kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Особенности художественного стиля речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей данного урока является выявление особенностей художественного стиля речи, определение  значимости художественного слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Особенности художественного стиля речи"»

ЦЕЛЬ УРОКА: выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.


Задачи урока:

образовательная:

повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме, уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры речи, умение писать сочинение-рассуждение;

развивающая: развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, развивать творческие способности студентов; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ;

понимать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать свои мысли;

формировать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, коммуникативного общения студентов, воспитывать морально-ценностные чувства.


Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.


Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация урока, раздаточный материал, компьютер, проектор.


























Ход урока:


  1. Организационно – мотивационный этап


- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


  1. Актуализация опорных знаний


- Я не просто так начала урок русского языка с цитирования фрагмента из произведения русского писателя и поэта Владимира Солоухина. Начиная с первого сентября, мы работали с разными видами и типами текстов. Отрывок из рассказа «Здравствуйте» - это тоже текст. Чем он отличается от научной статьи, рецензии, диссертации, доклада, реферата и др.? (Это текст художественного стиля, главная функция этого стиля – эмоциональное воздействие на читателя).

- Когда я читала, видела на лицах многих из вас улыбки и блеск в глазах, а также заинтересованность тем, о чем речь пойдет дальше. Достигается это путем использования изобразительных средств нашего великого, богатого, полного безграничных возможностей русского языка.

- Когда-то великий русский писатель К. Паустовский сказал:


Слайд: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».


- Его мысль подхватил и расширил не менее известный автор многих повестей и рассказов А. Толстой:


Слайд: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».



- А вот еще один пример того, какие творения создаются на этом богатом изобразительно – выразительными средствами языке. Мелодичные строки поэта - символиста К. Бальмонта плывут по просторам России 20 века:



Слайд:

Язык, великолепный наш язык!
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
 




- Сформулируйте тему урока.


Слайд: «Особенности художественного стиля»

  1. Целеполагание


- Подумайте и ответьте, над какой проблемой мы будем сегодня работать на уроке, какие задачи перед собой поставить и какой цели должны достичь.


Слайд:

ЦЕЛЬ УРОКА: выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.


Слайд:

Задачи урока:

- повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме;

- уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;

- совершенствовать навыки анализа текста;

- понимать содержание и проблематику прочитанного текста;

- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

- выражать и аргументировать собственное мнение;

- формировать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать культуру коммуникативного общения, морально-ценностные чувства.


  1. Формирование новых понятий и умений

Заполнение сводной таблицы «Особенности художественного стиля речи»

  1. Сфера употребления


Слайд:

- Чтобы достичь намеченной цели урока и решить поэтапно все поставленные перед собой задачи, нам необходимо в процессе урока заполнить таблицу. (См. Приложение №1). Данная таблица содержит основные особенности художественного стиля речи.

Обратим внимание на первую графу в таблице, куда вы уже можете внести первую запись, так как на первый вопрос вы уже ответили: сфера употребления.


Сфера употребления:

Художественная литература


  1. Цель употребления

- Мне хочется сделать небольшое лирическое отступление и ненадолго возвратиться в ваше прошлое, на школьный урок литературы в 5-м классе. Поэт серебряного века Игорь Северянин рисует образы, которые ни одного человека не оставляют равнодушным.


В парке плакала девочка

В парке плакала девочка:

«Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки

Переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную

И в платочек укутаю…»

И отец призадумался,

Потрясенный минутою,

И простил все грядущие

И капризы, и шалости

Милой маленькой дочери,

Зарыдавшей от жалости.



- Какие чувства у вас вызвало данное стихотворение? Какова основная функция, то есть цель данного стихотворения? (эмоциональное воздействие с помощью создаваемых образов на чувства и мысли читателей т слушателей, автор хочет доставить эстетическое наслаждение, заставить сопереживать, воздействует на душу человека).

- Какими языковыми средствами автору удалось этого достичь? (уменьшительно-ласкательными суффиксами, прямая речь – непосредственная передача речи ребенка).


Цель употребления:

Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое наслаждение, заставить сопереживать.


  1. Языковые особенности художественного стиля

- Как уже было сказано ранее, эмоциональное, эстетическое воздействие художественного произведения, глубокое восприятие художественных образов достигается с помощью выбора своеобразных средств языка. Понаблюдаем!

А) Лексические особенности

Тропы

- И. Бунин в стихотворении «За все тебя, Господь, Благодарю!» рисует образы, которые привлекают внимание читателя своей экспрессивностью.


Бетканова О.

Слайд: За все Тебя, Господь, благодарю!


За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.


Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот
закат разлил свой пышный пламень,
И
тает в нём Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.


И счастлив я печальною судьбой,
И есть
отрада сладкая в сознанье,
Что я один в
безмолвном созерцанье,
Что всем я
чужд и говорю — с Тобой!


- Вы, вероятно, заметили, как автор играет словом. Каким образом? Обратите внимание на слова «даль», «закат», «звезда», «отрада».

У него «даль кроткая», «закат разливает пламя», Вечерняя Звезда тает, подобно снегу и к тому же еще дрожит, как человек, отрада имеет сладкий вкус, и при всем при этом лирический герой счастлив, но, почему-то, «печальною судьбой», автор соотносит совершенно несоотносимые понятия, ставя их рядом в стихотворении. Какие средства использует автор при составлении данных образов? (изобразительно – выразительные средства: тропы).

Тропы - Это обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.


«Кротость синей дали» - метафора

«Закат разлил свой пышный пламень» - метафора

«И тает в нём Вечерняя Звезда» - метафора

«Дрожа насквозь» - олицетворение

«… как самоцветный камень» - сравнение

«И счастлив я печальною судьбой» - сравнение

«отрада сладкая», «в безмолвном созерцанье» - эпитеты
«И счастлив я печальною судьбой» - оксюморон


- Находя тропы в стихотворении, мы работали со словом и его лексическим значением. В какую часть сводной таблицы мы поместим данную информацию о тропах? (лексические особенности).


Книжная лексика


Слайд:

- Тропы вспомнили, а теперь продолжаем работать со словом. И. Бунин, обращаясь к Богу, употребляет такие слова, как «Господь», «даруешь», «чужд»? В чем особенность употребления данных слов? Чем они отличаются от слов «даришь», «чужой»? (высокая, книжная лексика, старославянизм).


Синонимы, антонимы


Слайд:

- В стихотворении поэт использует слова, которые в данном контексте, помимо того, что являются однородными членами, имеют близкое значение. ( «Ты, после дня тревоги и печали»?- контекстные синонимы)


- А также здесь присутствуют слова, которые в данном тексте обозначают противоположные понятия ( «Простор полей и кротость синей дали»? - контекстные антонимы)



Устаревшие слова


Слайд:

- Мы уже выделили метафору: «Закат разлил свой пышный пламень».

Какого рода в современном русском языке слово «пламя»? (среднего рода).

- В каком роде употребляет это слово поэт? Почему? (в мужском роде, «пышный пламень» - устаревшая форма слова, придает торжественность образу)


Фразеологизмы, пословицы и поговорки

Слайд:

- Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», в котором автор показывает трагедию героя, поставленного перед выбором.


Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.


- И заканчивается стихотворение словами:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.


- Какой оборот использует автор для создания образа своего жизненного пути? («на моем веку» - фразеологизм).


Фразеологизм устойчивое сочетание слов.


- А какое средство использует поэт для того, чтобы показать, как нелегок его жизненный путь? («Жизнь прожить - не поле перейти» - пословица).


- Да, труден жизненный путь человека, омраченный одиночеством, когда вокруг одно фарисейство – то есть внешнее, формальное, показное исполнение каких-либо правил, другими словами - лицемерие. В стихотворении данное состояние выражено через следующие изобразительные средства - фразеологизм и пословицу.


Диалектизмы

- У знаменитого поэта С. Есенина есть стихотворение под названием «В хате», которое вошло в сокровищницу русской литературы как образец «деревенской поэзии».

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в
дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки
попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к
махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки
кудлатые
Заползают в хомуты.

- Легко, ярко и образно описывается деревенский быт, с идеальной простотой рассказывается о повседневной жизни крестьян. Это достигается путем использования говора Рязанской области, в которой поэт родился. Какие слова использует поэт для создания местного колорита? Давайте попробуем дать им определение, то есть выявить их лексические значения. Обычно лексическое значение говоров (диалектов) легко восстанавливается из контекста.

Слайд:

Драчены – кушанья из яиц и картофеля;

дежка – кадушка;

попелиц – пепел;

ухват – приспособление для вытаскивания горшков из печи;

махотка – кувшин;

скатые – округлые;

кудлатые – кучерявые.


Диалектизм (говор, диалект) – слова, употребляемы в определенной местности. Их употребление помогает оттенить своеобразие местного колорита.


Вульгаризмы, окказионализмы

- Футурист В. Маяковский создал стихотворение под названием «Юбилейное», в котором пересматривает свое отношение к русской поэзии, отмечая, что она не настолько уж плоха, как пытались представить это футуристы.


Нами

лирика

в штыки

неоднократно атакована,

ищем речи

точной

и нагой.

Но поэзия -

пресволочнейшая штуковина:

существует –

и ни в зуб ногой.


Вульгаризмы - грубые слова – просторечия (пресволочнейшая).

Окказионализмыиндивидуально авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования (пресволочнейшая).



Слайд:

- Еще одно неординарное творение поэта-футуриста Велимира Хлебникова, стихотворение «Заклятие смехом».


Слайд (аудио):


О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!


- В этом необычном стихотворении обыграно всего лишь одно слово – смех, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл. Этим любили заниматься футуристы серебряного века.


- Какая лексическая группа может быть выделена в данном стихотворении? (окказионализмы)



- В художественной литературе существуют шедевры, которые считаются наивысшим ее достоянием. Они выполняют неоценимую воспитательную функцию, оказывают огромное эстетическое воздействие на читательскую публику и оставляют глубокий след в сознании поколений. Таким образом, некоторые слова, выражения и целые фразы переходят в своей устойчивой форме из одного произведения в другое, а также входят в активный словарный запас человека. Таким шедевром можно считать роман «Мастер и Маргарита». Стартует 21 век, а многие фразы из этого романа до сих пор пользуются большой популярностью, и, несомненно, будут актуальны в любую эпоху.


Слайд:

«Рукописи не горят»

«Каждому будет дано по его вере» (Воланд)

«Все будет правильно, на этом построен мир» (Воланд)

«Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые» (Иешуа)

«Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится» (Воланд) 

«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)

«Факт — самая упрямая в мире вещь»


- Как называются слова и выражения, которые вошли в язык из литературных произведений? (афоризмы и крылатые выражения)


- А теперь внесем в таблицу все языковые средства лексики, которые нам удалось выделить в результате наблюдений над словом.


Языковые особенности

Лексические:

Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон и др.

Высокая, книжная лексика, старославянизмы, просторечия, контекстные синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения.



Б) Синтаксические особенности

- Для усиления выразительности высказывания широко используются и обороты речи синтаксиса.

Фигуры речи - это обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.


Вернемся к стихотворению И. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!». Обратим внимание на начало строк в третьей строфе.


Слайд:

«И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой» - анафора


- А теперь давайте посмотрим на первые две строки в этой строфе. На каком месте стоит подлежащее? Сказуемое? Второстепенные члены?


«И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье»-
инверсия, параллелизм


- А к кому обращается лирический герой в первой строфе?

«За все Тебя, Господь, благодарю!» - риторическое обращение, риторическое восклицание


- В драме Островского «Гроза» главная героиня произносит монолог, который начинается так:


Слайд (аудио):

«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

- С какой целью героиня задает свой вопрос? (чтобы привлечь внимание, это вопрос, не требующий ответа – риторический вопрос).


- Нет в нашей стране человека, который бы ни смотрел новогодний фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!». В этом фильме звучит романс на стихи известной поэтессы 20-го века М. Цветаевой. Вот его фрагмент.

Петрякова Юля

Мне нравится, что вы больны не мной

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.



- Любовь для лирической героини сродни болезни, поэтому она даже с некоторым облегчением начинает свой монолог-обращение. Она пишет, что он и она в равной ситуации, а значит, никто не будет мучиться. Чем подчеркнуто такое равноправие?

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами –
анафора.

- Как построены 1,2 и 5 строки?

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Мне нравится, что можно быть смешной —параллелизм, многосоюзие.

Слайд:

- Многообразие синтаксических фигур в следующем стихотворении М. Цветаевой, которое открывает кредо ее жизни, в котором поэтесса описала мощную лавину чувств – безграничную, способную снести все на своем пути. Любовь для поэтессы – «поединок роковой».

Тишаева Вика

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи́ я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.


- На данное стихотворение написана песня, которую на нашей российской эстраде исполняет Ирина Аллегрова.


Слайд (песня):

- Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Найдите ключевое слово в данном стихотворении («отвоюю»).

- В какой форме употреблен глагол? (будущего времени).

- Глагол в будущем времени символизирует самоуверенность героини. А о чем говорит повтор этого глагола на протяжении всего стихотворения (рефрен)? (убежденность в своих словах и действиях).

- Обратим внимание на предпоследние строки первой и последней строф стихотворения.


Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, (неуверенность)
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! (властность).


- Какие языковые средства выражают с одной стороны властность героини, а с другой стороны ее кротость, неуверенность? (антитеза).


- Какую роль играет данная антитеза? (душевный мир героини хрупок, душа ее подобна стихии, она мечется).


- В образе лирической героини наблюдается двуликость: с одной стороны любовь, страсть, отчаяние порыва, а с другой стороны горькая истина жизни и судьбы, истина божественного смысла, что превыше всего.


- Кузбасский поэт Владимир Измайлов, родившийся в селе Быстрый исток на Алтае, написал очень красивое стихотворение об одном из городов Кузбасса.

Климова Р.


Мой товарищ спросил у меня без затей:
— Отчего в Междуреченске много детей?
Как пойдешь по проспекту, так даже на взгляд
Впрямь не город в тайге,
А сплошной детский сад!…
- Отчего?
Оттого, что красивы места,
Оттого, что вода родниково - чиста,
Оттого, что, на улицы хлынув весной,
Как вино, кружит головы запах лесной…

***

Оттого, что увидишь, куда ни пойдешь, -

Молод город и строит его молодежь,

Ах, завидуйте, старые города, -

Здесь любовь по-особенному молода!
Водят парни девчат на оранжевый луг,
Осыпая цветами-огнями подруг.
А черемуха!
Вся побелеет гора!…
И не спит молодежь,
И поет до утра.
А когда напоются, когда замолчат…
Ожидай, старики, голосистых внучат!
Мой товарищ спросил у меня без затей:
— Отчего в Междуреченске много детей?
Я плечами пожал, отмахнулся рукой:
— Отчего?
Да, наверное, климат такой!…


- Опять вижу улыбки на лице гостей, значит, стихотворение сыграло свою эмоциональную эстетическую функцию. А достигается эта эмоциональность путем использования особой формы, в которую автор облекает свою идею. Сколько героев действует в стихотворении? (два). Что они делают? (разговаривают). Как называется разговор двух или более лиц? (диалог). В чем преимущество диалога перед обычным описанием ? (непосредственно передаются мысли и чувства человека). Форма построения произведения – диалогичность изложения.


- Какие синтаксические средства использует поэт, когда рассказывает о красивых, беззаботных молодых людях?


Слайд:

И не спит молодежь,
И поет до утра.
А когда напоются, когда замолчат(ряды однородных членов, многосоюзие).

- В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня рассказывает молодому чабану две легенды: легенду о Ларре (человеконенавистнике) и легенду о Данко (человеке, который всей душой любит людей). Противопоставляя двух героев, какой прием при этом использует Горький? (антитеза).


Слайд:

- В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов говорит своей племяннице Вере Шеиной о том, что такое любовь: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».


- Слова «любовь» и «трагедия» стоят рядом, это вам ни о чем не говорит? (антитеза, оксюморон)

- А никто не задал себе вопрос, почему после слова «трагедией» автор поставил точку? (автор намеренно разделил одно предложения на два, чтобы акцентировать внимание читателей на каждом объекте – парцелляция).


Слайд:

- В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор очень образно, живописно и эмоционально показал физические страдания прокуратора Иудеи Понтия Пилата в сцене, когда он ведет допрос Иешуа Га – Ноцри:


«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым».

«Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта».

«Он смотрел мутными глазами на арестованного».


- Каким образом показано внутреннее страдание героя? Благодаря какой детали мы видим эти страдания? (глаза передают внутреннее состояние героя, чем дальше, тем страдание сильнее – градация – нарастание признака).



- В стихотворении В. Маяковского «А вы могли бы?» главный герой – бунтарь, который не хочет мириться с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью мира. Он бросает ему вызов.


Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?


- Какой синтаксический прием лежит в основе этого стихотворения? (антитеза).


Языковые особенности

Синтаксические:

Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция, градация.


Ключевые слова, рефрен, антитеза, диалогичность изложения, ряды однородных членов, многосоюзие.



В) Фонетические особенности

- И вновь обращаемся к стихотворению Бунина, но теперь с точки зрения его звучания.


«За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Да
руешь мне вечернюю зарю,
П
ростор полей и кротость синей дали»


- Какой звук выделяется на фоне других? (р)

- Дайте этому звуку характеристику (согласный, звонкий, сонорный).

- Какое состояние может передавать данный звук? (звучность, торжественность).

- Лирический герой благодарит Бога за все блага, которые он ему дарует и выражает свое к нему отношение путем использования звукописи.


- А теперь прочитаем последнюю строфу.


«И счастлив я печальною судьбой,
И е
сть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой» - шипящие и свистящие согласные звуки создают ассоциацию беззвучности, тишины


-  Как называется прием повторения одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность? (аллитерация).


Слайд:

- М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» торжественно описывает появление своего героя:


«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».


- За счет чего достигается торжественность и эмоциональная наполненность образа Понтия Пилата? (наблюдается внутренний ритм: чередуются равные отрезки, которые при произношении образуют большие паузы, как при чтении стихов).

- Здесь каждое слово весомо и значительно и без обширного описания создается образ человека, наделенного большой властью. А дальнейшие фразы сразу снимают ореол значительности:



Языковые особенности

Фонетические:

Звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс. Ритмичность.



Б) Морфологические особенности


- Стихотворении А. Фета привлекает внимание своей красотой и мелодичностью.


Горчакова К.

А. Фет

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..


- Обратим внимание на морфологическую сторону стихотворения.

Посчитайте, сколько в стихотворении существительных, прилагательных, глаголов.


Существительных

Прилагательных

Глаголов

23

7

0


- О чем говорит обилие существительных? (предметность, образность)

- О чем может свидетельствовать отсутствие глаголов? (статичность, тишина, спокойствие).

- Следующий признак, который мы выявили при анализе стихотворения – безглагольность. А напротив – насыщенность художественного текста глаголами какой образ создает? (динамичность, движение, интенсивность действия).


- Стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви…» проникнуто торжественным пафосом.


Синяк Е.


Все начинается с любви...

Твердят: "Вначале было слово".
А
я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть -
Родная и вечная сестра любви.

Все начинается в любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг -
Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: "Живи".
И
ты от шепота качнешься.
И
выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с любви!


- Какие личные местоимения встречаются в нем? (я, ты, тебе)

- Какого лица глаголы «провозглашаю, знаю, живи, качнешься, выпрямишься, начнешься»? (глаголы первого и второго лица)

- Личные местоимения и личные глаголы придают оттенок искренности, взволнованности. Именно таким настроением проникнуто стихотворение


Языковые особенности

Морфологические:

Безглагольность, насыщенность текста глаголами, личные местоимения, личные глаголы.


  1. Итог проделанной работы (продукт).

Студенты комментируют получившуюся в итоге работы таблицу.


Вопросы обратной связи

  1. Какие факторы влияют на правильное понимание содержания художественного произведения?

  2. Какие языковые особенности нужно учитывать при анализе художественного произведения?

  3. Чем отличаются тропы и синтаксические фигуры?

  4. Для чего нужно уметь анализировать художественный текст?

  5. Где вам пригодятся знания, умения и навыки, приобретенные в ходе данного урока?


Домашнее задание: Опираясь на составленную таблицу, подготовить связное высказывание на лингвистическую тему.



  1. Рефлексия. Подведение итогов урока


1.Что узнали нового на уроке?

2.Что получилось лучше всего?

3.Что вызвало затруднение?

4.Достигли ли вы собственной цели?
5.Какую оценку поставили себе за работу?






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Особенности художественного стиля речи"

Автор: Таран Елена Юрьевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация к уроку русского языка "Особенности художественного стиля речи""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_osobiennosti_khudozhiestviennogho_stili"
    ["file_id"] => string(6) "377493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484053018"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-osobiennosti-khudozhiestviennogho-stilia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "111339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407351966"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-poniatiie-o-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "249102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446824733"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства