kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном)
Цель: Обучить учеников различать стили речи по существенным признакам

Задачи: предметные:- повторить материал о тексте: что есть текст, главная мысль, ключевые слова текста (абзаца);
- повторить типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-формировать у учащихся способность различать стиль по наличию лексики в тексте;

Метапредметные:- создать условия для развития учеников и предоставить им  возможность выразить свои собственные суждения;
Личностные:- воспитание умения выслушать товарища и помочь ему определиться с правильным ответом при наличии ошибки;

- воспитании толерантности и умения принять помощи. Признав свою ошибку.

Оборудование: экран, учебники, раздаточный материал с фрагментами текстов, листы бумаги с карманчиками для оформления самостоятельной работы, на каждом листе написано слово: то ли разговорный, то ли научный, то ли художественный, маленькие карточки со словами, тетради учеников; портрет поэта И. Северянина.

1.Речевая разминка: (на экране текст, читает учитель)
Я стою у окна в серебреющее повечерье
И смотрю из него на использованные поля,
Где солома от убранной ржи ощетинила перья
И насторожилась заморозками пустая земля.

                                    (И.Северянин. Серебряная соната) – портрет поэта на экране как информационный компонент

1.2. Учитель:

-Какие слова употреблены в переносном значении?
                                Назвать эти же слова в словосочетании, но в прямом значении.

-Как вы понимаете выражение серебреющее повечерье, насторожилась заморозками?
- Почему поля названы использованными?

           Месяц осени, по мнению учеников

-Какое это предложение – простое или сложное? Докажите.

- Как соединены однородные члены предложения, простые предложения?
- Попытайтесь своими словами нарисовать данную картину.
                                          Самостоятельная работа на 1-2 минуты

              Происходит оценка работ учеников классом; впечатления от новых словесных картин. Обосновать.
- Прочитайте текст выразительно, как будто сами рассматриваете октябрьский пейзаж. Обратите внимание на тембр, темп, тон.

1.3. Для способных- творческая работа на 1-2 минуты:
- Попробовать придумать описание любого пейзажа и представить на суд класса. Смогли ученики увидеть задуманную тобой картину и почувствовать то, что переживаешь ты?

- Что помогло И.Северянину испытать то чувство, которое владело им? (ребята выбирают лексику – лексика присуща художественному описанию)

Вывод: Ученики приходят к выводу, что текст пишется для кого-то или с кем-то, где-то и зачем-то

1.4.Обобщение сделано учениками: ребята определили, что в стихотворении Северянина тип речи – описание, который позволяет нарисовать картину словами, как художнику картину красками.

1.5.Вывод (самостоятельно ученики) об особенностях данного текста.

- Ребята по заданию учителя образовали прилагательное от слова  художник - художественный

2.Работа по теме. Основная часть.

2.1.Предложены 3 набора листов бумаги. На каждом листе текст или не текст. Ученики должны прочитать и сказать, где текст.

- Доказать, что это текст, а не набор предложений.

(Тексты об октябре месяце. Первый – из энциклопедического словаря, второй – отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, третий – в разговорном стиле по И.П.Сахарову)

-Ребята доказали, что это тексты. Назвали отличие текста от набора предложений (придумали набор предложений, не связанных одной мыслью).

Назвали главную мысль каждого текста.
2.2. Учитель:
-
В трех текстах описан месяц октябрь. Одинаково ли его описание?

- Какой текст уместен в строгом, научном языке?

-В каком тексте есть слова, которые помогают автору рисовать картину, как художнику краски?
- Мы уже назвали это новое слово – художественный. Это и есть стиль. Так какой текст уместен в художественной речи?

- Какой в разговорной речи?

2.3.Самостоятельная работа в парах. На листы бумаги наклеены карманчики. Выбрать из предложенного перечня слов на карточках особенности каждого стиля, ориентируясь на тексты. Определить, к какому стилю относится каждый текст, в карманчике разместить слова, характеризующие особенности данного стиля.

У: В этот момент на экране схема:

Стили речи (с кем? Где? Зачем?)
                                                                              Разговорный

Книжный:
- Научный
- Художественный

2.4. Подводится итог работе. Ребята примерами из текстов обосновывают свои ответы.

3. Обобщение.

3.1. Прочитайте предложенные тексты, определите их стиль.

Тексты на экране: описание метели из энциклопедического словаря, отрывок из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, отрывок: Ну и метель вчера была…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.)

- Самостоятельное обоснование с указанием ключевой лексики, присущей каждому стилю речи.

4.Закрепление.

4.1.У: Самостоятельная работа(можно в парах, группах)
- Сочините тексты на одну тему, но в разных стилях речи ( предложений немного, но чтобы получился текст.
Тема задана предложенным текстом:

-Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и литература, и английский язык.

Здорово! А русский зачем?
- Как зачем? Это же наш родной язык.

-Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем.

Читать и писать научились. Зачем же опять учиться тому, что мы и так знаем?  (В.В.Репкин. Русский язык)

4.2. Проверка групповых  работ учеников.

Самостоятельные выводы учеников по содержанию предложенного текста (рассуждение – подготовка к будущей итоговой аттестации)

4.3.Итоговое заключение по теме. Самостоятельные выводы учеников

5. Рефлексия. - Ваше мнение в отношении собственных мыслей, которые посещали вас во время урока по теме.
- Насколько доволен – недоволен  своей работой на уроке.
- Пожелания самому себе.

- Мнение о совместной работе в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном)
Цель:
Обучить учеников различать стили речи по существенным признакам

Задачи: предметные:-- повторить материал о тексте: что есть текст, главная мысль, ключевые слова текста (абзаца);
-- повторить типы речи: описание, повествование, рассуждение;
--формировать у учащихся способность различать стиль по наличию лексики в тексте;

Метапредметные:-- создать условия для развития учеников и предоставить им возможность выразить свои собственные суждения;
Личностные:-- воспитание умения выслушать товарища и помочь ему определиться с правильным ответом при наличии ошибки;

-- воспитании толерантности и умения принять помощи. Признав свою ошибку.

Оборудование: экран, учебники, раздаточный материал с фрагментами текстов, листы бумаги с карманчиками для оформления самостоятельной работы, на каждом листе написано слово: то ли разговорный, то ли научный, то ли художественный, маленькие карточки со словами, тетради учеников; портрет поэта И. Северянина.

1.Речевая разминка: (на экране текст, читает учитель)
Я стою у окна в серебреющее повечерье
И смотрю из него на использованные поля,
Где солома от убранной ржи ощетинила перья
И насторожилась заморозками пустая земля.

(И.Северянин. Серебряная соната) – портрет поэта на экране как информационный компонент

1.2. Учитель:

--Какие слова употреблены в переносном значении?
Назвать эти же слова в словосочетании, но в прямом значении.

--Как вы понимаете выражение серебреющее повечерье, насторожилась заморозками?
-- Почему поля названы использованными?

Месяц осени, по мнению учеников

--Какое это предложение – простое или сложное? Докажите.

-- Как соединены однородные члены предложения, простые предложения?
-- Попытайтесь своими словами нарисовать данную картину.
Самостоятельная работа на 1-2 минуты

Происходит оценка работ учеников классом; впечатления от новых словесных картин. Обосновать.
-- Прочитайте текст выразительно, как будто сами рассматриваете октябрьский пейзаж. Обратите внимание на тембр, темп, тон.

1.3. Для способных- творческая работа на 1-2 минуты:
-- Попробовать придумать описание любого пейзажа и представить на суд класса. Смогли ученики увидеть задуманную тобой картину и почувствовать то, что переживаешь ты?

-- Что помогло И.Северянину испытать то чувство, которое владело им? (ребята выбирают лексику – лексика присуща художественному описанию)

Вывод: Ученики приходят к выводу, что текст пишется для кого-то или с кем-то, где-то и зачем-то

1.4.Обобщение сделано учениками: ребята определили, что в стихотворении Северянина тип речи – описание, который позволяет нарисовать картину словами, как художнику картину красками.

1.5.Вывод (самостоятельно ученики) об особенностях данного текста.

-- Ребята по заданию учителя образовали прилагательное от слова художник - художественный

2.Работа по теме. Основная часть.

2.1.Предложены 3 набора листов бумаги. На каждом листе текст или не текст. Ученики должны прочитать и сказать, где текст.

-- Доказать, что это текст, а не набор предложений.

(Тексты об октябре месяце. Первый – из энциклопедического словаря, второй – отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, третий – в разговорном стиле по И.П.Сахарову)

--Ребята доказали, что это тексты. Назвали отличие текста от набора предложений (придумали набор предложений, не связанных одной мыслью).

Назвали главную мысль каждого текста.
2.2. Учитель:
--
В трех текстах описан месяц октябрь. Одинаково ли его описание?

-- Какой текст уместен в строгом, научном языке?

--В каком тексте есть слова, которые помогают автору рисовать картину, как художнику краски?
- Мы уже назвали это новое слово – художественный. Это и есть стиль. Так какой текст уместен в художественной речи?

-- Какой в разговорной речи?

2.3.Самостоятельная работа в парах. На листы бумаги наклеены карманчики. Выбрать из предложенного перечня слов на карточках особенности каждого стиля, ориентируясь на тексты. Определить, к какому стилю относится каждый текст, в карманчике разместить слова, характеризующие особенности данного стиля.

У: В этот момент на экране схема:

Стили речи (с кем? Где? Зачем?)
Разговорный

Книжный:
-- Научный
-- Художественный

2.4. Подводится итог работе. Ребята примерами из текстов обосновывают свои ответы.

3. Обобщение.

3.1. Прочитайте предложенные тексты, определите их стиль.

Тексты на экране: описание метели из энциклопедического словаря, отрывок из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, отрывок: Ну и метель вчера была…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.)

-- Самостоятельное обоснование с указанием ключевой лексики, присущей каждому стилю речи.

4.Закрепление.

4.1.У: Самостоятельная работа(можно в парах, группах)
-- Сочините тексты на одну тему, но в разных стилях речи ( предложений немного, но чтобы получился текст.
Тема задана предложенным текстом:

-Ух, сколько у нас в этом году новых предметов! И история, и литература, и английский язык.

Здорово! А русский зачем?
- Как зачем? Это же наш родной язык.

-Ну и что? Говорить по-русски мы давно умеем.

Читать и писать научились. Зачем же опять учиться тому, что мы и так знаем? (В.В.Репкин. Русский язык)

4.2. Проверка групповых работ учеников.

Самостоятельные выводы учеников по содержанию предложенного текста (рассуждение – подготовка к будущей итоговой аттестации)

4.3.Итоговое заключение по теме. Самостоятельные выводы учеников

5. Рефлексия. -- Ваше мнение в отношении собственных мыслей, которые посещали вас во время урока по теме.
-- Насколько доволен – недоволен своей работой на уроке.
-- Пожелания самому себе.

-- Мнение о совместной работе в группах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе. Понятие о стилях речи

Автор: МЕЛЕХОВА АЛЛА ВИКТОРОВНА

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства