Слайд 8

Три цвета есть у светофора,

Они известны для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

- Продолжаем трудиться.

1)Упр. 340 Осложненное списывание. (раздать карточки) Слайд 9

Алгоритм выполнения:

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

3.Разбор прилагательного по составу.

Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)



Слайд 10

1 ряд 2 ряд 3 ряд

з лёнен кий в сёлая см шная

п левые л сное цв тную

краснен кое грубоватый карман ые

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.

( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5 – 6 раз).

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5 – 6 раз).

Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4 – 5 раза).

2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

честь – удача -

ужас – окно-

грусть - простор -

картон - мир -

скука - друг –


Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та коман­да, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

- Проверка. Слайд 14



VI. Итог урока.

- Так как же образуются имена прилагательные?

- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?

VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15

Оцените свои успехи на уроке:



Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!


Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!


Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!



- Оценки сегодня получили_______

- Спасибо всем! Молодцы!



VIII. Д/З. (На выбор) упр.7 стр.89 или подобрать и записать по

4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их по составу.











Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.ppt2.pptжжжжжжpt»

Приставки  об-     за-    в-      на-    -оньк-  -еньк-  -оват-   -н-   - чик-  Суффиксы

Приставки

об-

за-

в-

на-

-оньк-

-еньк-

-оват-

-н-

- чик-

Суффиксы

Словообразование имен прилагательных

Словообразование имен прилагательных

Как образуются имена прилагательные?   От каких основ и  с помощью чего?

Как образуются имена прилагательные?

От каких основ и

с помощью чего?

луна + н = лунный

луна + н = лунный

еньк нов ий оват ый красн

еньк

нов

ий

оват

ый

красн

коричневый коричн ый еват

коричневый

коричн

ый

еват

голубой оват луб о г ый

голубой

оват

луб

о

г

ый

седой сед оват ый

седой

сед

оват

ый

З  лёнен  кий,   п  левые , 1 ряд краснен  кое. В  сёлая , 2 ряд л  сное, груб  ватый . См  шная, 3 ряд цв  тную, карман  ые.

З лёнен кий,

п левые ,

1 ряд

краснен кое.

В сёлая ,

2 ряд

л сное,

груб ватый .

См шная,

3 ряд

цв тную,

карман ые.

Алгоритм выполнения 1.Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.  2. Разбор его по составу  3.Определение числа и рода прилагательного по окончанию.    .

Алгоритм выполнения

  • 1.Чтение прилагательного.
  • Объяснение правописания пропущенных букв.

  • 2. Разбор его по составу
  • 3.Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

.

З  лёнен  кий,   п  левые , 1 ряд краснен  кое. В  сёлая , 2 ряд л  сное, груб  ватый . См  шная, 3 ряд цв  тную, карман  ые.

З лёнен кий,

п левые ,

1 ряд

краснен кое.

В сёлая ,

2 ряд

л сное,

груб ватый .

См шная,

3 ряд

цв тную,

карман ые.

кий лёнен е ь з ( ед.ч.,м.р. ) левые п о (мн.ч . ) кое краснен ь   (ед.ч.,ср.р.)

кий

лёнен

е

ь

з

( ед.ч.,м.р. )

левые

п

о

(мн.ч . )

кое

краснен

ь

(ед.ч.,ср.р.)

сёлая е в (ед.ч.,ж.р.) сное е л (ед.ч.,ср.р.) груб о ватый (ед.ч.,м.р.)

сёлая

е

в

(ед.ч.,ж.р.)

сное

е

л

(ед.ч.,ср.р.)

груб о ватый

(ед.ч.,м.р.)

е см шная (ед.ч.,ж.р.) тную е цв ( ед.ч .,ж.р.) н карман ые ( мн.ч .)

е

см

шная

(ед.ч.,ж.р.)

тную

е

цв

( ед.ч .,ж.р.)

н

карман

ые

( мн.ч .)

ужас -  простор - грусть - друг- мир- честь - - картон - дружный просторный картонный грустный удача - ужасный  честный мирный удачный   окно- скука - скучный оконный

ужас -

простор -

грусть -

друг-

мир-

честь -

- картон -

дружный

просторный

картонный

грустный

удача -

ужасный

честный

мирный

удачный

окно-

скука -

скучный

оконный

?

?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока русского языка по теме ". Словообразование имён прилагательных."

Автор: Меньщикова Елена Викторовна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект логопедического занятия по развитию языкового анализа и синтеза на тему: "В мире спорта" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-razvitiiu-iazykovogho-analiza-i-sintieza-na-tiemu-v-mirie-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "133473"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416507994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства