Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи"
Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи"
Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" может быть использована при изучении нового материала, при повторении, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Презентация содержит как теоретический материал для повторения или изучения, так и практические задания для отработки полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" »
«Особенности художественного стиля речи»
К уроку русского языка 10-11 класс
по учебнику под ред. А.И Власенкова., Л.М. Рыбченковой.
Презентация подготовлена Темлюковой Н.В.,
учителем русского языка и литературы
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
р.п. Духовницкое
Саратовской области»
Цель: повторить и обобщить материал по теме «Особенности художественного стиля речи»
Сравнение представленных текстов
Текст №1 Чего у нас в избытке, так это телесериалов. И импортных, и отечественных. Причем, если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов. По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! Вот накопит - и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! А пока пусть сериалы посмотрит уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом «не попасть впросак». И возможностей хоть отбавляй! На какой канал ни попадешь - обязательно про бандитов показывают. Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. А. Андреев.
Текст № 2 Гроза в горах Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Все было - тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и черные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твердая земля, - и снова все было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и все на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть. А. Солженицын.
Текст № 3 Имя существительное Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода. Существительное называет предмет в широком смысле этого слова, т.е. вещи, лица, вещества, организмы, живые существа, свойства в отвлечении от их носителя, действия и состояния в отвлечении от их производителя, например: камень, мальчик, учитель, чугун, вирус, собака, белизна, доброта, движение. В зависимости от того, что обозначается, все существительные делятся на собственные, являющиеся индивидуальными наименованиями предметов (имена, фамилии, клички, прозвища, географические названия и т.д.), и нарицательные, называющие предмет как принадлежащий к классу или разряду однородных предметов. В зависимости от характера обозначаемого все существительные делятся на конкретные и отвлеченные, одушевленные и неодушевленные. Из «Грамматики современного русского литературного языка»
Признаки, позволяющие определить стиль речи.
с какой целью используется
в какой обстановке используется
жанры
языковые средства выражения
стилевые черты речи
Признаки, позволяющие определить художественный стиль речи.
с какой целью используется
в какой обстановке используется
жанры
языковые средства выражения
стилевые черты речи
изображение и воздействие на читателя
в художественной литературе
роман, повесть, драма, комедия, стихотворение
использование всех богатств лексики (тропы), синтаксиса
образность, эмоциональность
Тропы и стилистические фигуры Роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля.
Тропы
Аллегория - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.
Антономасия - употребление собственного имени в значении нарицательного.
Гипербола - чрезмерное преувеличение.
Ирония - употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому.
Литота - чрезмерное преуменьшение.
Метафора - скрытое сравнение.
Метонимия - употребление слова или выражения в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениями.
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения по признаку количественного отношения между предметами.
Олицетворение - наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ.
Перифраза - описательный оборот, употребленный вместо какого-либо слова или словосочетания.
Сравнение - пояснение одного предмета путем сопоставления его с другим.
Эпитет - слово, определяющее предмет и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Аллитерация - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных звуков.
Ассонанс - повтор в строке, фразе, строфе одинаковых гласных звуков.
Найдите тропы в представленном тексте
Лунный блик (1)Ночью (в)переди теплохода, на гладк..й воде, ро..черком играл лу(н,нн)ый блик. (2)Он с..ребрился извивался змейкой прыгал головастиком убегал шустр..й ящеркой. (3)Верилось с нетерпением ждалось вот-вот настигн..т теплоход живую тень луны сомнет ее среж..т плугом носа. (4)Но пр..ходили м..нуты прошел час другой а отблеск далекой луны все б..жал и б..жал перед теплоходом без усилий оп..режая напряж..(н,нн)о работающую машину. (5)И было в этой ночной к..ртине что(то) похожее на жизнь казалось вот-вот поймаеш(?) ухв..тиш(?) смысл ее ра..гадаеш(?) и постигнеш(?) вечную загадку бытия. В. Астафьев.
Стилистические фигуры
Анафора - повторение звуков, слов, синтаксических или лексических построений в начале смежных стихов или строф.
Бессоюзие (асиндетон) - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложений или предложениями.
Градация - расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.
Инверсия - расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.
Лексические повторы - повторение одного и того же слова, словосочетания.
Многосоюзие (полисиндетон) - намеренное использование повторяющихся союзов.
Оксюморон - соединение слов, по значению находящихся в антонимических отношениях.
Парцелляция - выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного предложения.
Риторический вопрос - утверждение высказывается в форме вопроса.
Риторическое обращение - направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Синтаксический параллелизм - такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же схеме.
Умолчание - предоставление читателю возможности догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Эллипсис - намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Эпифора - повтор одних и тех же звуковых сочетаний или слов в конце стихотворных строк.
Анализ художественного текста по плану:
Литературоведческий анализ - Идейно-тематическое содержание произведения. - Сюжет и композиция. - Система образов. - Роль пейзажа. - Язык произведения.
Сочинение-описание «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»