Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "Причастие"»
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола у причастия. Признаки прилагательного у причастия.
Цель:
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение различать причастия и прилагательные;
- содействовать развитию навыка различать прилагательные и причастия;
- воспитывать интерес к русскому языку и внимательное отношение к слову.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
I. Организационный этап
II. Актуализация.
1. Выразительное чтение сказки упр. 48
- Попробуйте перевести сказку на язык науки.
2. Рассмотрите схему (схема записана на доске):
род
число
падеж
вопрос
синтаксическая роль
прилагательное причастие глагол
признак по действию
время
вид
возвратность
Проведите стрелочки от родителей Причастия к тем признакам, которые они по наследству передали своему чаду.
Отличие прилагательного и причастия. Запись на доске и в тетрадях.
Маленький мяч – постоянный признак (прилаг.)
Летящий мяч – тот, который летит – временный признак (причастие)
Резиновый мяч – постоянный признак (прилаг.)
Падающий мяч – тот, который падает – временный признак (причастие)
Вывод: причастия в отличие от прилагательных обозначают не постоянный, а временный признак.
Закончите автобиографию причастия Летящий
Автобиография причастия Летящий
Я, причастие Летящий, происхожу из семьи___________________________
Мой отец оставил мне значение _____________________________________,
время ____________________________, вид _____________________ Мать оставила в наследство вопрос _____________________, свою синтаксическую роль _________________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме _______________________рода, _______
_____________________________числа и имею собственное, присущее
только мне свойство________________________________________________
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Упр. 51 по вариантам: выписать 5 словосочетаний сущ. + прилаг. и 5 словосочетаний сущ. + причастие.
2. Рабочая тетрадь, задание 25
Подчеркни причастия, выдели их суффиксы.
Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее.
Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях.
Босая нога говорит о лете, обутая в валенок – о зиме, промокшие ноги в грязных ботинках – о весенних каникулах.
Нога сорок пятого размера, мощным ударом распахнувшая двери, говорит о крупных неприятностях, ожидающих всех присутствующих.
Широкая спина скрывает дрожащих товарищей.
Мурашки, бегущие по спине, предупреждают, что вы сидите в муравейнике.
Удаляющаяся спина – к разлуке.
Приближающаяся спина – к успешному задержанию нарушителя.
Оборванные уши свидетельствуют, что родители часто воспитывают их хозяина.
Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле.
(Г.Остер.)
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Глагольные признаки причастий
Упр. 54 (выборочно) или по вариантам,
I вариант выписывает причастия совершенного вида
II вариант – несовершенного вида.
Упр. 57 (1 предложение выполнить вместе, а затем по два предложения по вариантам).
2. Признаки прилагательного у причастия.
Упр. 56, выписать два словосочетания прилаг. + определяемое слово и два словосочетания причастие + определяемое слово, определите род, число и падеж прилагательного и причастия
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}