kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка 6 класс по теме « Наклонение глагола»

            Цель: Познакомиться с грамматической категорией глагола – наклонением

            Задачи:

  1. Усвоить значение наклонений.
  2. Научиться применять теоретический материал на практике.

            Оформление доски:

            Словарная работа: Наклонение, -я, ср. В грамматике: форма глагола, выражающая отношение действия к действительности.

Ход урока:

I. Этап мобилизации знаний

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с одной из удивительнейших частей речи – глаголом. Как вы думаете, много ли мы уже знаем о глаголе?

                     - Да. Значение, время, вид, спряжение, лицо, число, переходность.

- Но сегодня у нас новый урок, поэтому мы должны получить новые знания.

II. Целеполагание.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте тему урока. О чём мы с вами будем говорить? Правильно, о категории наклонения.

Давайте сформулируем цели нашего занятия. Что мы будем делать.

1. Вспомнить и материал, изученный ранее.

2. Узнать о категории наклонения.

3. Научиться применять полученные знания на практике.

III. Этап коммуникации.

Итак, следуя нашему плану, вспомним сведения о глаголе, изученные ранее.

Работа в группах

            У нас с вами получилось три рабочие группы. Главные в группах ведут фиксацию своих ответов и  товарищей для выставления итоговой оценки за урок.

             Каждая должна рассказать о глаголе, исходя из полученного задания. Ответы нужно иллюстрировать примерами.

1 группа:

1. Значение глагола.

2. Вопросы, на которые отвечает глагол.

3. Вид глагола.

2 группа:

1. Категория времени.

2. Переходность/непереходность глагола.

3 группа:

1. Спряжение глагола.

2. Синтаксическая функция.

            А теперь вы получаете для работы карточки. Вам нужно охарактеризовать записанные глаголы, исходя из имеющихся знаний.

1 группа: рисовал, читаешь.

2 группа: поём, выучил

3 группа: расскажу, смотрела.

Проверим работу. Все ли группы справились?

IV.  Этап первичного усвоения новых знаний.

            Материал сегодняшнего урока сложен. Поэтому нам придётся много и продуктивно работать. Но у нас будут  помощники, которые облегчат нашу задачу усвоения новых знаний.

            Первым нашим помощником станет первый однотомный нормативный Толковый словарь русского языка, созданный известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

            Прочитаем, как трактует лингвист лексическое значение слова наклонение (запись на доске). Всё ли нам понятно? Вторым пунктом нашего плана как раз и записано, что мы должны познакомиться с новой категорией глагола – наклонением.

            У глагола 3 наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Чтобы нам  не перепутать их, каждое наклонение само расскажет нам о себе.

            (Наклонения представляются)

  1. Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

      Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.

  1. Я – сослагательное наклонение. Я помогаю вам мечтать, фантазировать, помогаю представить что-то, что может произойти при определённом условии. Любимое мое выражение «Если бы…». Если бы наступило лето, мы отправились бы с вами в поход.
  2. Я – повелительное наклонение. Я люблю порядок, дисциплину. Я хочу, чтобы вы хорошо учились – Учитесь! не ленились – Не ленитесь!

            Давайте проверим, насколько вы внимательно слушали выступления наклонений. У вас на столе зелёные карточки. В них записаны глаголы, которые следует распределить по графам, исходя из принадлежности к тому или иному наклонению.

1 группа: мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы;

2 группа: увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю;

3 группа: живут, поторопись, смог бы, не шуми, покатался бы, радуюсь.

            Взаимопроверка.

            Ребята, наши гости хотят вновь рассказать о себе.

1. Изъявительное наклонение.

Всё, что было, будет, есть,

Но на самом деле,

В наклонении изъявительном

Мы предусмотрели.

Математика прошла,

Русским занимаемся,

А на музыку, друзья,

Мы только собираемся.

            Итак, я – изъявительное наклонение. Прочитайте, пожалуйста, что обо мне говорит ещё один ваш помощник – учебник русского языка на стр. 174.

            Спасибо. А теперь посмотрим, как вы поняли, что такое изъявительное наклонение. Я прочитаю стихотворение Агнии Барто «Помощница», а вы запишите несколько примеров глаголов в изъявительном наклонении.

Помощница

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфету ел.

Вот у Тани сколько дел:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

            Ребята, понравилась ли вам героиня стихотворения Агнии Барто? Почему же он называется «Помощница»? (Переносный смысл).

            А теперь посмотрим, как вы поработали над заданием изъявительного наклонения. Представители групп читают записи, исключая повторение. По 2 слова записывают в таблицу, начерченную на доске (Группы наклонений – 3 колонки).

2. Сослагательное наклонение.

Я – сослагательное наклонение. Учебник русского языка говорит обо мне так: «Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях». Я очень дружу с частицей бы, и она поможет вам  отличить меня от повелительного и изъявительного наклонений.

Пусть меня считают вралем.

Всё неправда, всё не так.

Обозначаю всё желаемое,

Обозначаю всё возможное.

Но в определённых условиях.

            А теперь постарайтесь правильно выписать глаголы в условном наклонении из стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой».

Если был бы я девчонкой,

Я  бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты.

Сынок!

            Справились с заданием условного наклонения? Взаимопроверка. Продолжение записи в таблицу на доске.

            А не напоминает ли вам герой стихотворения Эдуарда Успенского девочку Танюшу? Чем? Не бываем ли мы и сами иногда похожими на этих ребят?

3. Повелительное наклонение.

Я – повелительное наклонение. Интересно, что обо мне говорит ваш учебник? (Чтение правила на стр. 179).

А вот что я само о себе скажу:

Просьбу, действие, приказ

В себе я заключаю.

Чтоб учились, не ленясь,

В жизни цель была у вас,

Я вам помогаю.

Просьбу, действие, приказ

Вы мои учтите.

С наклонением, друзья,

В ссоре не живите.

            Итак, что обозначают глаголы  повелительного наклонения?

            Ну а теперь моё стихотворение.

Эй, барабанщик,

Сильней барабань!

Бей в барабан,

Не жалей барабан!

Эй, сигналисты

Дружины моей,

Что вы притихли?

Сигнальте сильней.

Эй, костровой,

За костёр огневой

Ты отвечаешь

Нам головой.

-Взаимопроверка. Работа с таблицей.

 

V.  Этап закрепления знаний

            Итак, с какими наклонениями глагола мы познакомились?

            Что вы поняли о значении каждого из наклонений?

Посмотрим, что у нас получилось в таблице. Ещё раз назовите, пожалуйста, действия, характерные для каждого наклонения.

1 группа – изъявительное наклонение;

2 группа – сослагательное;

3 группа – повелительное.

 

            На ваших столах лежат сигнальные карточки. Красная – соответствует изъявительному наклонению, синяя – сослагательному, зелёная – повелительному. Сейчас я прочту вам   рассказ Валентины Осеевой. В процессе  моего чтения, вы должны будете поднимать сигнальные карточки, исходя из наклонения звучащего глагола. Приготовились.

            Проснулся Юрик утром. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что если б моя сестричка тонула, а я бы её спас!» А сестричка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

            Обиделась сестрёнка, отошла.

            О чём мечтает Юра? Значит, Юра – хороший мальчик? Почему?

            Подвиг – хорошее дело, но нужно быть внимательным к своим близким, не огорчать их, доставлять им радость.

            Подвиг – это дело во имя многих людей. Сложнее быть заботливым по отношению к конкретному человеку.

VI. Итог урока

С какой категорией  глагола мы познакомились на уроке?

Что вы запомнили об изъявительном наклонении?

Сослагательном?

Повелительном?

Кто помогал на сегодня на уроке?

Оцените, пожалуйста, смайликом свою комфортность на уроке.

Предоставьте, пожалуйста, оценочные листы.

VII. Домашнее задание:

  1. Иллюстрирование правила / опорный конспект.
  2. Проба пера.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" »

Конспект урока русского языка 6 класс по теме « Наклонение глагола»

Цель: Познакомиться с грамматической категорией глагола – наклонением

Задачи:

  1. Усвоить значение наклонений.

  2. Научиться применять теоретический материал на практике.

Оформление доски:

Словарная работа: Наклонение, -я, ср. В грамматике: форма глагола, выражающая отношение действия к действительности.


Ход урока:

I. Этап мобилизации знаний

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с одной из удивительнейших частей речи – глаголом. Как вы думаете, много ли мы уже знаем о глаголе?

- Да. Значение, время, вид, спряжение, лицо, число, переходность.

- Но сегодня у нас новый урок, поэтому мы должны получить новые знания.

II. Целеполагание.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте тему урока. О чём мы с вами будем говорить? Правильно, о категории наклонения.

Давайте сформулируем цели нашего занятия. Что мы будем делать.

1. Вспомнить и материал, изученный ранее.

2. Узнать о категории наклонения.

3. Научиться применять полученные знания на практике.

III. Этап коммуникации.

Итак, следуя нашему плану, вспомним сведения о глаголе, изученные ранее.

Работа в группах

У нас с вами получилось три рабочие группы. Главные в группах ведут фиксацию своих ответов и товарищей для выставления итоговой оценки за урок.

Каждая должна рассказать о глаголе, исходя из полученного задания. Ответы нужно иллюстрировать примерами.

1 группа:

1. Значение глагола.

2. Вопросы, на которые отвечает глагол.

3. Вид глагола.

2 группа:

1. Категория времени.

2. Переходность/непереходность глагола.

3 группа:

1. Спряжение глагола.

2. Синтаксическая функция.

А теперь вы получаете для работы карточки. Вам нужно охарактеризовать записанные глаголы, исходя из имеющихся знаний.

1 группа: рисовал, читаешь.

2 группа: поём, выучил

3 группа: расскажу, смотрела.

Проверим работу. Все ли группы справились?

IV. Этап первичного усвоения новых знаний.

Материал сегодняшнего урока сложен. Поэтому нам придётся много и продуктивно работать. Но у нас будут помощники, которые облегчат нашу задачу усвоения новых знаний.

Первым нашим помощником станет первый однотомный нормативный Толковый словарь русского языка, созданный известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Прочитаем, как трактует лингвист лексическое значение слова наклонение (запись на доске). Всё ли нам понятно? Вторым пунктом нашего плана как раз и записано, что мы должны познакомиться с новой категорией глагола – наклонением.

У глагола 3 наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Чтобы нам не перепутать их, каждое наклонение само расскажет нам о себе.

(Наклонения представляются)

  1. Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.

  1. Я – сослагательное наклонение. Я помогаю вам мечтать, фантазировать, помогаю представить что-то, что может произойти при определённом условии. Любимое мое выражение «Если бы…». Если бы наступило лето, мы отправились бы с вами в поход.

  2. Я – повелительное наклонение. Я люблю порядок, дисциплину. Я хочу, чтобы вы хорошо учились – Учитесь! не ленились – Не ленитесь!

Давайте проверим, насколько вы внимательно слушали выступления наклонений. У вас на столе зелёные карточки. В них записаны глаголы, которые следует распределить по графам, исходя из принадлежности к тому или иному наклонению.

1 группа: мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы;

2 группа: увлекаюсь, смотрел бы, не забудь, равняйсь, забыл, перечитаю;

3 группа: живут, поторопись, смог бы, не шуми, покатался бы, радуюсь.

Взаимопроверка.

Ребята, наши гости хотят вновь рассказать о себе.

1. Изъявительное наклонение.

Всё, что было, будет, есть,

Но на самом деле,

В наклонении изъявительном

Мы предусмотрели.

Математика прошла,

Русским занимаемся,

А на музыку, друзья,

Мы только собираемся.

Итак, я – изъявительное наклонение. Прочитайте, пожалуйста, что обо мне говорит ещё один ваш помощник – учебник русского языка на стр. 174.

Спасибо. А теперь посмотрим, как вы поняли, что такое изъявительное наклонение. Я прочитаю стихотворение Агнии Барто «Помощница», а вы запишите несколько примеров глаголов в изъявительном наклонении.

Помощница

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфету ел.

Вот у Тани сколько дел:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Ребята, понравилась ли вам героиня стихотворения Агнии Барто? Почему же он называется «Помощница»? (Переносный смысл).

А теперь посмотрим, как вы поработали над заданием изъявительного наклонения. Представители групп читают записи, исключая повторение. По 2 слова записывают в таблицу, начерченную на доске (Группы наклонений – 3 колонки).

2. Сослагательное наклонение.

Я – сослагательное наклонение. Учебник русского языка говорит обо мне так: «Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях». Я очень дружу с частицей бы, и она поможет вам отличить меня от повелительного и изъявительного наклонений.

Пусть меня считают вралем.

Всё неправда, всё не так.

Обозначаю всё желаемое,

Обозначаю всё возможное.

Но в определённых условиях.

А теперь постарайтесь правильно выписать глаголы в условном наклонении из стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой».

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты.

Сынок!

Справились с заданием условного наклонения? Взаимопроверка. Продолжение записи в таблицу на доске.

А не напоминает ли вам герой стихотворения Эдуарда Успенского девочку Танюшу? Чем? Не бываем ли мы и сами иногда похожими на этих ребят?

3. Повелительное наклонение.

Я – повелительное наклонение. Интересно, что обо мне говорит ваш учебник? (Чтение правила на стр. 179).

А вот что я само о себе скажу:

Просьбу, действие, приказ

В себе я заключаю.

Чтоб учились, не ленясь,

В жизни цель была у вас,

Я вам помогаю.

Просьбу, действие, приказ

Вы мои учтите.

С наклонением, друзья,

В ссоре не живите.

Итак, что обозначают глаголы повелительного наклонения?

Ну а теперь моё стихотворение.

Эй, барабанщик,

Сильней барабань!

Бей в барабан,

Не жалей барабан!

Эй, сигналисты

Дружины моей,

Что вы притихли?

Сигнальте сильней.

Эй, костровой,

За костёр огневой

Ты отвечаешь

Нам головой.

-Взаимопроверка. Работа с таблицей.


V. Этап закрепления знаний

Итак, с какими наклонениями глагола мы познакомились?

Что вы поняли о значении каждого из наклонений?

Посмотрим, что у нас получилось в таблице. Ещё раз назовите, пожалуйста, действия, характерные для каждого наклонения.

1 группа – изъявительное наклонение;

2 группа – сослагательное;

3 группа – повелительное.


На ваших столах лежат сигнальные карточки. Красная – соответствует изъявительному наклонению, синяя – сослагательному, зелёная – повелительному. Сейчас я прочту вам рассказ Валентины Осеевой. В процессе моего чтения, вы должны будете поднимать сигнальные карточки, исходя из наклонения звучащего глагола. Приготовились.

Проснулся Юрик утром. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что если б моя сестричка тонула, а я бы её спас!» А сестричка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

О чём мечтает Юра? Значит, Юра – хороший мальчик? Почему?

Подвиг – хорошее дело, но нужно быть внимательным к своим близким, не огорчать их, доставлять им радость.

Подвиг – это дело во имя многих людей. Сложнее быть заботливым по отношению к конкретному человеку.

VI. Итог урока

С какой категорией глагола мы познакомились на уроке?

Что вы запомнили об изъявительном наклонении?

Сослагательном?

Повелительном?

Кто помогал на сегодня на уроке?

Оцените, пожалуйста, смайликом свою комфортность на уроке.

Предоставьте, пожалуйста, оценочные листы.

VII. Домашнее задание:

  1. Иллюстрирование правила / опорный конспект.

  2. Проба пера.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола"

Автор: Нарушевич Ольга Вениаминовна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Наклонение глагола", 6 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykanaklonieniieghlaghola6klass"
    ["file_id"] => string(6) "302939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457355615"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глаголов""
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_naklonenie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "563506"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605529780"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства