Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием интерактивных технологий, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.
Как я использую возможности интерактивных технологий, хочу показать на примере интерактивного урока в 7 классе по теме «Повторение и обобщение по теме «Причастие»». По типу данный урок - систематизация и обобщение изученного материала, комбинированный по программе Кембриджского университета.
На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной и групповой работы использовались презентация, созданная в программе MicrosoftPowerPoint, электронный учебник для учащихся 7 класса, флипчарты, жостеры «Аktivote», видеоролики, электронные таблицы по теме “Причастие”, виртуальная картинная галерея И. Шишкина (картина «Утро в сосновом бору»), постеры, стикеры, маркеры, оценочные листы. Эпиграфом к уроку мною была взята пословица, содержащая действительные причастия «Не умеющий ходить, портит дорогу, не умеющий говорить, портит речь»
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною успешно применяются следующие приемы критического мышления:
- лингвистическая разминка (намек);
- метод «Привычки ума»;
- мозговой штурм;
- метод «Ключи мудреца»;
- ассоциативный ряд;
- кластер;
- рефлексия;
- нетрадиционные формы домашнего задания;
- обратная связь.
Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».
Прежде чем сообщить то или иное знание, я считаю, что учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. На этапе организации начала урока, мною был проведен эмоциональный настрой учащихся. Ученики с закрытыми глазами под музыку Федерика Шопена «Осенний вальс» слушали текст релаксации, «пропустили» его через себя и настроились на позитив.
После проведения эмоционального настроя, ученикам была дана лингвистическая разминка «Разгадай кроссворд». Учащиеся образовывали от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времён, после чего по ключевому слову определили тему урока. Проведение лингвистической разминки способствовало обеспечению мотивации учебно-познавательной деятельности и принятия учащимися цели. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. После определения темы урока, ученикам было предложено сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Таким образом, на уроке были поставлены обучающая (образовательная), развивающая и воспитательная цели.
При подготовке учащихся к дальнейшей работе на уроке было проведено деление класса на группы при помощи использования метода «Привычки ума», который позволяет объединить детей в группы по особенностямстремлений и ожиданий, чтобы каждый ученик мог себя реализовать в полной мере.
Зеленый лист - достигнут точности и достоверности.
Красный лист – будут думать и выражать свои мысли четко и ясно.
Желтый лист – проявят упорство и активность.
После выбора листов по цвету, учащиеся разделились на новые группы.В каждой группе был выбран эксперта для дальнейшего оценивания учащихся с помощью оценочных листов. В течение урока группы работали совместно.Выбор эксперта группы для дальнейшего оценивания учащихся.
На этапе актуализации знаний, направленного на повторение и обобщение пройденного материала, был проведён «Мозговой штурм», где учащиеся составляли родословное древо причастия, указывая унаследованные причастием признаки от глагола и прилагательного. Также учащиеся отвечали на вопросы, приводили примеры из упражнений, заданных на дом.
На этапе погружения в тему на уроке был использован электронный учебник по программе «Русский язык», который позволил мне продемонстрировать пройденный материал из электронного учебника. Работая с электронным учебником, учащиеся слушали, дополняли, отвечали на вопросы. Таким образом, такой вид деятельности повышает интерес к предмету.
На этапе реализации знаний для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операции, была проведена групповая работа по методу Тони Райана «Ключи мудреца».
Представители каждой группы доставали разноуровневые задания, зачитывали их и работали в группе с флипчартами.
Первая группа - Ключ «Конструктор». Учащиеся вставляли пропущенные буквы, выделяли суффиксы причастий.
Вторая группа - Ключ «Недостатки». Учащиеся расставляли недостающие знаки препинания в предложениях.
Третья группа -Ключ «Новый дизайн». Третьей группе было дано задание творческого характера по картине Шишкина И.И. “Утро в сосновом бору” из виртуальной картинной галереи. Используя опорные слова, учащиеся составляли словосочетания, текст по картине.Практическая работа проводилась в рабочей тетради,все выполненные задания проверялись коллективно.
Одним из обязательных условий организации урока по Кембриджской методике являются разминки, направленные на снятие усталости. Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. И чтобы ученики немного отдохнули ипродолжили работать на уроке, мною была проведена разминка, где ребята сняли напряжение и усталость. На разминке были предложены словосочетания с причастиями (кипящий чайник, завывающий ветер, журчащий ручей, проезжающий автомобиль, разбитая тарелка). Ученики одновременно имитировали звук предложенных предметов.
После проведения разминки, группам было предложено поисковое задание по стихотворению И. Бунина «Огонь». Учащиеся выразительно читали под музыку стихотворение и выполнили ряд заданий к отрывку из стихотворения. На данном этапе повторения учащиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход является эффективным и современным.
Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта и жостеров «Аktivote» учащиеся работали с тестовыми заданиями по пройденному материалу. Использование данной технологии позволило:
1) значительно сэкономить время на уроке;
2) повысить уровень знаний и умений учащихся;
3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Чтобы связать в логическую цепь знания о причастии, учащиеся на этапе подведения итогов урока составляли кластер на постерах и защищали его.
Кульминацией на уроке явилась стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Стадия рефлексии использовалась на уроке для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учащиеся подвели итоги и обсудили, что узнали на уроке и как работали.По кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
- было трудно, но теперь я могу…
- я приобрел …
- я научился…
- я смог…
- мне захотелось …
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ученику проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.Сочинение лингвистической сказки о причастии и рисования к сказке рисунка помогло избежать однообразия, рутины в обучении. Учащиеся могут почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по пройденной теме.
После этапа домашнего задания эксперты групп оценили учащихся с помощью оценочных листов и определили вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Завершающим этапом на уроке была обратная связь «Яблоки и бабочки». Учащимся были даны стикеры в форме яблок и бабочек, на которых они записывали свои пожелания и мнение об уроке.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.
Интерактивные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.