kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка "Особенности художественного стиля речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей данного урока является выявление особенностей художественного стиля речи, определение  значимости художественного слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Особенности художественного стиля речи"»

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К. Паустовский

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

К. Паустовский

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». А. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

А. Толстой

Язык, великолепный наш язык!  Речное и степное в нём раздолье,  В нём клёкоты орла и волчий рык,  Напев, и звон, и ладан богомолья.   К. Бальмонт

Язык, великолепный наш язык! Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. 

К. Бальмонт

Особенности художественного стиля

Особенности художественного стиля

ЦЕЛЬ УРОКА:  выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.

ЦЕЛЬ УРОКА:

выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.

Задачи:  повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме;  уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;  развивать логическое мышление, творческие способности; - понимать содержание и проблематику прочитанного текста; - комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; - выражать и аргументировать собственное мнение; - последовательно и логично излагать свои мысли.

Задачи:

  • повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме;
  • уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;
  • развивать логическое мышление, творческие способности;

- понимать содержание и проблематику прочитанного текста;

- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

- выражать и аргументировать собственное мнение;

- последовательно и логично излагать свои мысли.

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Цель употребления: Языковые особенности Лексические: Синтаксические: Фонетические: Морфологические: Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации

И. Северянин

И. Северянин

За все Тебя, Господь, благодарю!  Ты, после дня тревоги и печали,  Даруешь мне вечернюю зарю,  Простор полей и кротость синей дали . Я одинок и ныне — как всегда.  Но вот закат разлил свой пышный пламень,  И тает в нём Вечерняя Звезда  Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой,  И есть отрада сладкая в сознанье,  Что я один в безмолвном созерцанье,  Что всем я чужд и говорю — с Тобой! И. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали .

Я одинок и ныне — как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой!

И. Бунин

За все Тебя, Господь , благодарю!  Ты, после дня тревоги и печали,  Даруешь мне вечернюю зарю,  Простор полей и кротость синей дали. Я одинок и ныне — как всегда.  Но вот закат разлил свой пышный пламень,  И тает в нём Вечерняя Звезда  Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой,  И есть отрада сладкая в сознанье,  Что я один в безмолвном созерцанье,  Что всем я чужд и говорю — с Тобой! И. Бунин

За все Тебя, Господь , благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне — как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой!

И. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю!  Ты, после дня тревоги и печали ,  Даруешь мне вечернюю зарю,  Простор полей и кротость синей дали. Я одинок и ныне — как всегда.  Но вот закат разлил свой пышный пламень,  И тает в нём Вечерняя Звезда  Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой,  И есть отрада сладкая в сознанье,  Что я один в безмолвном созерцанье,  Что всем я чужд и говорю — с Тобой! И. Бунин

За все Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали , Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне — как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нём Вечерняя Звезда Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой!

И. Бунин

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. *** Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Б. Пастернак

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

***

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Б. Пастернак

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку . *** Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. Б. Пастернак

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку .

***

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Б. Пастернак

С. Есенин

С. Есенин

Драчены  дежка попелиц ухват  махотка скатые  кудлатые

Драчены

дежка

попелиц

ухват

махотка

скатые

кудлатые

В. Маяковский

В. Маяковский

Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия - Пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой.  В. Маяковский «Юбилейное»

Нами

лирика

в штыки

неоднократно атакована,

ищем речи

точной

и нагой.

Но поэзия -

Пресволочнейшая штуковина:

существует –

и ни в зуб ногой.

В. Маяковский «Юбилейное»

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи!  В. Хлебников «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных –

смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

В. Хлебников «Заклятие смехом»

«Рукописи не горят» «Каждому будет дано по его вере» «Все будет правильно, на этом построен мир» «Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые» «Всякая власть является насилием над людьми…»  «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд) «Правду говорить легко и приятно» (Иешуа) «Факт — самая упрямая в мире вещь»  М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Рукописи не горят»

«Каждому будет дано по его вере»

«Все будет правильно, на этом построен мир»

«Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые»

«Всякая власть является насилием над людьми…»

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд)

«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)

«Факт — самая упрямая в мире вещь»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Цель употребления: Языковые особенности Лексические: Синтаксические:  ??? Фонетические: Морфологические: Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

???

Фонетические:

Морфологические:

Название презентации

И счастлив я печальною судьбой,  И есть отрада сладкая в сознанье,  Что я один в безмолвном созерцанье,  Что всем я чужд и говорю — с Тобой!  И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю — с Тобой!

И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»

И счастлив я печальною судьбой,  И есть отрада сладкая в сознанье…    И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»

И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье…

И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»

«За все тебя, Господь, благодарю!»   И. Бунин

«За все тебя, Господь, благодарю!»

И. Бунин

«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» А. Островский «Гроза»

«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

А. Островский «Гроза»

М. Цветаева

М. Цветаева

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,  Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,  И в последнем споре возьму тебя — замолчи ! —  У того, с которым Иаков стоял в ночи.  М. Цветаева «Я тебя отвоюю…»

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи ! — У того, с которым Иаков стоял в ночи.

М. Цветаева «Я тебя отвоюю…»

Мой товарищ спросил у меня без затей:  - Отчего в Междуреченске много детей?  - Отчего? Оттого, что красивы места, Оттого, что вода родниково-чиста…  *** Мой товарищ спросил у меня без затей:  - Отчего в Междуреченске много детей? Я плечами пожал, отмахнулся рукой:  - Отчего? Да, наверное, климат такой!...   В. Измайлов

Мой товарищ спросил у меня без затей:

- Отчего в Междуреченске много детей?

- Отчего? Оттого, что красивы места,

Оттого, что вода родниково-чиста…

***

Мой товарищ спросил у меня без затей:

- Отчего в Междуреченске много детей?

Я плечами пожал, отмахнулся рукой:

- Отчего? Да, наверное, климат такой!...

В. Измайлов

Впрямь не город в тайге, А сплошной детский сад !... *** А черемуха! Вся побелеет гора!... И не спит молодежь, И поет до утра. *** А когда напоются , когда замолчат … Ожидай, старики, голосистых внучат!   В. Измайлов

Впрямь не город в тайге,

А сплошной детский сад !...

***

А черемуха!

Вся побелеет гора!...

И не спит молодежь,

И поет до утра.

***

А когда напоются , когда замолчат

Ожидай, старики, голосистых внучат!

В. Измайлов

« Любовь должна быть трагедией . Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».  А.И. Куприн

« Любовь должна быть трагедией . Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

А.И. Куприн

«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз  уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым».  «Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта».  «Он смотрел мутными глазами на арестованного».  М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым».

«Теперь уже оба больные глаза смотрели на арестанта».

«Он смотрел мутными глазами на арестованного».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Маяковский  «А вы могли бы?»

В. Маяковский

«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана . На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ . А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте  водосточных труб ?         В. Маяковский

Я сразу смазал карту будня ,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана .

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ .

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб ?

В. Маяковский

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Цель употребления: Языковые особенности Лексические: Синтаксические:  Фонетические:  ??? Морфологические: Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

???

Морфологические:

Название презентации

1-я строфа За все Тебя, Господь, благода р ю!  Ты, после дня т р евоги и печали,  Да р уешь мне вече р нюю за р ю,  П р осто р полей и к р отость синей дали.  Последняя строфа И сч а с тли в я пе ч альною с удьбой,  И е с ть отрада с ладкая в с ознанье,  Ч то я один в безмолвном с озер ц анье,  Ч то вс ем я ч у ж д и говорю — с Тобой! И. Бунин

1-я строфа

За все Тебя, Господь, благода р ю! Ты, после дня т р евоги и печали, Да р уешь мне вече р нюю за р ю, П р осто р полей и к р отость синей дали.

Последняя строфа

И сч а с тли в я пе ч альною с удьбой, И е с ть отрада с ладкая в с ознанье, Ч то я один в безмолвном с озер ц анье, Ч то вс ем я ч у ж д и говорю — с Тобой!

И. Бунин

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»  « В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

« В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Цель употребления: Языковые особенности Лексические: Синтаксические:  Фонетические:  Морфологические:  ??? Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

???

Название презентации

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..  А. Фет

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А. Фет

Роберт Рождественский

Роберт Рождественский

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Цель употребления: Языковые особенности Лексические: Синтаксические:  Фонетические:  Морфологические:   ??? Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Цель употребления:

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Фонетические:

Морфологические:

???

Название презентации

Особенности художественного стиля Параметры Особенности Сфера употребления: Художественная литература. Цель употребления: Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое наслаждение, заставить сопереживать. Языковые особенности Лексические: Синтаксические: Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон и др. Высокая лексика, просторечия, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения. Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, парцелляция, градация. Фонетические: Ключевые слова, рефрен, антитеза, диалогичность изложения, ряды однородных членов, многосоюзие. Звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс. Ритмичность. Морфологические: Безглагольность, насыщенность текста глаголами, личные местоимения, личные глаголы. Название презентации

Особенности художественного стиля

Параметры

Особенности

Сфера употребления:

Художественная литература.

Цель употребления:

Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое наслаждение, заставить сопереживать.

Языковые особенности

Лексические:

Синтаксические:

Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон и др.

Высокая лексика, просторечия, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения.

Фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, парцелляция, градация.

Фонетические:

Ключевые слова, рефрен, антитеза, диалогичность изложения, ряды однородных членов, многосоюзие.

Звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс. Ритмичность.

Морфологические:

Безглагольность, насыщенность текста глаголами, личные местоимения, личные глаголы.

Название презентации

Подведем итоги:  Какие факторы влияют на правильное понимание содержания художественного произведения? Какие языковые особенности нужно учитывать при анализе художественного произведения? Чем отличаются тропы и синтаксические фигуры? Для чего нужно уметь анализировать художественный текст? Где вам пригодятся знания, умения и навыки, приобретенные в ходе данного урока?

Подведем итоги:

  • Какие факторы влияют на правильное понимание содержания художественного произведения?
  • Какие языковые особенности нужно учитывать при анализе художественного произведения?
  • Чем отличаются тропы и синтаксические фигуры?
  • Для чего нужно уметь анализировать художественный текст?
  • Где вам пригодятся знания, умения и навыки, приобретенные в ходе данного урока?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку русского языка "Особенности художественного стиля речи"

Автор: Таран Елена Юрьевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация к уроку русского языка по теме "Особенности художественного стиля речи" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-osobiennosti-khudozhiestviennogho-stilia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "111339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407351966"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Мы и стили речи" (элективный курс)"
    ["seo_title"] => string(29) "myistiliriechieliektivnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "292679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455306921"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства