kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием интерактивных технологий, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

         Как я использую возможности интерактивных технологий, хочу показать на примере интерактивного урока в 7 классе по теме «Повторение и обобщение  по теме «Причастие»». По типу данный  урок - систематизация и обобщение изученного материала, комбинированный по программе Кембриджского университета.

         На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной и групповой работы использовались презентация, созданная в программе MicrosoftPowerPoint,  электронный учебник для учащихся 7 класса, флипчарты,  жостеры «Аktivote», видеоролики, электронные таблицы по теме “Причастие”, виртуальная картинная галерея И. Шишкина (картина «Утро в сосновом бору»), постеры, стикеры, маркеры, оценочные листы. Эпиграфом к уроку мною была  взята пословица, содержащая действительные причастия «Не умеющий ходить, портит дорогу, не умеющий говорить, портит  речь»

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною  успешно применяются следующие приемы критического мышления:

  1. лингвистическая разминка (намек);
  2. метод «Привычки ума»;
  3. мозговой штурм;
  4. метод «Ключи мудреца»;
  5. ассоциативный ряд;
  6.  кластер;
  7. рефлексия;
  8. нетрадиционные формы домашнего задания;
  9. обратная связь.

Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».

Прежде чем сообщить то или иное знание, я считаю, что учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. На этапе организации начала урока, мною был проведен эмоциональный настрой учащихся. Ученики с закрытыми глазами под музыку Федерика Шопена «Осенний вальс» слушали текст релаксации, «пропустили» его  через себя и настроились на позитив.

После проведения эмоционального настроя, ученикам была дана лингвистическая разминка «Разгадай кроссворд». Учащиеся образовывали от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времён, после чего по ключевому слову  определили тему урока. Проведение лингвистической разминки способствовало  обеспечению  мотивации учебно-познавательной деятельности и принятия учащимися цели. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. После определения темы урока, ученикам было предложено сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Таким образом, на уроке были поставлены обу­чающая (образовательная), развивающая и воспитательная цели.

При подготовке учащихся к дальнейшей работе на уроке было проведено деление класса на группы при помощи использования метода «Привычки ума», который позволяет объединить детей в группы по особенностямстремлений и ожиданий, чтобы каждый ученик мог себя реализовать в полной мере.

Зеленый лист -  достигнут точности и достоверности.

Красный лист – будут думать и выражать свои мысли четко и ясно.

Желтый лист – проявят упорство и  активность.

После выбора листов по цвету, учащиеся разделились на новые группы.В каждой группе был выбран эксперта для дальнейшего оценивания учащихся с помощью оценочных листов. В течение урока группы работали совместно.Выбор эксперта группы для дальнейшего оценивания учащихся.

На этапе актуализации знаний, направленного на  повторение и  обобщение пройденного материала, был проведён «Мозговой штурм», где учащиеся составляли родословное древо причастия, указывая унаследованные причастием признаки от глагола и прилагательного. Также  учащиеся отвечали на вопросы, приводили примеры  из упражнений, заданных на дом.

На этапе погружения в тему на уроке был использован  электронный учебник по программе «Русский язык», который позволил мне продемонстрировать пройденный материал  из электронного учебника. Работая с электронным учебником, учащиеся слушали, дополняли, отвечали на вопросы. Таким образом, такой вид деятельности повышает интерес к предмету.

         На этапе реализации знаний для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операции, была проведена групповая работа по  методу Тони Райана  «Ключи мудреца».

Представители  каждой группы доставали разноуровневые задания, зачитывали их и работали в группе с флипчартами.

Первая группа  - Ключ «Конструктор». Учащиеся вставляли пропущенные буквы, выделяли суффиксы причастий.

Вторая группа - Ключ «Недостатки». Учащиеся расставляли недостающие знаки препинания в предложениях.

Третья группа  -Ключ  «Новый дизайн».  Третьей группе было дано задание творческого характера  по картине Шишкина И.И. “Утро в сосновом бору” из виртуальной картинной галереи. Используя опорные слова, учащиеся составляли словосочетания, текст по картине.Практическая работа проводилась в рабочей тетради,все выполненные задания проверялись коллективно.

Одним из обязательных условий организации урока по Кембриджской методике являются разминки, направленные на снятие усталости. Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. И чтобы ученики немного отдохнули ипродолжили работать на уроке, мною была проведена разминка, где ребята сняли  напряжение и усталость. На разминке были предложены  словосочетания с причастиями (кипящий чайник, завывающий ветер, журчащий ручей, проезжающий автомобиль, разбитая тарелка). Ученики одновременно имитировали звук предложенных предметов.  

После проведения разминки, группам было предложено поисковое задание по стихотворению И. Бунина «Огонь». Учащиеся выразительно читали под музыку стихотворение и выполнили ряд заданий к отрывку из стихотворения.  На данном этапе повторения учащиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход является  эффективным и современным.

Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта и жостеров «Аktivote» учащиеся работали с тестовыми заданиями по пройденному материалу. Использование данной технологии позволило:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень знаний и умений учащихся;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. 

Чтобы связать в логическую цепь знания о причастии, учащиеся на этапе подведения итогов урока составляли  кластер на постерах и защищали его. 

Кульминацией на уроке явилась стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Стадия рефлексии использовалась на уроке   для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учащиеся подвели  итоги и обсудили, что узнали на уроке и как работали.По кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

- было трудно, но теперь я могу…

- я приобрел …

- я научился…

- я смог…

- мне захотелось …

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика,  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ученику проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.Сочинение лингвистической  сказки  о причастии и рисования к сказке рисунка  помогло  избежать однообразия, рутины в обучении. Учащиеся могут  почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по пройденной теме.

После этапа домашнего задания эксперты групп оценили учащихся с помощью оценочных листов и определили вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

       Завершающим этапом на уроке была обратная связь «Яблоки и бабочки». Учащимся  были даны стикеры  в форме  яблок и бабочек, на которых они записывали свои пожелания и мнение об уроке.

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих  языков мира. Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал.

Интерактивные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.   В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка »


Средняя школа – гимназия №39

с. Мерке





Тема урока:

Повторение и обобщение по теме «Причастие»


7 класс










Учитель русского языка и литературы:

Кириченко Н.В.





Тема урока: Повторение и обобщение по теме "Причастие"


Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о причастии;

  • повторить теоретические понятия по теме “Причастие”;

  • уметь определять и выделять причастия среди других частей речи;

  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

  • повторение знаков препинания при причастном обороте.

Развивающие:
- формировать выводы, расширить словарный запас за счет причастий;
- конструировать предложения, развивать память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
- уметь слушать учителя, уметь анализировать и обобщать.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный по программе Кембриджского университета.


Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.


Методы и методические приемы:

1) общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый

2) частично - дидактические: целеполагание, “мозговой штурм”, составление кластера, рефлексия.


Оборудование: электронный учебник, слайды, флипчарты, жостеры «Аktivote», видеоролики, электронные таблицы по теме “Причастие”, индивидуальные карточки, виртуальная картинная галерея И. Шишкина (картина «Утро в сосновом бору»), постеры, стикеры, маркеры, оценочные листы.


Эпиграф: Не умеющий ходить, портит дорогу, не умеющий говорить, портит

речь.(Пословица.)









Этапы урока и стратегии

Временные рамки

Ресурсы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент


Эмоциональный настрой

1 мин.

Видеоролик «Золотая осень»)

Чтение текста под спокойную музыку.

Возьмитесь за руки, закройте глаза, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени. Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, доброго отношения к себе и друг другу, успехов на уроке. (Хлопок в ладоши). Откройте глаза.





Ученики с закрытыми глазами под музыку релаксации слушают текст, «пропускают» через себя и настраиваются на позитив.

2.Лингвистическая разминка.

3 мин.

Кроссворд

- Образовать от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времён.

По ключевому слову определите тему урока, над которой мы будем сегодня работать.

Определяют тему урока по ключевому слову в кроссворде.

3. Целеполагание

1 мин.


- Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Вот и подошли к завершению уроки знакомства с причастием – замечательной и необычной частью речи. Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, о выделении причастных оборотов запятыми на письме, употреблении причастий в речи.

Определяют цели урока, записывают в тетрадях число, классная работа.

4.Деление на группы


2 мин.

Метод «Привычки ума»

  1. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки

разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Зеленый лист - достигнут точности и достоверности

Красный лист – будут думать и выражать свои мысли четко и ясно.

Желтый лист – проявят упорство и активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.









2. Выбор эксперта группы для дальнейшего оценивания учащихся.



Учащиеся подходят к одинокому дереву, выбирают листочки и рассаживаются группами по цвету выбранных листьев.

Выбирают эксперта группы


5.Актуализация знаний


Мозговой штурм «Родословное древо причастия».

2 мин.

Блиц – опрос.

Мозговой штурм «Родословное древо причастия».

Учащимся задаю вопросы.

Что мы знаем о причастии? (Признаки глагола и прилагательного у причастия)

Что называется причастием?

Какие вы знаете причастия?

Какова синтаксическая роль причастий?

В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? (В книжном, в художественной литературе, поэзии.)

Какова роль причастного оборота в предложении?

Что знаем о правописании причастий?

Отвечают на вопросы, приводят примеры из упражнений, заданных на дом.

6. Погружение в тему

3 мин.

Работа с электронным учебником.


Демонстрирую пройденный материал из электронного учебника.

Работают с электронным учебником (слушают, дополняют, отвечают на вопросы).

7. Реализация знаний.


10 мин.

(Работа с флипчартами)


1) Групповая работа – метод «Ключи мудреца»

Представители от каждой группы будут доставать задания, зачитывать их и работать в группе. Затем работа будет проверяться коллективно.

Первая группа - Ключ «Конструктор»

Вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий.

Умира….ие звёзды, бодр....ий морской воздух, запах распуска.....шейся зелени, мерца..…ий свет звёзд, сверка....ий снег, улыба….ееся детское лицо, утоля....ое боль лекарство, постро....ый дом, приблизи….аяся ночь, плыву....ие облака, рекоменду….ая книга, слома....ая в садах качеля.


Вторая группа - Ключ «Недостатки»

Расставить недостающие знаки препинания в предложениях.

Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.

Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.

Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здоров.

Не замеченный противником батальон.


Третья группа -Ключ «Новый дизайн»

Творческая работа по картине Шишкина И.И. “Утро в сосновом бору”.

Задание: используя опорные слова, составить словосочетания (сущ. + прич.), Текст.

Опорные слова :

Солнце, небо, ветер, трава, медведи, деревья, сердце, медведица, лучи, иней, ветки.




Представители от каждой группы достают задания, зачитывают их и работают в группе.



Учащиеся вставляют пропущенные буквы, выделяют суффиксы.








Учащиеся расставляют недостающие знаки препинания в предложениях.










Используя опорные слова, учащиеся составляют словосочетания, текст.


8.Разминка.


2 мин.

Игра «Имитатор»

Учащимся предлагаются словосочетания с причастиями (кипящий чайник, завывающий ветер, журчащий ручей, проезжающий автомобиль, разбитая тарелка).

Ученики одновременно произносят (имитируют) звук.

9.Поисковое задание для групп.

5 мин.


Задание для групп:

1.Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Огонь»

2. Найти в отрывке причастия.


Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор;

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром. (И. Бунин)


Задания для групп:

1 группа. Указать вид (НСВ, СВ), время (наст., пр.), действительное или страдательное.

2 группа. Выделить суффиксы причастий.

3 группа. Назвать глаголы, от которых образовались

данные причастия.


1.Выразительно читают стихотворение И.Бунина «Огонь»

2. Находят в отрывке причастия.















Работают в группах.

10. Тестовые задания

5 мин.

«Аktivote»

Вопросы:

1. Причастием называется самостоятельная часть речи, обозначающая:

а) признак предмета;  

б) действие;   

в) признак предмета по действию.

2. Причастие, как и глагол, может быть:

а) совершенного и несовершенного вида;

б) возвратным и невозвратным;

в) настоящего, прошедшего и будущего времени;

г) настоящего и прошедшего времени;

д) личным и безличным.

3. Действительное причастие настоящего времени образуется:

а) от основы глаголов настоящего - времени с помощью суф­фиксов - им - , - ем - ( - ом - );

б) от основы глаголов настоящего времени с помощью суф­фиксов - ущ - ( - ющ - ), - ащ - ( - ящ - );

в) от основы инфинитива с помощью суффиксов - вш - , - ш - ;

г) от основы инфинитива с помощью суффиксов - енн - , - нн - , - т - .

4. Страдательное причастие:

а) на ПЕСТРЕЮЩЕМ лугу

б) РАЗЛИВШАЯСЯ по небу

в) РАСПИЛЕННАЯ плотником

г) ВЕДУЩАЯ в парк

5. Найдите словосочетания «прич. +сущ. ».

а) слышащийся шорох;

б) слышавший шорох;

в) построенный дом;

г) движущийся обоз.

Выполняют тестовые задания с помощью

«Аktivote»

11.Подведение итогов.

2 мин.


Заполним кластеры о том, что мы знаем о причастии

Составляют кластер,

повторяют сведения о причастии

12. Рефлексия «Закончи предложения…»

1 мин.


«Закончи предложения…»

- было интересно…

- было трудно, но теперь я могу…

- я приобрел …

- я научился…

- я смог…

- мне захотелось …


13.Информация о домашнем задании

1 мин.


  1. Сочинить лингвистическую сказку о причастии.

  2. Нарисовать к сказке рисунок

Записывают домашнее задание в дневник.

14. Оценивание.


5 мин.

Оценочные листы

Раздать оценочные листы для взаимооценивания групп

Группы оценивают друг друга по оценочным листам.

15. Обратная связь


2 мин.

Яблоки и бабочки.

Учителем раздаются «Яблоки и бабочки».

Объяснение учителя:

  1. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки (напишите, что именно понравилось)

  2. Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите бабочку.

  3. Если занятие ничего нового не принесло – зеленые яблоки.

  4. А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – грустные бабочки

  5. И в завершении, скажите: - За что бы вы себя могли похвалить?

Учащиеся прикрепляют к дереву яблоки и бабочек.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка

Автор: Кириченко Наталья Владимировна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства