Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Особенности художественного стиля речи"»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
К. Паустовский
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
А. Толстой
Язык, великолепный наш язык!Речное и степное в нём раздолье,В нём клёкоты орла и волчий рык,Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Бальмонт
Особенности художественного стиля
ЦЕЛЬ УРОКА:
выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.
Задачи:
повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по теме;
уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи;
- понимать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли.
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Цель употребления:
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
Фонетические:
Морфологические:
Название презентации
И. Северянин
За все Тебя, Господь, благодарю!Ты, после дня тревоги и печали,Даруешь мне вечернюю зарю,Простор полей и кротость синейдали.
Я одинок и ныне — как всегда.Но вотзакатразлил свой пышный пламень,И тает в нём ВечерняяЗвездаДрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,И естьотрадасладкая в сознанье,Что я один в безмолвном созерцанье,Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
За все Тебя,Господь, благодарю!Ты, после дня тревоги и печали,Даруешьмне вечернюю зарю,Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.Но вот закат разлил свой пышный пламень,И тает в нём Вечерняя ЗвездаДрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,И есть отрада сладкая в сознанье,Что я один в безмолвном созерцанье,Что всем ячужди говорю — с Тобой!
И. Бунин
За все Тебя, Господь, благодарю!Ты, после днятревогиипечали,Даруешь мне вечернюю зарю,Просторполей икротостьсиней дали.
Я одинок и ныне — как всегда.Но вот закат разлил свой пышный пламень,И тает в нём Вечерняя ЗвездаДрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,И есть отрада сладкая в сознанье,Что я один в безмолвном созерцанье,Что всем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
***
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случитсяна моем веку.
***
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
С. Есенин
Драчены
дежка
попелиц
ухват
махотка
скатые
кудлатые
В. Маяковский
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия -
Пресволочнейшая штуковина:
существует –
и ни в зуб ногой.
В. Маяковский «Юбилейное»
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
В. Хлебников «Заклятие смехом»
«Рукописи не горят»
«Каждому будет дано по его вере»
«Все будет правильно, на этом построен мир»
«Злых людей на свете нет, есть люди несчастливые»
«Всякая власть является насилием над людьми…»
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд)
«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)
«Факт — самая упрямая в мире вещь»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Цель употребления:
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
???
Фонетические:
Морфологические:
Название презентации
Исчастлив я печальною судьбой,Иесть отрада сладкая в сознанье,Чтоя один в безмолвном созерцанье,Чтовсем я чужд и говорю — с Тобой!
И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»
И счастливяпечальною судьбой,И естьотрадасладкая в сознанье…
И. Бунин «За все тебя, Господь, благодарю»
«За все тебя, Господь, благодарю!»
И. Бунин
«Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
А. Островский «Гроза»
М. Цветаева
Я тебяотвоююу всех других — у той, одной,Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,И в последнем споре возьму тебя —замолчи! —У того, с которым Иаков стоял в ночи.
М. Цветаева «Я тебя отвоюю…»
Мой товарищ спросил у меня без затей:
- Отчего в Междуреченске много детей?
- Отчего? Оттого, что красивы места,
Оттого, что вода родниково-чиста…
***
Мой товарищ спросил у меня без затей:
- Отчего в Междуреченске много детей?
Я плечами пожал, отмахнулся рукой:
- Отчего? Да, наверное, климат такой!...
В. Измайлов
Впрямьне городв тайге,
А сплошнойдетский сад!...
***
А черемуха!
Вся побелеет гора!...
Ине спитмолодежь,
Ипоетдо утра.
***
А когданапоются, когдазамолчат…
Ожидай, старики, голосистых внучат!
В. Измайлов
«Любовьдолжна бытьтрагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
А.И. Куприн
«Вспухшее веко приподнялось,подернутый дымкой страдания глазуставилсяна арестованного. Другой глаз остался закрытым».
«Теперь ужеоба больные глаза смотрелина арестанта».
«Онсмотрел мутными глазамина арестованного».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Маяковский
«А вы могли бы?»
Я сразу смазалкарту будня,
плеснувши краскуиз стакана;
я показал наблюде студня
косыескулы океана.
Начешуе жестяной рыбы
прочел язовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
нафлейтеводосточных труб?
В. Маяковский
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Цель употребления:
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
Фонетические:
???
Морфологические:
Название презентации
1-я строфа
За все Тебя, Господь, благодарю!Ты, после дня тревоги и печали,Даруешь мне вечернюю зарю,Просторполей и кротость синей дали.
Последняя строфа
Исчастливя печальноюсудьбой,И есть отрадасладкая всознанье,Что я один в безмолвномсозерцанье,Чтовсем ячужд и говорю —сТобой!
И. Бунин
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Цель употребления:
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
Фонетические:
Морфологические:
???
Название презентации
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. Фет
Роберт Рождественский
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Цель употребления:
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
Фонетические:
Морфологические:
???
Название презентации
Особенности художественного стиля
Параметры
Особенности
Сфера употребления:
Художественная литература.
Цель употребления:
Эмоциональное воздействие на читателя, эстетическое наслаждение, заставить сопереживать.
Языковые особенности
Лексические:
Синтаксические:
Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон и др.
Высокая лексика, просторечия, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, окказионализмы, афоризмы и крылатые выражения.