Тип урока: изучение нового материала. Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: изучение нового материала. Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие.
Учитесь с улыбкой, шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Весёлой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки, всем в добрый час!
Пожелаем себе успехов (ученики: пожелание успехов всем, может, кому-то индивидуально)
II. Актуализация усвоенного ранее.
Беседа: - Какую часть речи изучаем? - Дайте определение глагола как части речи. - Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая ияркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –выражать само действие!”– такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете их смысл? (ответы)
- Значит, зачем нам надо изучать эту часть речи? (ответы)
- Какие знания о глаголе вы приобрели в этом году? Что узнали нового? - Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола. III. Усвоение новых знаний и формирование новых умений. 1) Постановка целей урока
- Какую цель вы поставите сегодня на уроке? (1. Узнать о новом морфологическом признаке глагола . 2. Научиться различать глаголы по данному признаку.
3. Учиться употреблять данные глаголы в речи). - Определить, о каком признаке идет речь и соответственно тему нашего урока – (ставится? на доске, где должна быть тема), мы сможем, сделав следующие задания. 2) Работа с текстом. У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст. Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать. Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!» А сестренка тут как тут: - Погуляй со мной, Юра! - Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла. А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!» А няня тут как тут: - Убери посуду, Юрочка! - Убери сама – мне некогда! Покачала головой няня. Подошел Юра к маме: - Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: - . . . . . . . . . . 3) Постановка проблемы (работа в парах). - Что ответила мама, выясним позднее. А пока задание. Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради (не забудьте оставить строчку для темы урока).
сел
Утонула бы
погуляй
обиделась
Спас бы
уходи
отошла
Напали бы
Не мешай
покачала
убери
подошёл
погладила
- Сколько групп глаголов получилось? (3) - Назовите глаголы первой группы. слайд - Назовите глаголы второй группы. слайд - Назовите глаголы третьей группы. слайд
4) Поиск решения: - Какой вопрос вы хотите задать? (Почему три группы?) - Ваши предположения? (Разные вопросы. Разное образование. Разное значение).
- Это гипотезы. Доказываем каждую гипотезу Разные вопросы: Что сделал(-а)? Что сделал(-а,-и) бы? Что (с)делай? Разное строение: родовые окончания, суффикс –л- (Прош. Вр.); БЫ, союз ЕСЛИ; суффикс -И-. Разное значение: реальное действие (глаголы 1 столбика), которое происходит, происходило или будет происходить, т.е. существует только во временных формах, нереальное действие (глаголы 2 колонки) – предполагаемое. Глаголы 3 колонки – требуемое действие. - Итак, почему глаголы разбили на 3 группы? (ответы) - Ваши предположения оказались верными? Вы доказали свою правоту? Давайте похлопаем ребятам, которые выдвинули верные гипотезы и доказали их – они молодцы! 5) Выражение решения (работа с учебником): - Чего не хватает в нашей модели? (Названия глаголов каждой группы) - Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение каждой группы глаголов? (В учебнике) - Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал на стр. 229, 235, 236 учебника и подпишите каждую группу. (Работают с учебником). - Как называются глаголы первой группы? (Глаголы в изъявительном наклонении)
- Второй? (Глаголы в условном наклонении)
- Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении) - Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении?
- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении?
- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?
- Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Наклонения глагола – записывается в тетради) - Обратимся вновь к тексту. Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям?
- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать?(Глаголы в форме условного наклонения).
- А вы любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении. (Спрашивается 5-6 человек)
IV. Физминутка. - Я буду называть глаголы, а вы:
─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;
─ если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;
─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:
бегут, торопятся ручьи (тянутся)
люблю мечтать (тянутся)
если бы вы протянули руку, то заметили бы (разводят руки)
появляется травка (тянутся)
потянитесь к солнцу (вниз)
сделайте круговое движение головой вправо, влево. Садитесь.
V. Закрепление полученных знаний. 1) Создание предложений с использованием глаголов в повелительномнаклонении: - Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен – в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность дать мудрый совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре. За совет получаете по 1 баллу.
- Глаголы в форме какого наклонения вы используете? (Глаголы в повелительном наклонении) ( Зачитывается 5-6 советов). - Хотите узнать, какой совет дала мама Юре в авторском тексте? «Погуляй с сестренкой и помоги няне убрать посуду». Ваши советы тоже были очень мудрыми. Похлопаем сами себе за хорошие, мудрые советы.
- Мы готовы показать свои знания, работая с учебником.Стр. 230 № 612 устно. За правильное объяснение – 1 балл
- Работаем в парах. Из предложений выписываем глаголы
1 вариант – в изъявительном наклонении
2 вариант – в условном наклонении
1.Поставил задачу – выполни!
2. Увидел, что обижают слабого, заступись!
3. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!
4. Не теряй времени попусту, занимайся всегда только полезными делами.
Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.
- Выполним следующее задание. На слайде вы видите глаголы в неопределенной форме. Поставьте их в формы разных наклонений.
Выполнение, проверка
- А теперь выполним творческое задание. Работаем в парах. По картинкам составьте предложения о соблюдении правил поведения в школе и дома. Слайды с картинками. - И в заключение проверим, как вы усвоили материал урока. Проверочная работа. Вам надо определить наклонения глаголов и отметить в контрольном листе против каждого предложения. Предложения:
1. В гостях веди себя культурно, сдержанно.
2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.
3.Мальчики сначала усаживают девочек.
4.Было бы неприлично выходить из-за стола во время еды.
5.Сиди за столом спокойно.
6. Не размахивай руками.
7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит хозяев за гостеприимство и радушный прием.
VI. Подведение итогов урока. Открываются цели урока. - Итак, подведем итоги: достигнуты ли цели урока?
- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. - Расскажите о них.
- У кого есть вопросы по теме?
- А ещё о чём говорили? (о правилах поведения в школе и дома)
- Зачем мы должны помнить их и соблюдать?
- Посчитайте количество баллов. Запишите на листе.
VII. Запишите домашнее задание
Всем – выучить правило на стр. 229, 235, 237.
Если ваша оценка за урок «5» или «4» - упр. 625 по заданию.
Если ваша оценка за урок «3» или «2» - прочитать еще раз записи в тетради; упр. 622 по заданию.
VIII. Рефлексия
И последнее: на столах у вас лежат бланки телеграммы. Что такое телеграмма, мы знаем. Отправьте мне телеграмму с текстом из 3-4 предложений с описанием ваших успехов или затруднений, впечатлений от вашей работы на уроке.
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
«Мне было трудно…»
Оценочный лист
Фамилия, имя
Этапы
Задания
Количество баллов
1. Изучение нового материала
Работа с учебником. Устное выполнение упражнения.
2. Закрепление изученного
Мудрый совет Юре
Поставить глаголы в формы разных наклонений
Выписать из предложений глаголы изъявительного (условного) наклонения