kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе » 

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.  

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. 

Ведущие методисты считают главными в обучении правописанию орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. [1] 

Процесс становления орфографического навыка требует обязательного соблюдения этапности, однако на уроках русского языка этому не уделяется достаточного внимания. Знание правил – первый этап в формировании данного навыка, различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило – третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, – это применение правила на основе алгоритма.  

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным  обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация. 

Алгоритмический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания. Приемы алгоритмизации в процессе обучения развивают у школьников способность к алгоритмическому мышлению, обеспечивают формирование логического мышления, умение правильно действовать в незнакомых ситуациях и проверять себя. Практическое применение алгоритмов способствует развитию соответствующих умений и автоматизации навыков, это мнение подтверждено исследованиями Я.И. Груденова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.А. Новиковой и др.  

Алгоритм является средством активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия. [3] 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. 

Современный мир развивается высокими темпами, меняется и совершенствуется. Человек должен меняться вместе с ним.  Поэтому перед нами в нашем проекте встала проблема выбора эффективных приёмов обучения  грамматике и орфографии, основанная на современных технологиях, так как на заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности развивается гармоничная и образованная личность.  

Мы  проанализировали программу «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М. Н. и выяснили, что в ней уделено пристальное внимание формированию орфографической грамотности обучающихся в начальных классах. По данной программе осуществляется повторение всех изученных орфограмм из года в год, тем самым отрабатывается орфографический навык школьников. [2] 

В начальных классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько из них. 

Тема «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ» (1 класс) 

Алгоритм  

Прочитайте слово. 

В этом слове есть сочетание ЧК, ЧН, ЧТ? 

В этих сочетаниях мягкий знак не пишется. 

Подчеркните орфограмму. 

Образец рассуждения: в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется: дочка, мечта, ночной. 

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне» (2 класс) 

Алгоритм 

1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 

2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог ). 

3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. 

4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 

5 шаг: Написать слово, проверить написанное. 

Образец рассуждения: чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:  

А) или изменить форму слова (моря -море, у моря); 

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зеленый - зелень) – так чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. 

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково. 

Тема:« Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных» (3 класс) 

Алгоритм 

1. Произношу слово.  

2. Прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи.  

3. Если это имя существительное, то определяю род.  

4. Делаю вывод.  

1) Если это имя существительное женского рода, то после шипящего  пишу ь. 

2) Если это имя существительное мужского рода, то после шипящего ь не пишу.  

Образец: мышь (ж.р.), гараж (м.р.), печь (ж.р.), камыш (м.р.). 

Тема: «Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок, -онок» ( 4 класс) 

Алгоритм  

1. Ставлю ударение. 

2. Нахожу безударный гласный в суффиксе 

3. Если суффикс. 

1) Вспоминаю правописание. 

2) (-ик, -ек) изменяю форму слова, если сохраняется - ИК, исчезает - ЕК. 

3) (-ок, - онок) после шипящих под ударением. 

По итогам собранной и представленной выше информации был создан продукт проекта - сборник алгоритмов для работы над орфограммами в начальных классах, который может быть целесообразно использован педагогом в процессе подготовки к урокам русского языка, на которых будут рассматриваться вопросы, связанные с орфографией. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с. 

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М. Н. Рабочая программа «Русский язык». — М.: «Просвещение», 2014. — 340 с 

https://infourok.ru/primenenie-algoritmov-na-urokah-russkogo-yazika-427484.html 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мясюгова Лилия Ивановна

Дата: 24.04.2020

Номер свидетельства: 547875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства