Упражнения, формирующие языковые и коммуникативные компетенции.
1. Написание сочинения по единому началу.
В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…
Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?..
2. Определите, сколько значений у слова друг в приведённых
предложениях.
1)Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец.
И умер, как солдат.
2) А сколько вам, дорогой друг, лет?
3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.
Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки.
Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.
Родственные Антонимические Синонимические
связи: связи: связи:
друг неприятель товарищ
дружок недруг приятель
дружить
дружно
дружный
В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.
3. Работа с толковым словарём на уроке русского языка в 6 классе.
1. Какая лексика общеупотребительная или необщенародная представлена в этом словаре?
2. Почему в школьный словарь включена лексика не ограниченного употребления, а общенародная?
3. Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы назвали такой словарь? и т.д.
4. Сочинение от лица неодушевленного предмета.
- «Я карандаш в пенале первоклассника»…
- «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…»
- «Я пуговица, заменяющая глаз на старом плюшевом зайце…»
5. Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле.
(Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.)
6. Анализ текста.
Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.
Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.
1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?
2.Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?
3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?
4.Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.
5.Найдите эпитеты. Раскройте их значения.
Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).
7. Записываем предложение.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их, определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно – прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…
Запишем маленькую миниатюру по строчке ( можно в стихотворной форме).
8. Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать какие-то строчки поэта. Вы проснулись в ясное, солнечное утро и вспомнили такие строчки “Мороз и солнце, день чудесный …”. (“Буря мглою небо кроет”, “И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках”, “Сквозь волнистые туманы пробирается луна”)
9. Создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений.
а) Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги…
б) Вечер. Беру томик стихов Пушкина и …
10. Работа под названием “Продолжи строчку”, “Начни строчку”, “Восстанови строчку».
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…
Люблю дымок спалённой жнивы…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен…
Говоря о смысловой роли односоставных предложений, указываем на особенности их стилистики: такие предложения отличаются большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками (сила проявления чувств), сфера их употребления обширна.
11. Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Например:
Прошу не умничать.
Сейчас неси сюда тулуп.
Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.
12. Составить 4–5 определённо-личных предложений в связи с анализом повести “Капитанская дочка” со сказуемыми: посмотрите, вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим.
Отмечаем следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно несущественно.
13. Наблюдаем роль неопределённо-личных предложений по тексту И. С. Тургенева.
Вот нашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников , мол, на вас жалуется : землю, вишь , отнять изволили…Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего с командой… Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был маленький мальчишка, босиком за ним бежал. Что же. Привели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш то дедушка стоит и тоже глядит. Отец мой кричит: “ Матушка, Марья Васильевна, заступись, пощадите хоть вы!” А она только знай приподнимается да поглядывает. Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить ещё велели, что живого отпустили.
Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи. Учащиеся вводят в неопределённо-личные предложения подлежащие. Замечаем, что текст становится загромождённым названиями многих лиц. Выясняем стилистическую роль неопределённо-личных предложений. Автор стремится выделить главных действующих лиц: барина, барыню, Петра Овсянникова. Говоря о них, автор употребляет двусоставные предложения, другие персонажи отодвигаются на второй план. Рассказчик стремится указать на события, на действия: донесли, взяли, привели, высекли… Можно выполнить упражнение типа редактирования текста. Например, устранить синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями. Как изменился текст?
14. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.
1.Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.
2.Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.
Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней нет жизни, движения, у автора вода сочилась, стояла, падала, шлёпала.
Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.
15. Анализ стихотворения.
***
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя.
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Просторные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай … далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Н.Гумилёв.
По тексту, который сначала выразительно читает учитель, затем учащиеся про себя, проводится такая беседа:
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Кому адресован рассказ о жирафе?
– Как развёрнуто определение “изысканный”?
– Что предшествовало рассказу о жирафе?
– Какие сравнения использованы в стихотворении?
– Как они работают на его идею?
– Какова же она, идея стихотворения, его главная мысль?
***
Ещё весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя , березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте,
Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях,
И их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
А. Фет.
– Какое время года изображено в стихотворении? Подберите примеры из текста.
– Что видит и слышит внимательный читатель?
– Каким смыслом наполнен глагол, передающий звук?
– Как понимать первую и вторую строки стихотворения?
Тема: “Сравнительный оборот и составное именное сказуемое, выраженное существительным с союзами как, будто, словно”.
Задание 1. Записать текст под диктовку, обозначить как члены предложения конструкции, вводимые сравнительными союзами.
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом,
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость, и горе
В глазах – как на небе светло.
В душе её темно, как в море.
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
М. Лермонтов.
Задание 2. Списать текст, расставив знаки препинания, вписав пропущенные буквы, определить грамматические основы, подчеркнуть как сравнительные обороты.
Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывёшь без воли по теченью.
Ты как на жниве сизый дым.
Откуда ветер не повеет,
Он только стелется над ним
И к облакам бежать не смеет.
Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжёлый
Стряхнуть тоску не смеешь ты,
И жизнь тебя погнула долу,
Ты как лощина в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает,
И как с вершин бежит в неё
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твоё
Стекает горе отовсюду.
А. Толстой.
Делаем сравнительный анализ стихотворений. Учащиеся перечитывают оба стихотворения и напротив каждых (1–3) строк одним словом обозначают, о каком качестве, свойстве характера, души, черте внешности говорят авторы. Затем отвечают на вопросы и выполняют задания:
– Какие образы предстают перед нами из каждого стихотворения?
– Какие синтаксические конструкции использованы для создания этих образов?
– Найдите синонимичные выражения в обоих стихотворениях.
– Укажите в стихотворениях слова, выражающие их главную мысль.
– Как в каждом случае строится доказательство этой главной мысли?
– Если заменить авторские сравнения своими собственными определениями, обогатит или обеднит это художественный образ?
– Композиция какого стихотворения такова, что, закончив его чтение, возникает желание вернуться к началу тут же? Или это зависит не от композиции?
Задания на обобщение по теме “Типы сказуемых”.
1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор.
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,
Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище, титан?
Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый океан.
М. Волошин
2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых.
Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой.
К. Паустовский.
3. Сравнительный анализ текстов.
– Что общего между этими двумя текстами?
– Каким настроением они проникнуты?
– При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?
– Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?
– Почему в последней строфе стихотворения не развёрнута антитеза?
– Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?
– Предположим, что в стихотворении словосочетание как металл заменено синонимичным прилагательным или причастием. Как изменится смысл предложения?
– Есть ли антитеза в прозаическом отрывке?
– Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого, а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это “работает” на идею каждого текста?
4. Самостоятельная работа.
Попытайтесь зарифмовать отрывок из повести К.Паустовского.
5. Наблюдаем роль различных видов сказуемых в художественном тексте. Запись текста под диктовку и проверка его: объяснение орфограмм и пунктограмм, определение грамматической основы, видов сказуемого и способ его выражения.
Портрет мужчины.
Его глаза – подземные озёра.
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета
В его душе столетние обиды.
В его душе печали без названья,
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать … плакать он не может.
Н.Гумилёв.
Аналитическое чтение
Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.
– Что вы видите на первом плане?
– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой
– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
– Первая часть стихотворения создаёт внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
– Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
– Вторая часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой же человек перед нами?
– Поэт описывает портрет или своё впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилёва убедительным?
– Какие чувства вызывает у поэта герой картины ? Подтвердите ответ текстом.
– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
– Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?
7 класс.
Причастие.
Подготовьте устное лингвистическое сочинение на тему «Причастие как часть речи».
Представьте, что вы редактор школьной газеты. Найдите и исправьте
ошибки.
К данным существительным подобрать причастия или причастные
обороты и составить рассказ «На льдине»: море, океан, река, снег,
шторм, вьюга, метель, льдина, волны, полярники, рыбаки,
школьники.
Написать сочинение описательного характера на тему «Весна»,
используя опорные словосочетания: ещё (не) растаявший на солнце снег; деревья, (не) одетые листвой; (не) окрепшая трава; солнце, почти (не) скрывающееся за тучей; цветы, (не) увядающие до осени.
Прочитайте стихотворение:
Притихший лес одежду сбросил.
Прошёл сквозь чащу бурелом.
Что делать? Всех задела осень
Своим безжалостным крылом.
(П. Бровка)
Напишите стихотворение об осени, раскрыв смысл двух последних строк. Придумайте к нему заголовок.
Деепричастие.
Представьте себя учителем. Какие вопросы тебе хотелось бы задать ученикам по теме «Деепричастие»?
Озаглавьте текст. Проследите, как автор описывает наступление грозы. Составьте, как бы продолжая мысль автора, описывая наступление грозы, исправьте деепричастия.
По небу медленно двигалась стая туч..., постепенно закрывая солнце. Рокотал гром, приближаясь к нам. Блеснув ярким светом, молния осветила всё кругом. Крупный дождь, забарабанив по листве, полил ручьями. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Но....
Введите в текст деепричастные обороты.
Одна за другой спускались к берегу машины....
.. .они шли по только что пробитой дороге. Машины... двигались к острову. Над проливом сгущались сумерки....
Предлоги.
Составьте предложения с синонимичными предлогами: ввиду -вследствие - в силу; в связи - по причине - благодаря - в результате; о -про - насчёт - относительно.
Поразмышляйте над стихотворением.
В чём его главная мысль? Запишите свои размышления.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толоч…
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды.
(Заболоцкий)
Определите, в каком падеже стоят существительные с предлогами.
Союзы.
Напишите сочинение-миниатюру, используя противительные союзы, противопоставляя между собой разные картины: «Наш парк летом и зимой». «Мой друг дома и в классе».
Вставьте в предложения подходящие по смыслу союзные слова:
1.Писатель создал произведение (...) изобразил борьбу народа за своё освобождение.
2. Село (...) оно родом расположено на холме.
3. Те слова (...) он сказал оказались пророческими.
3) Из данных предложений составьте сложноподчинённые. Придаточные можно ставить перед главными, после главного, внутри него.
1.В полях уже потемнело. Мы пошли к деревне.
2.Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.
3.Дома оставалась только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
4.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.
Частицы.
Придумайте тему обращения к своим одноклассникам используя частицы пусть, давай-ка, а также различные формы глагола.
Написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Весна идёт»...
И всё (таки) это весна.. Ещё (не) растаявший на солнце снег. Деревья (не) скинувшие с себя зимние оцепенение. (Не) повторимая пора. (Не) взирая ни на что. (Не) жалея сил...
Создайте свою поэтическую зарисовку, навеянную строчками К. Паустовкого.
Подымалось солнце. Блестела пустынная росистая степь. Вокруг не было ни души. Даже самый зоркий глаз не мог бы заметить никаких признаков человека.
11