kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" может быть использована при изучении нового материала, при повторении, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Презентация содержит как теоретический материал для повторения или  изучения, так и практические задания для отработки полученных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" »

«Особенности художественного стиля речи» К уроку русского языка 10-11 класс по учебнику под ред. А.И Власенкова., Л.М. Рыбченковой. Презентация подготовлена Темлюковой Н.В.,  учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука  р.п. Духовницкое Саратовской области»

«Особенности художественного стиля речи»

К уроку русского языка 10-11 класс

по учебнику под ред. А.И Власенкова., Л.М. Рыбченковой.

Презентация подготовлена Темлюковой Н.В.,

учителем русского языка и литературы

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука

р.п. Духовницкое

Саратовской области»

Цель: повторить и обобщить материал по теме «Особенности художественного стиля речи»
  • Цель: повторить и обобщить материал по теме «Особенности художественного стиля речи»
Сравнение представленных текстов

Сравнение представленных текстов

Текст №1 Чего у нас в избытке, так это телесериалов. И импортных, и отечественных. Причем, если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов. По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! Вот накопит - и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! А пока пусть сериалы посмотрит уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом «не попасть впросак». И возможностей хоть отбавляй! На какой канал ни попадешь - обязательно про бандитов показывают. Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. А. Андреев.

Текст № 2   Гроза в горах  Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет.  Все было - тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и черные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твердая земля, - и снова все было мрак и бездна.   Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и все на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть.    А. Солженицын.

Текст № 2 Гроза в горах Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Все было - тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и черные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твердая земля, - и снова все было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и все на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть. А. Солженицын.

Текст № 3  Имя существительное  Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода.  Существительное называет предмет в широком смысле этого слова, т.е. вещи, лица, вещества, организмы, живые существа, свойства в отвлечении от их носителя, действия и состояния в отвлечении от их производителя, например: камень, мальчик, учитель, чугун, вирус, собака, белизна, доброта, движение.  В зависимости от того, что обозначается, все существительные делятся на собственные, являющиеся индивидуальными наименованиями предметов (имена, фамилии, клички, прозвища, географические названия и т.д.), и нарицательные, называющие предмет как принадлежащий к классу или разряду однородных предметов. В зависимости от характера обозначаемого все существительные делятся на конкретные и отвлеченные, одушевленные и неодушевленные.  Из «Грамматики современного русского литературного  языка»

Текст № 3 Имя существительное Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода. Существительное называет предмет в широком смысле этого слова, т.е. вещи, лица, вещества, организмы, живые существа, свойства в отвлечении от их носителя, действия и состояния в отвлечении от их производителя, например: камень, мальчик, учитель, чугун, вирус, собака, белизна, доброта, движение. В зависимости от того, что обозначается, все существительные делятся на собственные, являющиеся индивидуальными наименованиями предметов (имена, фамилии, клички, прозвища, географические названия и т.д.), и нарицательные, называющие предмет как принадлежащий к классу или разряду однородных предметов. В зависимости от характера обозначаемого все существительные делятся на конкретные и отвлеченные, одушевленные и неодушевленные. Из «Грамматики современного русского литературного языка»

Признаки, позволяющие определить стиль речи.

Признаки, позволяющие определить стиль речи.

  • с какой целью используется
  • в какой обстановке используется
  • жанры
  • языковые средства выражения
  • стилевые черты речи
Признаки, позволяющие определить  художественный стиль речи.

Признаки, позволяющие определить художественный стиль речи.

  • с какой целью используется
  • в какой обстановке используется
  • жанры
  • языковые средства выражения
  • стилевые черты речи
  • изображение и воздействие на читателя
  • в художественной литературе
  • роман, повесть, драма, комедия, стихотворение
  • использование всех богатств лексики (тропы), синтаксиса
  • образность, эмоциональность
Тропы и стилистические фигуры   Роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля.

Тропы и стилистические фигуры Роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля.

Тропы

Тропы

  • Аллегория - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.
  • Антономасия - употребление собственного имени в значении нарицательного.
  • Гипербола - чрезмерное преувеличение.
  • Ирония - употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому.
  • Литота - чрезмерное преуменьшение.
  • Метафора - скрытое сравнение.
  • Метонимия - употребление слова или выражения в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениями.
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения по признаку количественного отношения между предметами. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ. Перифраза - описательный оборот, употребленный вместо какого-либо слова или словосочетания. Сравнение - пояснение одного предмета путем сопоставления его с другим. Эпитет - слово, определяющее предмет и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Аллитерация - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных звуков. Ассонанс - повтор в строке, фразе, строфе одинаковых гласных звуков.
  • Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения по признаку количественного отношения между предметами.
  • Олицетворение - наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ.
  • Перифраза - описательный оборот, употребленный вместо какого-либо слова или словосочетания.
  • Сравнение - пояснение одного предмета путем сопоставления его с другим.
  • Эпитет - слово, определяющее предмет и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
  • Аллитерация - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных звуков.
  • Ассонанс - повтор в строке, фразе, строфе одинаковых гласных звуков.
Найдите тропы в представленном тексте

Найдите тропы в представленном тексте

Лунный блик  (1)Ночью (в)переди теплохода, на гладк..й воде, ро..черком играл лу(н,нн)ый блик. (2)Он с..ребрился извивался змейкой прыгал головастиком убегал шустр..й ящеркой.  (3)Верилось с нетерпением ждалось вот-вот настигн..т теплоход живую тень луны сомнет ее среж..т плугом носа.  (4)Но пр..ходили м..нуты прошел час другой а отблеск далекой луны все б..жал и б..жал перед теплоходом без усилий оп..режая напряж..(н,нн)о работающую машину.  (5)И было в этой ночной к..ртине что(то) похожее на жизнь казалось вот-вот поймаеш(?) ухв..тиш(?) смысл ее ра..гадаеш(?) и постигнеш(?) вечную загадку бытия.   В. Астафьев.

Лунный блик (1)Ночью (в)переди теплохода, на гладк..й воде, ро..черком играл лу(н,нн)ый блик. (2)Он с..ребрился извивался змейкой прыгал головастиком убегал шустр..й ящеркой. (3)Верилось с нетерпением ждалось вот-вот настигн..т теплоход живую тень луны сомнет ее среж..т плугом носа. (4)Но пр..ходили м..нуты прошел час другой а отблеск далекой луны все б..жал и б..жал перед теплоходом без усилий оп..режая напряж..(н,нн)о работающую машину. (5)И было в этой ночной к..ртине что(то) похожее на жизнь казалось вот-вот поймаеш(?) ухв..тиш(?) смысл ее ра..гадаеш(?) и постигнеш(?) вечную загадку бытия. В. Астафьев.

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры

  • Анафора - повторение звуков, слов, синтаксических или лексических построений в начале смежных стихов или строф.
  • Антитеза - противопоставление явлений, понятий, положений, образов, состояний.
  • Бессоюзие (асиндетон) - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложений или предложениями.
  • Градация - расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.
  • Инверсия - расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.
  • Лексические повторы - повторение одного и того же слова, словосочетания.
  • Многосоюзие (полисиндетон) - намеренное использование повторяющихся союзов.
  • Оксюморон - соединение слов, по значению находящихся в антонимических отношениях.
Парцелляция - выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного предложения. Риторический вопрос - утверждение высказывается в форме вопроса. Риторическое обращение - направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Синтаксический параллелизм - такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же схеме. Умолчание - предоставление читателю возможности догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Эллипсис - намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Эпифора - повтор одних и тех же звуковых сочетаний или слов в конце стихотворных строк.
  • Парцелляция - выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного предложения.
  • Риторический вопрос - утверждение высказывается в форме вопроса.
  • Риторическое обращение - направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
  • Синтаксический параллелизм - такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же схеме.
  • Умолчание - предоставление читателю возможности догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
  • Эллипсис - намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
  • Эпифора - повтор одних и тех же звуковых сочетаний или слов в конце стихотворных строк.
Анализ художественного текста по плану:

Анализ художественного текста по плану:

Литературоведческий анализ    - Идейно-тематическое  содержание произведения.  - Сюжет и композиция.  - Система образов.  - Роль пейзажа.  - Язык произведения.

Литературоведческий анализ - Идейно-тематическое содержание произведения. - Сюжет и композиция. - Система образов. - Роль пейзажа. - Язык произведения.

Сочинение-описание  «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

Сочинение-описание «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи"

Автор: Темлюкова Наталья Владимировна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413903435"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Мы и стили речи" (элективный курс)"
    ["seo_title"] => string(29) "myistiliriechieliektivnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "292679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455306921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства