Материал предназначен для проведения урока русского языка в 7 классе школы с казахским языком обучения. Форма организации урока - работа в группах. Приведенные в разработке задания помогут сформировать четкое представление о категории наклонения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: 1.Знать: особенности условного, изъявительного и повелительного наклонения, порядок выполнения морфологического разбора глагола, спряжение, вид, возвратность.
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: правильно определять наклонение, вид, возвратность, спряжение глагола; проводить морфологический разбор глагола; выполнять синтаксический разбор предложения.
Методы: слово учителя, анализ языкового материала.
Оборудование:раздаточный материал
Ход урока.
1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради.
2.Повторение изученного материала.
Верные / неверные утверждения (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество -
2. Глагол смотреть возвратный -
3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? +
4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем времени -
5. Брить, стелить, зиждиться – это глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению… -
6. Бежать и хотеть – это разноспрягаемые глаголы +
7. Ценить – это глагол 2 спряжения +
8. Радоваться – это глагол совершенного вида -
9. Глаголы 2 спряжения в 3 лице множественного числа имеют окончания – ут, – ют. -
10. Придумать - это глагол совершенного вида +
11. Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член предложения, оно считается распространенным +
12. Предложение: У леса на опушке жила зима в избушке вопросительное -
13. Предложение считается двусоставным, если в нем есть подлежащее и сказуемое +
14. Обстоятельство отвечает на вопросы какой? какая? какие? -
Синтаксическая разминка. (Полный ответ - 10 баллов) Задание для капитанов.
От рассвета до заката снег на город тихо падал4.
Я дорожку расчищаю, снег лопаткой разгребаю4.
3. Объяснение нового материала.
С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.
Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.
Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте.
Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.
Каждый ученик подходит к доске, вытягивает карточку с глаголов и отправляет ее в определенный конверт.
Распределите по конвертам глаголы, исходя из принадлежности к тому или иному наклонению.
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
скажите
выбросьте
поработай
ехал бы
сказал бы
брошу
выздоравливаю
буду шагать
попросил бы
поработал
вижу
дыши
Работа в группах.
Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)
Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите
1 группа
2 группа
Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить
Терять, злиться, править, гулять, тонуть
Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
1 группа
мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут
2 группа
увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь
Работа с текстом. (Полный ответ - 10 баллов)
1 группа.
Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.
2 группа.
Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Как нужно составлять план.
(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.
Подведение итогов занятия.
Комментарий оценок.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»
Наклонение глагола
1 группа
Выполнить синтаксический разбор.
От рассвета до заката снег на город тихо падал.
Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)
Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите
Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить
Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
Мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут
Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»
Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)
Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите
Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить
Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
Мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут
Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»
Наклонение глагола
2 группа
Выполнить синтаксический разбор.
Я дорожку расчищаю, снег лопаткой разгребаю.
Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)
Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите
Терять, злиться, править, гулять, тонуть
Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
Увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь
Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Как нужно составлять план.
(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»
Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)
Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите
Терять, злиться, править, гулять, тонуть
Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения
Повелительное
наклонение
Условное (сослагательное)
наклонение
Изъявительное
наклонение
Увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь
Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.
Как нужно составлять план.
(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»