II. Словарная работа. | На столах школьные орфографические словари. – Отгадайте загадки: По асфальту едет дом, Дом на рельсах тут как тут, И народу много в нём. Всех умчит он в пять минут. А над крышей дома вожжи, Ты садись и не зевай, Ехать он без них не может. Отправляется… (трамвай). (Троллейбус.) – Найдите эти слова в орфографическом словаре, выпишите их. – Какие орфограммы нужно подчеркнуть? (Проверьте себя: упр. 612 – слова в рамке.) – Что обозначают эти слова? (Версии учеников.) – Как это можно проверить? (Посмотреть в толковый словарь.) С толковым словарём работают два ученика (один ищет слово трамвай, другой – троллейбус). Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон. Троллейбус – электрический пассажирский транспорт, идущий по безрельсовым путям. – Подберите однокоренные слова к ним (троллейбусный, трамвайчик, трамвайный). – Придумайте и запишите словосочетания. | Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Извлекать информацию из словарей (орфографического, толкового). ТОУУ |
III. Проверка домашнего задания. | 1. Конкурс на «лучшего волшебника» (представление домашних сочинений). Ученики сопровождают свои рассказы презентацией на компьютере (рисунками, картами, схемами, комиксами и т.п.). Задание классу: назовите глаголы в условном наклонении, которые вы услышали в рассказе. 2. – Представьте на доске составленные дома схемы для глаголов в условном наклонении. | Познавательные УУД: 1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации. 2. Владеть разными видами аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Выступать с небольшими сообщениями (в том числе с опорой на электронные ресурсы) перед аудиторией сверстников. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Упр. 610 – наблюдение над значением глаголов в тексте, выявление глаголов, обозначающих действия желаемые, требуемые. Ученики работают по заданиям, выписывают глаголы. Учитель также обращает внимание, что в некоторых формах есть два слова (пусть будет). – Почему эта форма наклонения получила такое название? 2. Чтение определения в рамке после упр. 610. – Сколько частей в тексте? – Поставьте вопросы к каждой части. – Как изменяются глаголы в повелительном наклонении? – Что общего между глаголами в повелительном и условном наклонении? (Не имеют форм времени, т.е. не изменяются по временам.) – Составьте таблицу «Изменение глаголов в повелительном наклонении». Продолжите заполнение обобщающей таблицы «Изменение глаголов в разных наклонениях». Наклонение | Время | Лицо | Число | Род | изъявительное | настоящее будущее прошедшее | 1, 2, 3 1, 2, 3 ― | ед., мн. ед., мн. ед., мн. | ― ― м.р., ж.р., ср.р. (в ед.ч.) | условное | ― | ― | ед.,мн. | м.р., ж.р., ср.р. (в ед.ч.) | | | | | | Дополните таблицу формами повелительного наклонения. Проверьте себя. Наклонение | Время | Лицо | Число | Род | изъявительное | настоящее будущее прошедшее | 1, 2, 3 1, 2, 3 ― | ед., мн. ед., мн. ед., мн. | ― ― м.р., ж.р., ср.р. (в ед.ч.) | условное | ― | ― | ед., мн. | м.р., ж.р., ср.р. (в ед.ч.) | повелительное | ― | 1, 2, 3 | ед., мн. (кроме 1л.ед.ч) | ― | 3. Упр. 611 – наблюдение за образованием форм повелительного наклонения. Работа с таблицей: извлечение информации из таблицы, её преобразование. – Какие формы повелительного наклонения вы обнаружили? Приведите примеры. – Установите, как они образуются. – У каких форм есть «дополнительные слова»? – Назовите ключевые слова для образования форм повелительного наклонения. (Нулевой суффикс, суффикс и, частица пусть (пускай) и давай (давайте).) – Представьте все возможные формы повелительного наклонения в виде схемы (учитель предлагает заготовку с указанием форм: ед. и мн.ч., 1, 2, 3е л.). Ед.ч Мн.ч. 1е л. давай(те) + изъяв. накл. 2е л. О/ , и О/ , и + те 3е л. пусть + изъяв. накл. пусть + изъяв. накл. | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему).
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
VII. Итог урока. | – Что нового узнали о наклонении глаголов? – Чему учились? – Найдите лишнее слово: 1) строю, любил, напишешь, таял бы; 2) пиши, были, сделал, идёшь. - Что оказалось трудным на уроке? - Какие ошибки можно допустить? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |