kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Наклонение глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения урока русского языка в 7 классе школы с казахским языком обучения. Форма организации урока - работа в группах. Приведенные в разработке задания помогут сформировать четкое представление о категории наклонения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Наклонение глагола»

Урок 31.

Дата: 22.12.16, 23.12.16

Класс: 7 «В», 7 «Б», 7 «А»

Предмет: русский язык

Тема: Наклонение глагола

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-состязание

Цели: 1. Продолжить знакомить учащихся с категорией наклонения в русском языке; учить различать глаголы условного, изъявительного и повелительного наклонения; повторить грамматические признаки глагола.

2. Совершенствовать умение определять наклонение, вид, возвратность, спряжение глагола, выполнять морфологический разбор глагола, проводить синтаксический разбор предложения.

3. Воспитывать чувство коллективизма, дух соревновательности.

Задачи: 1.Знать: особенности условного, изъявительного и повелительного наклонения, порядок выполнения морфологического разбора глагола, спряжение, вид, возвратность.

2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: правильно определять наклонение, вид, возвратность, спряжение глагола; проводить морфологический разбор глагола; выполнять синтаксический разбор предложения.

Методы: слово учителя, анализ языкового материала.

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради.

2.Повторение изученного материала.

Верные / неверные утверждения (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество -

2. Глагол смотреть возвратный -

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? +

4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем времени -

5. Брить, стелить, зиждиться – это глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению… -

6. Бежать и хотеть – это разноспрягаемые глаголы +

7. Ценить – это глагол 2 спряжения +

8. Радоваться – это глагол совершенного вида -

9. Глаголы 2 спряжения в 3 лице множественного числа имеют окончания – ут, – ют. -

10. Придумать - это глагол совершенного вида +

11. Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член предложения, оно считается распространенным +

12. Предложение: У леса на опушке жила зима в избушке вопросительное -

13. Предложение считается двусоставным, если в нем есть подлежащее и сказуемое +

14. Обстоятельство отвечает на вопросы какой? какая? какие? -


Синтаксическая разминка. (Полный ответ - 10 баллов) Задание для капитанов.

От рассвета до заката снег на город тихо падал4.

Я дорожку расчищаю, снег лопаткой разгребаю4.


3. Объяснение нового материала.

С по­мо­щью на­кло­не­ния вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ние дей­ствия к дей­стви­тель­но­сти. В рус­ском языке гла­гол имеет три на­кло­не­ния.

Изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние: дей­ствие пред­став­ле­но как со­вер­ша­ю­ще­е­ся в ре­аль­но­сти в на­сто­я­щем, про­шед­шем или бу­ду­щем вре­ме­ни: читаю, читал, буду чи­тать.

Услов­ное (со­сла­га­тель­ное) на­кло­не­ние стоит вне вре­ме­ни, оно обо­зна­ча­ет же­ла­е­мое, воз­мож­ное дей­ствие, т. е. дей­ствие, ко­то­рое не про­ис­хо­ди­ло, не про­ис­хо­дит, но может про­изой­ти при опре­де­лен­ных усло­ви­ях: читал бы, чи­та­ла бы, чи­та­ли бы.

Гла­го­лы в услов­ном на­кло­не­нии из­ме­ня­ют­ся по чис­лам, а в един­ствен­ном числе – по родам.

По­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние тоже стоит вне вре­ме­ни, и гла­го­лы в этом на­кло­не­нии обо­зна­ча­ют дей­ствие, ко­то­рое в со­от­вет­ствии с при­ка­зом, по­же­ла­ни­ем или прось­бой го­во­ря­ще­го может про­изой­ти (а может и не про­изой­ти): читай, чи­тай­те.

Гла­гол в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и по лицам и не из­ме­ня­ет­ся по вре­ме­нам и родам.

На­кло­не­ние гла­го­ла – непо­сто­ян­ный при­знак.

4.Закрепление.

Каждый ученик подходит к доске, вытягивает карточку с глаголов и отправляет ее в определенный конверт.

Распределите по конвертам глаголы, исходя из принадлежности к тому или иному наклонению.

Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение


ска­жи­те

вы­брось­те

по­ра­бо­тай

ехал бы

ска­зал бы

брошу

вы­здо­рав­ли­ваю

буду ша­гать

по­про­сил бы

по­ра­бо­тал

вижу

дыши


Работа в группах.

Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)

Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите


1 группа

2 группа

Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить

Терять, злиться, править, гулять, тонуть


Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)


Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение




1 группа

мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут


2 группа

увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь


Работа с текстом. (Полный ответ - 10 баллов)

1 группа.

Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.


2 группа.

Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Как нужно составлять план.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.


Подведение итогов занятия.

Комментарий оценок.


Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»

Наклонение глагола

1 группа

Выполнить синтаксический разбор.


От рассвета до заката снег на город тихо падал.


Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)


Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите


Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить


Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)

Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение





Мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут


Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.


Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наклонение глагола

1 группа

Выполнить синтаксический разбор.


От рассвета до заката снег на город тихо падал.


Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)


Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите


Вспоминать, чмокать, мыть, спать, пилить


Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения

Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение





Мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут


Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.


Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»

Наклонение глагола

2 группа

Выполнить синтаксический разбор.


Я дорожку расчищаю, снег лопаткой разгребаю.


Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)


Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите


Терять, злиться, править, гулять, тонуть


Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения (6 баллов)

Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение





Увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь


Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.


Как нужно составлять план.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.


Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наклонение глагола

2 группа

Выполнить синтаксический разбор.


Я дорожку расчищаю, снег лопаткой разгребаю.


Определите спряжение глагола, образуйте от глаголов I спряжения форму 2 лица единственного числа, от глаголов II спряжения форму 2 лица множественного числа. (10 баллов)

Образец: читать (I спр.) – ты читаешь; любить (II спр.) – вы любите


Терять, злиться, править, гулять, тонуть


Распределите глаголы по колонкам в зависимости от наклонения

Повелительное

наклонение

Условное (сослагательное)

наклонение

Изъявительное

наклонение





Увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю, поторопитесь


Поставьте глаголы в повелительное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Как нужно составлять план.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Если бы я был волшебником»



Повелительное

наклонение








Условное (сослагательное)

наклонение









Изъявительное

наклонение







ска­жи­те


вы­брось­те

по­ра­бо­тай

ска­зал бы

брошу

вы­здо­рав­ли­ваю

по­про­сил бы

по­ра­бо­тал

Вижу


ехал бы

буду ша­гать

Дыши


ска­жи­те


вы­брось­те

по­ра­бо­тай

ска­зал бы

брошу

вы­здо­рав­ли­ваю

по­про­сил бы

по­ра­бо­тал

Вижу


ехал бы


буду ша­гать

Дыши

ска­жи­те

вы­брось­те


по­ра­бо­тай

ска­зал бы

брошу

вы­здо­рав­ли­ваю

по­про­сил бы

по­ра­бо­тал

Вижу

ехал бы

буду ша­гать

Дыши



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. Наклонение глагола

Автор: Халупная Татьяна Анатольевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глаголов""
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_naklonenie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "563506"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605529780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Наклонение глагола", 6 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykanaklonieniieghlaghola6klass"
    ["file_id"] => string(6) "302939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457355615"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока русского языка  по теме:"Повелительное наклонение  глагола" "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povielitiel-noie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "238868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444666048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства