kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме ". Словообразование имён прилагательных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Словообразование имён прилагательных.(3класс)

Цель:  освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи:  1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок  и  суффиксов;

2) развить  умения  применять  знания на практике;                 

3) развивать  мышление, логику, умение  анализировать и делать общие  выводы;   4) формировать  умения  частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать  чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.  

    Оборудование: презентация, карточки с заданиями.                  

                                                              Ход урока:

I.Организационный момент.

            Вежливые, старательные,

            Скромные и внимательные,

            Добрые, умные, справедливые,

            И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами  какой части  речи я  воспользовалась, называя, какие вы?

- Какую роль они играют в нашей речи?

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

II. Актуализация  знаний . Постановка проблемы.        Слайд 1

- Посмотрите на доску. Что написано?  (Части слова – морфемы)

               за-                в-                  -оньк-             -еньк-            -оват- 

            об-                на-                                 -н-                              - чик-

- Как называются эти части слова? 

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? 

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? 

- А какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? 

- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2

-Как образуются имена прилагательные?

 От каких основ и с помо­щью чего? Слайд 3

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?

III.Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах.

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на  данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.

- Запишите слова вместо вопросительного знака  в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? 

Проверка.

- Как образовались прилагательные   в 1 лаборатории?  

  • Как образовались прилагательные   во 2 лаборатории

- Как образовались прилагательные   в 3 лаборатории? 

 - Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? Слайд 4

  • Где написана удвоенная согласная в этих словах? 

-        Приведите примеры других слов. 
- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные?  Как вы думаете?  Слайд 4

б) работа по учебнику  упр.339  (фронтальная работа)

- Откроем учебники.  С.85

  • Прочитайте исходное слово. 
  • Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.

Как получили слово новенький?   Слайд 5

  • Какое  значение вносит в  слово новенький  суффикс -еньк-?

Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно 

- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5

  Объясните значение этого слова.

  • Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)
  • Объясните значение этого слова.

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6

-  Объясните значение этого слова.

  • Поставьте  ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

- А помочь нам может этимологический словарь.

- Какое прилагательное образуем от основы  имени  прилагательного голубой?

 Слайд 7

-Поставьте  ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? 

- Так как же еще образуются имена прилагательные?   

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

                                 Физминутка   Слайд 8

Три цвета есть у светофора,

Они  известны  для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)

V.  Первичное  закрепление. Самостоятельная работа.

- Продолжаем трудиться.

1)Упр. 340   Осложненное списывание.  Слайд 9

                                   Алгоритм выполнения:

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

     3.Разбор  прилагательного  по составу.

        Слайд 10

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.

 ( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)

        2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

                   честь –                   удача -                                    

                  ужас –                      окно-

                   грусть -                    простор -                                             

                   картон -                    мир -                                                               

                   скука -                       друг –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. 

- Проверка. Слайд 14

VI. Итог урока.

- Так как же  образуются имена прилагательные?  

- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?

VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15

Оцените свои успехи на уроке:
    Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!      

 Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но  я справился. Я вполне доволен собой!

Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

- Оценки сегодня получили_______                                                                                                       

  - Спасибо всем! Молодцы!

VIII. Д/З. (На выбор)   упр.7 стр.89 или подобрать и записать по

4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их  по составу.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок рус языка 3кл»

Тема. Словообразование имён прилагательных.(3класс)

Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.

Задачи: 1) дать знания о словообразовании имен прилагательных с помощью приставок и суффиксов;

2) развить умения применять знания на практике;

3) развивать мышление, логику, умение анализировать и делать общие выводы; 4) формировать умения частично – поисковой деятельности, самостоятельности; 5) воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, любви к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

I.Организационный момент.

– Начинаем наш урок.

Он пойдет ребятам впрок.



Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

(Прилагательными.)

- Какую роль они играют в нашей речи?

(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

II. Актуализация знаний . Постановка проблемы. Слайд 1

- Посмотрите на доску. Что написано? (Части слова – морфемы)

за- в- -оньк- -еньк- -оват-

об- на- -н- - чик-

- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)

- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)

- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 2

-Как образуются имена прилагательные?

От каких основ и с помо­щью чего? Слайд 3

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на этот вопрос и объяснить? Почему?

(Нет. Мы не знаем правила.)

III.Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах. (работа по карточкам)

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.



1 ряд грязь + н = грязный

конь + н = конный

ум + н = ?



2 ряд на +стена + н = настенный

под + вода + н = подводный

на + стол + н = ?



3 ряд длина + н = длинный

луна + н = ?

сон + н = ?

- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? (1 чел. от каждого ряда у доски)

Проверка.(объясняет ученик от каждой лаборатории, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь)

- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффиксов)

  • Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? ( От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок.)

- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? От основ

имен существительных с помощью суффиксов)

- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) Слайд 4

  • Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

- Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный...)


- Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? Слайд 4

б) работа по учебнику упр.339 (фронтальная работа)

- Откроем учебники. С.85

  • Прочитайте исходное слово. (Новый.)

  • Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово.

Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)? Слайд 5

  • Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьши­тельно-ласкательное).

Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно

1 чел.у доски беленький

бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)

- Как образовалось прилагательное красноватый? ? Слайд 5

(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -.)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )

  • Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)

  • Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени серый )

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? Слайд 6(запись в тетрадь и разбор по составу коричневатый)

- Объясните значение этого слова.

  • Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

(Это словарное слово)

- А помочь нам может этимологический словарь.

КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?

Слайд 7(запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый)

-Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? (Словарное слово)

По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);

Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

(Затем ученики записывают и разбирают слово по составу)

- Так как же еще образуются имена прилагательные? (От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- Какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

Физминутка Слайд 8

Три цвета есть у светофора,

Они известны для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( красный –молчим, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный – идём)

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

- Продолжаем трудиться.

1)Упр. 340 Осложненное списывание. (раздать карточки) Слайд 9

Алгоритм выполнения:

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

3.Разбор прилагательного по составу.

Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)



Слайд 10

1 ряд 2 ряд 3 ряд

з лёнен кий в сёлая см шная

п левые л сное цв тную

краснен кое грубоватый карман ые

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 11,12,13.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились. Отдохнём.

( Звучит релаксационная музыка, выполнятся упражнения для предупреждения зрительного утомления.)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5 – 6 раз).

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5 – 6 раз).

Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4 – 5 раза).

2. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

честь – удача -

ужас – окно-

грусть - простор -

картон - мир -

скука - друг –


Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та коман­да, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

- Проверка. Слайд 14



VI. Итог урока.

- Так как же образуются имена прилагательные?

- Почему в слове длина пишется 1 буква н, а в слове длинный 2 буквы н?

VII.Рефлексия. Оценки. Слайд 15

Оцените свои успехи на уроке:



Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!


Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!


Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!



- Оценки сегодня получили_______

- Спасибо всем! Молодцы!



VIII. Д/З. (На выбор) упр.7 стр.89 или подобрать и записать по

4 прилаг., образованных разными способами. Разобрать их по составу.











Просмотр содержимого презентации
«Презентация1.ppt2.pptжжжжжжpt»

Приставки  об-     за-    в-      на-    -оньк-  -еньк-  -оват-   -н-   - чик-  Суффиксы

Приставки

об-

за-

в-

на-

-оньк-

-еньк-

-оват-

-н-

- чик-

Суффиксы

Словообразование имен прилагательных

Словообразование имен прилагательных

Как образуются имена прилагательные?   От каких основ и  с помощью чего?

Как образуются имена прилагательные?

От каких основ и

с помощью чего?

луна + н = лунный

луна + н = лунный

еньк нов ий оват ый красн

еньк

нов

ий

оват

ый

красн

коричневый коричн ый еват

коричневый

коричн

ый

еват

голубой оват луб о г ый

голубой

оват

луб

о

г

ый

седой сед оват ый

седой

сед

оват

ый

З  лёнен  кий,   п  левые , 1 ряд краснен  кое. В  сёлая , 2 ряд л  сное, груб  ватый . См  шная, 3 ряд цв  тную, карман  ые.

З лёнен кий,

п левые ,

1 ряд

краснен кое.

В сёлая ,

2 ряд

л сное,

груб ватый .

См шная,

3 ряд

цв тную,

карман ые.

Алгоритм выполнения 1.Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.  2. Разбор его по составу  3.Определение числа и рода прилагательного по окончанию.    .

Алгоритм выполнения

  • 1.Чтение прилагательного.
  • Объяснение правописания пропущенных букв.

  • 2. Разбор его по составу
  • 3.Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

.

З  лёнен  кий,   п  левые , 1 ряд краснен  кое. В  сёлая , 2 ряд л  сное, груб  ватый . См  шная, 3 ряд цв  тную, карман  ые.

З лёнен кий,

п левые ,

1 ряд

краснен кое.

В сёлая ,

2 ряд

л сное,

груб ватый .

См шная,

3 ряд

цв тную,

карман ые.

кий лёнен е ь з ( ед.ч.,м.р. ) левые п о (мн.ч . ) кое краснен ь   (ед.ч.,ср.р.)

кий

лёнен

е

ь

з

( ед.ч.,м.р. )

левые

п

о

(мн.ч . )

кое

краснен

ь

(ед.ч.,ср.р.)

сёлая е в (ед.ч.,ж.р.) сное е л (ед.ч.,ср.р.) груб о ватый (ед.ч.,м.р.)

сёлая

е

в

(ед.ч.,ж.р.)

сное

е

л

(ед.ч.,ср.р.)

груб о ватый

(ед.ч.,м.р.)

е см шная (ед.ч.,ж.р.) тную е цв ( ед.ч .,ж.р.) н карман ые ( мн.ч .)

е

см

шная

(ед.ч.,ж.р.)

тную

е

цв

( ед.ч .,ж.р.)

н

карман

ые

( мн.ч .)

ужас -  простор - грусть - друг- мир- честь - - картон - дружный просторный картонный грустный удача - ужасный  честный мирный удачный   окно- скука - скучный оконный

ужас -

простор -

грусть -

друг-

мир-

честь -

- картон -

дружный

просторный

картонный

грустный

удача -

ужасный

честный

мирный

удачный

окно-

скука -

скучный

оконный

?

?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока русского языка по теме ". Словообразование имён прилагательных."

Автор: Меньщикова Елена Викторовна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект логопедического занятия по развитию языкового анализа и синтеза на тему: "В мире спорта" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-razvitiiu-iazykovogho-analiza-i-sintieza-na-tiemu-v-mirie-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "133473"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416507994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства