kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Цель выступления: обобщение  и распространение педагогического опыта

по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Задачи:

1)научить создавать задания, формирующие языковые и коммуникативные компетенции;

2)распространение опыта оформления частных деловых бумаг;

3)способствовать накоплению методической базы.

Ожидаемый результат: применение данной методики  в практике учителей русского языка и литературы.                       

В быстро меняющемся мире общество корректирует или коренным образом меняет цели и задачи школьного образования. Раньше главная цель образования - формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности. Сейчас же - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом, но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми.

Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Готовясь в этом году к научно-практической конференции, мой ученик выяснял у пятиклассников:

В свободное время вы отдадите предпочтение компьютеру или книге?

Было опрошено 88человек. Из них 95% отдадут предпочтение компьютеру и лишь только 5% - книге.  Я поинтересовалась у своих семиклассников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.  Значит, долгое время дети ошибочно считают  невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила цель- формирование у обучаемых данных компетенций.

В варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

 Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.

Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

 Но, по моему мнению, именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

“Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Формируя языковые и коммуникативные компетенции, я использую различные методы, такие как: вживания, сравнения, придумывания, метод образной картины и т.д.; приемы: придумывание заданий, вопросов, тем сочинений, ролевые игры, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор,  справочное бюро).

Создание образов, придумывание загадок, ассоциации, сопоставления…Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра, где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет  каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.

Предлагаю несколько упражнений, которые я использую в своей работе.

1.Написание сочинения по единому началу.

Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..

В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…

2.Сочинение от лица неодушевленного предмета.

- «Я карандаш в пенале первоклассника…»

- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…» 

3. Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле.

Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.

4.Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.

1.Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.

2.Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.

Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся.

Но не только на уроках русского языка и литературы, но и во время внеурочной деятельности происходит работа по формированию ключевых компетенций.

В 10 классе я веду элективный курс «Деловой язык».

Программа Курса состоит из двух модулей.                    

Модуль 1 приводит в систему сведения об устном и письменном деловом общении. Дает представление об этике. Внимание коммуникативной культуре в деловом общении (культура речи, лексика делового стиля, лексическая сочетаемость, произношение, грамматика, стилистика). Учащиеся знакомятся с особенностями речевого поведения, этическими нормами телефонного разговора, культурой делового письма.

Основная задача II модуля — познакомить учащихся с культурой делового общения, правилами и этикетом деловых отношений. Учащиеся знакомятся с правилами подготовки и проведения деловой беседы, правилами конструктивной критики, этикетом и имиджем делового человека, этикетом приветствия и представлений, внешним обликом делового человека.

Возможные задания:

1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.

2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».

3.Подобрать синонимы к данным словам: ходАтайство, удостовЕрить, засвидЕтельствовать, информАция…

4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте.

Пишите ваши инициалы полностью.

Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.

Важно и то, что на занятиях ребята знакомятся с деловым стилем письменной речи, с требованиями к оформлению частных деловых бумаг, учатся писать автобиографию, резюме, заявление и т.д.

            По моему мнению, именно применение языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без данных  компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.

             Все виды компетенций, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

                                                                                                                                         Ф. Бэкон

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания»

Упражнения, формирующие языковые и коммуникативные компетенции.


1. Написание сочинения по единому началу.

В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…


Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..


2. Определите, сколько значений у слова друг в приведённых

предложениях.

1)Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.


2) А сколько вам, дорогой друг, лет?

3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.


Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки.

Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.


Родственные Антонимические Синонимические

связи: связи: связи:


друг неприятель товарищ


дружок недруг приятель


дружить

дружно


дружный



В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.


3. Работа с толковым словарём на уроке русского языка в 6 классе.

1. Какая лексика общеупотребительная или необщенародная представлена в этом словаре?

2. Почему в школьный словарь включена лексика не ограниченного употребления, а общенародная?

3. Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы назвали такой словарь? и т.д.


4. Сочинение от лица неодушевленного предмета.

- «Я карандаш в пенале первоклассника»…

- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»


5. Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле.

(Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.)


6. Анализ текста.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.


Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.


1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2.Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4.Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5.Найдите эпитеты. Раскройте их значения.


Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).


7. Записываем предложение.


Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.


Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их, определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно – прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…

Запишем маленькую миниатюру по строчке ( можно в стихотворной форме).


8. Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать какие-то строчки поэта. Вы проснулись в ясное, солнечное утро и вспомнили такие строчки “Мороз и солнце, день чудесный …”. (“Буря мглою небо кроет”, “И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках”, “Сквозь волнистые туманы пробирается луна”)


9. Создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений.

а) Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги…

б) Вечер. Беру томик стихов Пушкина и …


10. Работа под названием “Продолжи строчку”, “Начни строчку”, “Восстанови строчку».

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…

Люблю дымок спалённой жнивы…

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен…


Говоря о смысловой роли односоставных предложений, указываем на особенности их стилистики: такие предложения отличаются большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками (сила проявления чувств), сфера их употребления обширна.


11. Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Например:


Прошу не умничать.

Сейчас неси сюда тулуп.

Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.


12. Составить 4–5 определённо-личных предложений в связи с анализом повести “Капитанская дочка” со сказуемыми: посмотрите, вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим.


Отмечаем следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно несущественно.


13. Наблюдаем роль неопределённо-личных предложений по тексту И. С. Тургенева.


Вот нашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников , мол, на вас жалуется : землю, вишь , отнять изволили…Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего с командой… Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был маленький мальчишка, босиком за ним бежал. Что же. Привели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш то дедушка стоит и тоже глядит. Отец мой кричит: “ Матушка, Марья Васильевна, заступись, пощадите хоть вы!” А она только знай приподнимается да поглядывает. Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить ещё велели, что живого отпустили.


Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи. Учащиеся вводят в неопределённо-личные предложения подлежащие. Замечаем, что текст становится загромождённым названиями многих лиц. Выясняем стилистическую роль неопределённо-личных предложений. Автор стремится выделить главных действующих лиц: барина, барыню, Петра Овсянникова. Говоря о них, автор употребляет двусоставные предложения, другие персонажи отодвигаются на второй план. Рассказчик стремится указать на события, на действия: донесли, взяли, привели, высекли… Можно выполнить упражнение типа редактирования текста. Например, устранить синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями. Как изменился текст?


14. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.

1.Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.


2.Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.


Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней нет жизни, движения, у автора вода сочилась, стояла, падала, шлёпала.

Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.


15. Анализ стихотворения.

***

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя.

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Просторные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай … далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Н.Гумилёв.


По тексту, который сначала выразительно читает учитель, затем учащиеся про себя, проводится такая беседа:


– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Кому адресован рассказ о жирафе?

– Как развёрнуто определение “изысканный”?

– Что предшествовало рассказу о жирафе?

– Какие сравнения использованы в стихотворении?

– Как они работают на его идею?

– Какова же она, идея стихотворения, его главная мысль?


***

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя , березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте,

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях,

И их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

А. Фет.


– Какое время года изображено в стихотворении? Подберите примеры из текста.

– Что видит и слышит внимательный читатель?

– Каким смыслом наполнен глагол, передающий звук?

– Как понимать первую и вторую строки стихотворения?


Тема: “Сравнительный оборот и составное именное сказуемое, выраженное существительным с союзами как, будто, словно”.


Задание 1. Записать текст под диктовку, обозначить как члены предложения конструкции, вводимые сравнительными союзами.


Как мальчик кудрявый, резва,

Нарядна, как бабочка летом,

Значенья пустого слова

В устах её полны приветом

Ей нравиться долго нельзя:

Как цепь, ей несносна привычка,

Она ускользнёт, как змея,

Порхнёт и умчится, как птичка.

Таит молодое чело

По воле – и радость, и горе

В глазах – как на небе светло.

В душе её темно, как в море.

То истиной дышит в ней всё,

То всё в ней притворно и ложно!

Понять невозможно её,

Зато не любить невозможно.

М. Лермонтов.


Задание 2. Списать текст, расставив знаки препинания, вписав пропущенные буквы, определить грамматические основы, подчеркнуть как сравнительные обороты.


Ты жертва жизненных тревог,

И нет в тебе сопротивленья,

Ты, как оторванный листок,

Плывёшь без воли по теченью.

Ты как на жниве сизый дым.

Откуда ветер не повеет,

Он только стелется над ним

И к облакам бежать не смеет.

Ты словно яблони цветы,

Когда их снег покрыл тяжёлый

Стряхнуть тоску не смеешь ты,

И жизнь тебя погнула долу,

Ты как лощина в вешний день:

Когда весь мир благоухает,

Соседних гор ложится тень

И ей одной цвести мешает,

И как с вершин бежит в неё

Снегов растаявшая груда,

Так в сердце бедное твоё

Стекает горе отовсюду.

А. Толстой.


Делаем сравнительный анализ стихотворений. Учащиеся перечитывают оба стихотворения и напротив каждых (1–3) строк одним словом обозначают, о каком качестве, свойстве характера, души, черте внешности говорят авторы. Затем отвечают на вопросы и выполняют задания:


– Какие образы предстают перед нами из каждого стихотворения?

– Какие синтаксические конструкции использованы для создания этих образов?

– Найдите синонимичные выражения в обоих стихотворениях.

– Укажите в стихотворениях слова, выражающие их главную мысль.

– Как в каждом случае строится доказательство этой главной мысли?

– Если заменить авторские сравнения своими собственными определениями, обогатит или обеднит это художественный образ?

– Композиция какого стихотворения такова, что, закончив его чтение, возникает желание вернуться к началу тут же? Или это зависит не от композиции?


Задания на обобщение по теме “Типы сказуемых”.


1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор.


Старинным золотом и желчью напитал

Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры

Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.

В огне кустарники, и воды как металл.

А груды валунов и глыбы голых скал

В размытых впадинах загадочны и хмуры.

В крылатых сумерках – намёки и фигуры…

Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,

Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?

Кто этих мест жилец: чудовище, титан?

Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,

Там дышит тяжело усталый океан.

М. Волошин


2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых.


Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой.

К. Паустовский.


3. Сравнительный анализ текстов.


– Что общего между этими двумя текстами?

– Каким настроением они проникнуты?

– При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?

– Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?

– Почему в последней строфе стихотворения не развёрнута антитеза?

– Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?

– Предположим, что в стихотворении словосочетание как металл заменено синонимичным прилагательным или причастием. Как изменится смысл предложения?

– Есть ли антитеза в прозаическом отрывке?

– Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого, а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это “работает” на идею каждого текста?


4. Самостоятельная работа.

Попытайтесь зарифмовать отрывок из повести К.Паустовского.


5. Наблюдаем роль различных видов сказуемых в художественном тексте. Запись текста под диктовку и проверка его: объяснение орфограмм и пунктограмм, определение грамматической основы, видов сказуемого и способ его выражения.


Портрет мужчины.


Его глаза – подземные озёра.

Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом;

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий –

Служить мечтой убийцы и поэта,

Быть может, как родился он – на небе

Кровавая растаяла комета

В его душе столетние обиды.

В его душе печали без названья,

На все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи.

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать … плакать он не может.

Н.Гумилёв.


Аналитическое чтение

Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.


– Что вы видите на первом плане?

– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой

– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?

– Первая часть стихотворения создаёт внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?

– Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?

– Вторая часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой же человек перед нами?

– Поэт описывает портрет или своё впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.

– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилёва убедительным?

– Какие чувства вызывает у поэта герой картины ? Подтвердите ответ текстом.

– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?

– Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?


7 класс.

Причастие.


  1. Подготовьте устное лингвистическое сочинение на тему «Причастие как часть речи».


  1. Представьте, что вы редактор школьной газеты. Найдите и исправьте
    ошибки.



  1. К данным существительным подобрать причастия или причастные
    обороты и составить рассказ «На льдине»: море, океан, река, снег,
    шторм, вьюга, метель, льдина, волны, полярники, рыбаки,
    школьники.


  1. Написать сочинение описательного характера на тему «Весна»,
    используя опорные словосочетания: ещё (не) растаявший на солнце снег; деревья, (не) одетые листвой; (не) окрепшая трава; солнце, почти (не) скрывающееся за тучей; цветы, (не) увядающие до осени.




  1. Прочитайте стихотворение:



Притихший лес одежду сбросил.

Прошёл сквозь чащу бурелом.

Что делать? Всех задела осень

Своим безжалостным крылом.

(П. Бровка)

Напишите стихотворение об осени, раскрыв смысл двух последних строк. Придумайте к нему заголовок.


Деепричастие.


  1. Представьте себя учителем. Какие вопросы тебе хотелось бы задать ученикам по теме «Деепричастие»?

Озаглавьте текст. Проследите, как автор описывает наступление грозы. Составьте, как бы продолжая мысль автора, описывая наступление грозы, исправьте деепричастия.


По небу медленно двигалась стая туч..., постепенно закрывая солнце. Рокотал гром, приближаясь к нам. Блеснув ярким светом, молния осветила всё кругом. Крупный дождь, забарабанив по листве, полил ручьями. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Но....


  1. Введите в текст деепричастные обороты.

Одна за другой спускались к берегу машины....

.. .они шли по только что пробитой дороге. Машины... двигались к острову. Над проливом сгущались сумерки....


Предлоги.


  1. Составьте предложения с синонимичными предлогами: ввиду -вследствие - в силу; в связи - по причине - благодаря - в результате; о -про - насчёт - относительно.


  1. Поразмышляйте над стихотворением.

В чём его главная мысль? Запишите свои размышления.


Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толоч…

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды.

(Заболоцкий)


Определите, в каком падеже стоят существительные с предлогами.


Союзы.


  1. Напишите сочинение-миниатюру, используя противительные союзы, противопоставляя между собой разные картины: «Наш парк летом и зимой». «Мой друг дома и в классе».


  1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу союзные слова:

1.Писатель создал произведение (...) изобразил борьбу народа за своё освобождение.

2. Село (...) оно родом расположено на холме.

3. Те слова (...) он сказал оказались пророческими.


3) Из данных предложений составьте сложноподчинённые. Придаточные можно ставить перед главными, после главного, внутри него.

1.В полях уже потемнело. Мы пошли к деревне.

2.Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3.Дома оставалась только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

4.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.


Частицы.


  1. Придумайте тему обращения к своим одноклассникам используя частицы пусть, давай-ка, а также различные формы глагола.


  1. Написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Весна идёт»...

И всё (таки) это весна.. Ещё (не) растаявший на солнце снег. Деревья (не) скинувшие с себя зимние оцепенение. (Не) повторимая пора. (Не) взирая ни на что. (Не) жалея сил...


  1. Создайте свою поэтическую зарисовку, навеянную строчками К. Паустовкого.

Подымалось солнце. Блестела пустынная росистая степь. Вокруг не было ни души. Даже самый зоркий глаз не мог бы заметить никаких признаков человека.




11



Просмотр содержимого документа
«доклад»

Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Цель выступления: обобщение и распространение педагогического опыта

по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Задачи:

1)научить создавать задания, формирующие языковые и коммуникативные компетенции;

2)распространение опыта оформления частных деловых бумаг;

3)способствовать накоплению методической базы.

Ожидаемый результат: применение данной методики в практике учителей русского языка и литературы.

В быстро меняющемся мире общество корректирует или коренным образом меняет цели и задачи школьного образования. Раньше главная цель образования - формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности. Сейчас же - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом, но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми.

Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Готовясь в этом году к научно-практической конференции, мой ученик выяснял у пятиклассников:

В свободное время вы отдадите предпочтение компьютеру или книге?

Было опрошено 88человек. Из них 95% отдадут предпочтение компьютеру и лишь только 5% - книге. Я поинтересовалась у своих семиклассников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Значит, долгое время дети ошибочно считают невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила цель- формирование у обучаемых данных компетенций.

В варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.


Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.


Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.


Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.


Но, по моему мнению, именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.


Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык


Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.

Конструирование ответа на вопрос.


Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.


Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Составление документации.


Речь

Орфоэпические нормы.


Чтение

Выразительность, эмоциональность, чёткось.


Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Формируя языковые и коммуникативные компетенции, я использую различные методы, такие как: вживания, сравнения, придумывания, метод образной картины и т.д.; приемы: придумывание заданий, вопросов, тем сочинений, ролевые игры, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, справочное бюро).

Создание образов, придумывание загадок, ассоциации, сопоставления…Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста – это своеобразная игра, где каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.

Предлагаю несколько упражнений, которые я использую в своей работе.

1.Написание сочинения по единому началу.

Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..


В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…


2.Сочинение от лица неодушевленного предмета.

- «Я карандаш в пенале первоклассника…»

- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»


3. Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле.

Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.


4.Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.

1.Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.


2.Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.

Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся.

Но не только на уроках русского языка и литературы, но и во время внеурочной деятельности происходит работа по формированию ключевых компетенций.

В 10 классе я веду элективный курс «Деловой язык».

Программа Курса состоит из двух модулей.

Модуль 1 приводит в систему сведения об устном и письменном деловом общении. Дает представление об этике. Внимание коммуникативной культуре в деловом общении (культура речи, лексика делового стиля, лексическая сочетаемость, произношение, грамматика, стилистика). Учащиеся знакомятся с особенностями речевого поведения, этическими нормами телефонного разговора, культурой делового письма.

Основная задача II модуля — познакомить учащихся с культурой делового общения, правилами и этикетом деловых отношений. Учащиеся знакомятся с правилами подготовки и проведения деловой беседы, правилами конструктивной критики, этикетом и имиджем делового человека, этикетом приветствия и представлений, внешним обликом делового человека.

Возможные задания:

1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.

2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».

3.Подобрать синонимы к данным словам: ходАтайство, удостовЕрить, засвидЕтельствовать, информАция…

4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте.

Пишите ваши инициалы полностью.

Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.


Важно и то, что на занятиях ребята знакомятся с деловым стилем письменной речи, с требованиями к оформлению частных деловых бумаг, учатся писать автобиографию, резюме, заявление и т.д.

По моему мнению, именно применение языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.

Все виды компетенций, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.


Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

Ф. Бэкон





4



Просмотр содержимого документа
«памятка»

Письмо-рекламация

Рекламация - коммерческий документ, представляющий собой предъявление претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков.

Рекламации могут быть предъявлены в отношении качества и количества товара, сроков поставки, упаковки, маркировки, пла­тежа и других условий контракта (договора). Можно требовать замены некачественного товара, уценки товара, скидки с общей стоимости…

Рекламация предъявляется в оп­ределенный срок в письменном виде (заказным пись­мом) с приложением всех документов, подтверждающих реклама­цию.


Образец документа

МОАУ СОШ №9 Строительная компания

676850, г. Белогорск, «Восток»

Амурская область, 676850, г. Белогорск,

ул. Кирова,6 ул. Кирова, 135

тел.8(41641)2-25-52

20.08.2010г.

О выполнении контракта

27.05.2010г. между дирекцией МОАУ СОШ №9 и Вашей компанией был заключен контракт № 468, обязующий Вас к 20.08.2010г. сдать под ключ новый спортивный комплекс.

К сожалению, условия контракта Вами не выпол­нены. Строительство комплекса выполнено лишь на 75 %. С 10.08.2010г. подрядчики не появлялись на площадке.

Ожидаем Вашего ответа в течение 3 дней. В противном случае мы вынуждены будем обратиться в суд.

Приложение: копия контракта № 468.


Директор А.П.Сидоров

-8-

Автобиография

Автобиография - документ, который автор составляет само­стоятельно. Типового формуляра для биографии не существует, поэтому форма произвольная. Однако отдельные со­ставные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Пишут автобиографию от руки на листе бумаги фор­матом А4, либо на специальном бланке. Форма изложения — пове­ствовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологической последовательности и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и обще­ственной деятельности данного человека.


Основные реквизиты:

- название документа (автобиография);

- имя, отчество, фамилия автора;

- число, месяц и год рождения;

- место рождения;

- сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы);

- образование и специальность по образованию;

- вид трудовой деятельности;

- последнее место работы и должность;

- награды и поощрения;

- семейное положение и состав семьи;

- домашний адрес и телефон;

- дата;

- личная подпись.


Образец документа


Автобиография.

Я, Ковалёва Елена Борисовна, родилась 14 марта 1978 г. в

г. Москве, в семье служащих.

Отец, Ковалёв Борис Семенович, - инженер завода «Луч».

-1-

Мать, Ковалёва Мария Васильевна, - бухгалтер завода «Луч».

В 1985 г. поступила в среднюю школу № 238 Кировского района г. Москвы.

В 1995 г. окончила эту школу с серебряной медалью. В этом же году поступила в МОПИ им. Н.К.Крупской на факультет дошкольного обра­зования. В 2000 г. окончила институт и получила распределение на работу в ясли-сад № 415

г. Москвы, где работаю по настоящее время в должно­сти методиста дошкольного воспитания.


12.06.2011г. Личная подпись Е.Б.Ковалёва




Автобиография.

Я, Павлова Надежда Васильевна, родилась 24 июня 1976 года в г. Луге, Ле­нинградской области, в семье рабочих.

В 1983 году поступила в среднюю школу №23 г. Луги. Окончила среднюю школу в 1993 году. Одновременно занималась в городской музыкальной школе по классу рояля, окончила школу в 1991 году.

В 1993 году поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков (дневное отделение). Окончила институт в 1998 году по специальности учи­тель английского языка.

В 1998 году поступила на работу в школу № 3 г. Луги учителем английского языка, где работаю по настоящее время.

Отец, Павлов Василий Иванович, - пенсионер.

Мать, Павлова Анна Олегов­на, - бухгалтер магазина № 14.

Не замужем.

Домашний адрес: г. Луга, ул. Мира, д. 6, кв. 34.


12.06.2011г. Личная подпись Н.В.Павлова


-2-

Доверенность

Доверенность - это документ, поручающий кому-либо определённые действия.

Основные реквизиты:

- наименование документа;

- наименование доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес);

- точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции;

- дата;

- подпись (должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, дата и печать организации).


Образец документа


Доверенность.

Я, Куликова Нина Петровна, учащаяся III курса, доверяю моей матери, Куликовой Анне Николаевне, проживающей по адресу: г. Белогорск, ул. Чернышевского, дом 13, кв. 8 , паспорт серия 1001 № 234567 , выдан 10.05.2000г., получить причитающуюся мне стипендию за март 2011г.

25.03.2011г. Личная подпись Куликова Н.П.


Подпись Куликовой Н.П. удостоверяется.

Заведующий канцелярией (подпись)

(печать) (дата)








-7-

Расписка

Расписка - это документ, подтверждающий произведенное действие (получение чего-нибудь).

Основные реквизиты:

- наименование документа;

- фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку);

- наименование организации (или лица), передающих что-нибудь (если расписка выдаётся лицу, то указывается фамилия, имя, отчество, должность);

- точное наименование передаваемого (количество указывается и цифрами, и прописью);

- дата, подпись получателя.

Если расписка имеет особенно важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.


Образец документа


Расписка.

Я, Иванова Любовь Ивановна, педагог-организатор ДДТ, получила от директора 2000(две тысячи) рублей на организацию новогодней ёлки.


24.12.2011г. Личная подпись Иванова Л.И.









-6-

Резюме

Резюме- документ, содержащий сведения биографического характера, которые представляет лицо при трудоустройстве.

Основные реквизиты:

- наименование вида документа - РЕЗЮМЕ;

- Ф.И.О.;

- почтовый адрес претендента;

- телефон;

- дата рождения;

- гражданство;

- семейное положение;

- образование;

- опыт работы;

- дополнительные сведения;

- дата;

- подпись.


Образец документа


Резюме.

Ф. И. О. Семёнов Илья Михайлович

Адрес: 129329, г. Москва, ул. Вересковая, д. 4,

кв. 7

Телефон: 55-44-33

Дата рождения: 27 мая 1958 г., г. Москва

Гражданство: Российская Федерация

Семейное положение: Женат, имею сына

Образование: 1965-1975 - средняя школа № 253

г. Москва.

1975-1981 — Московский авиационный

институт по специальности

«Приборостроение» с присвое­нием

квалификации «инженер-механик».

-3-

Опыт работы: С 1996 г. - зав. лабораторией в ВИЛС.

С 1985 по 1996 г. - начальник цеха в

ЦАГИ.

С 1975 по 1985 г. - начальник участка в

ВИАМ.

Дополнительные Владею английским языком (читаю и

сведения: перевожу со словарем), владею

компьютером на правах пользователя.


12.06.2011г. Личная подпись И.М.Семёнов

Письмо-резюме.

Руководителю АО «Российская мебель», Москва, ул. Тверская, 25, генеральному директору Иванову И. И. 22 января 2002 г.

Уважаемый Иван Иванович, прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря-референта.

Мне 25 лет, имею высшее образование, знаю делопроизводство, орг­технику, деловой этикет, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере (Windows, Excel, Power Point, date bases), печатаю со скоростью 180 уд./мин.

Я окончила экономический факультет МАИ, курсы секретарей-референтов и английского языка.

Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить организации значительную пользу благодаря своей квалификации и высокой заинтере­сованности в работе.

Приложение: резюме на русском и английском языках (на 2 листах ка­ждое).

С уважением,

Н. А. Петрова

Адрес: Москва, 101500, ул. Степная, д. 9, кв. 110

телефон: (495) 111-11-11

-4-

Заявление

Заявление- это официальное сообщение в письменной (иногда в устной) форме. Оно содержит чаще всего предложение, жалобу или просьбу какого-либо человека, адресованные или организации, или должностному лицу.

Заявление о приеме на работу составляется в произвольной форме, пишется от руки. Писать его рекомендуется на бумаге фор­мата А4 - формат листов документов личного дела, в которое под­шивается и заявление о приеме на работу.

В заявлении используются, как правило, официально-деловая лексика, не принято употреблять архаизмы и канцеляризмы («весьма убедительно», «заранее признателен», «прошу не отказы­вать»).

Основные реквизиты:

- наименование адресата, которому направляется заявление;

- Ф.И.О., должность (можно адрес) автора заявления;

- наименование документа;

- точное изложение просьбы, предложения;

- опись прилагаемых к заявлению документов;

- дата, подпись.

Образец документа

Директору МОАУ СОШ №5

Петровой И.Б.

учителя ОБЖ Иванова И.И.

заявление.

В связи с переездом на новое местожительство прошу Вас предоставить отпуск без сохранения заработной платы

с 25.08.12 по 30.08.12.


24.08.2012г. Личная подпись Иванов И.И.



-5-









































Оформление

частных деловых бумаг

(памятка)








Белогорск-2012

Содержание.

1. Автобиография………………………………………1

2. Резюме………………………………………………..3

3. Заявление……………………………………………..5

4. Расписка………………………………………………6

5. Доверенность…………………………………………7

6. Письмо-рекламация………………………………….8







































Автор-составитель

Макеева Наталья Владимировна

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Тема: « Формирование языковых и коммуникативных компетенций  на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности ».

Тема: « Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности ».

Цель:  обобщение и распространение педагогического опыта по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности». Задачи: Цель:  обобщение и распространение педагогического опыта по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности». Задачи:

Цель: обобщение и распространение педагогического опыта по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности».

Задачи:

Цель: обобщение и распространение педагогического опыта по теме: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во время внеурочной деятельности».

Задачи:

  • 1)научить создавать задания, формирующие языковые и коммуникативные компетенции;
  • 2)распространение опыта оформления частных деловых бумаг;
  • 3)способствовать накоплению методической базы.
  • 1)научить создавать задания, формирующие языковые и коммуникативные компетенции;
  • 2)распространение опыта оформления частных деловых бумаг;
  • 3)способствовать накоплению методической базы.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.

Коммуникативная компетенция предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Компетенции Общепредметные компетенции Коммуникативная компетенция Русский язык Устный диалог Задавание вопросов собеседнику.  Конструирование ответа на вопрос. Диалог в письменной форме Языковая компетенция Самопрезентация в форме резюме. Полилог(коллективная дискуссия) Ролевая форма представления текста произведения. Письмо Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации. Речь Орфоэпические нормы. Чтение Выразительность, эмоциональность, чёткось.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Коммуникативная компетенция

Русский язык

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.

Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Языковая компетенция

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность, чёткось.

1.Написание сочинения по единому началу. 1)В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…  2)Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..

1.Написание сочинения по единому началу.

1)В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…

2)Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..

2.Сочинение от лица неодушевленного предмета. «Я карандаш в пенале первоклассника»…  «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»  - «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»

2.Сочинение от лица неодушевленного предмета.

  • «Я карандаш в пенале первоклассника»…
  • «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»

- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»

3.Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле. Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.

3.Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле.

Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.

Программа курса «Деловой язык» Модуль1 приводит в систему сведения об устном и письменном  деловом общении. Даёт представление  об этике. Внимание коммуникативной  культуре в деловом общении  (культура речи, лексика делового стиля, лексическая сочетаемость,  произношение, грамматика, стилистика). Модуль2 знакомит учащихся с культурой делового общения, правилами и этикетом деловых отношений (подготовка и проведение деловой беседы, правила конструктивной критики, этикет и имидж делового человека).

Программа курса

«Деловой язык»

Модуль1 приводит в систему

сведения об устном и письменном

деловом общении. Даёт представление

об этике. Внимание коммуникативной

культуре в деловом общении

(культура речи, лексика делового

стиля, лексическая сочетаемость,

произношение, грамматика, стилистика).

Модуль2 знакомит учащихся

с культурой делового общения, правилами

и этикетом деловых отношений

(подготовка и проведение деловой беседы,

правила конструктивной критики,

этикет и имидж делового человека).

Возможные задания: 1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.  2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».  3.Подобрать синонимы к данным словам: ходатайство, удостоверить, засвидетельствовать, информация…  4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте. Пишите ваши инициалы полностью. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.

Возможные задания:

1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.

2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».

3.Подобрать синонимы к данным словам: ходатайство, удостоверить, засвидетельствовать, информация…

4.Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте.

Пишите ваши инициалы полностью.

Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.

Директору МОАУ СОШ №6  Иванову Ивану Петровичу  от Сидорова Александра  Ивановича Заявление. Весьма убедительно прошу Вас принять меня на работу  учителем технологии. Прошу не отказывать. Заранее признателен.  25.08.2012г. (личная подпись) Сидоров А.И.

Директору МОАУ СОШ №6

Иванову Ивану Петровичу

от Сидорова Александра

Ивановича

Заявление.

Весьма убедительно прошу Вас принять меня на работу

учителем технологии. Прошу не отказывать.

Заранее признателен.

25.08.2012г. (личная подпись) Сидоров А.И.

фамилия имя отчество гражданство дополнительные  сведения семейное  положение любимые  занятия Резюме дата рождения опыт работы награды и поощрения почтовый адрес претендента сведения  о родителях образование

фамилия

имя

отчество

гражданство

дополнительные

сведения

семейное

положение

любимые

занятия

Резюме

дата рождения

опыт работы

награды

и поощрения

почтовый адрес

претендента

сведения

о родителях

образование

фамилия имя отчество дополнительные  сведения гражданство опыт работы семейное  положение Резюме почтовый адрес претендента дата рождения образование

фамилия

имя

отчество

дополнительные

сведения

гражданство

опыт работы

семейное

положение

Резюме

почтовый адрес

претендента

дата рождения

образование

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.  Ф. Бэкон

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

Ф. Бэкон


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Макеева Наталья Владимировна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства