kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Наклонение глагола", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обучающая: дать понятие о  морфологическом признаке – наклонении  глагола.
  • Развивающая: развивать умение различать наклонения глаголов, ставить глагол в формы  разных  наклонений, употреблять в речи.
  • Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения в школе и дома.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.

Тип урока: изучение нового материала.
 Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Наклонение глагола", 6 класс»

КГУ «Первомайский комплекс « Общеобразовательная средняя школа – детский сад им. Д.М. Карбышева» отдела образования Шемонаихинского района»

Урок русского языка по теме: «Наклонения глагола» 6 класс
(с использованием технологии проблемно-диалогового обучения)

Ворогушина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы


Цели урока:

  • Обучающая: дать понятие о морфологическом признаке – наклонении глагола.

  • Развивающая: развивать умение различать наклонения глаголов, ставить глагол в формы разных наклонений, употреблять в речи.

  • Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения в школе и дома.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, учебник, оценочные листы.

Тип урока: изучение нового материала.
 Методическая цель урока: развитие учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей на основе деятельностного подхода.


Ход урока:


I. Оргмомент. Приветствие.

Учитесь с улыбкой, шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь

Весёлой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, всем в добрый час!

Пожелаем себе успехов (ученики: пожелание успехов всем, может, кому-то индивидуально)

II. Актуализация усвоенного ранее.

Беседа:
- Какую часть речи изучаем?
- Дайте определение глагола как части речи. 
- Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”– такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

 -Как вы понимаете их смысл? (ответы)

- Значит, зачем нам надо изучать эту часть речи? (ответы)

- Какие знания о глаголе вы приобрели в этом году? Что узнали нового?
- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола. 
 III. Усвоение новых знаний и формирование новых умений. 
1) Постановка целей урока 

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?
(1. Узнать о новом морфологическом признаке глагола .
2. Научиться различать глаголы по данному признаку.

3. Учиться употреблять данные глаголы в речи). 
- Определить, о каком признаке идет речь и соответственно тему нашего урока – (ставится? на доске, где должна быть тема), мы сможем, сделав следующие задания.
2) Работа с текстом.
У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.
Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.
Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула, я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!»
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка!
- Убери сама – мне некогда!
Покачала головой няня.
Подошел Юра к маме:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
- . . . . . . . . . .
 3) Постановка проблемы (работа в парах).
- Что ответила мама, выясним позднее. А пока задание. 
Работая в парах, разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради (не забудьте оставить строчку для темы урока). 

сел

Утонула бы

погуляй

обиделась

Спас бы

уходи

отошла

Напали бы

Не мешай

покачала


убери

подошёл



погладила



- Сколько групп глаголов получилось? (3) 
- Назовите глаголы первой группы.  слайд
- Назовите глаголы второй группы. слайд
- Назовите глаголы третьей группы. слайд

4) Поиск решения:
- Какой вопрос вы хотите задать? (Почему три группы?) 
- Ваши предположения? (Разные вопросы. Разное образование. Разное значение).

- Это  гипотезы. Доказываем каждую гипотезу 
Разные вопросы: Что сделал(-а)? Что сделал(-а,-и) бы? Что (с)делай?
Разное строение: родовые окончания, суффикс –л- (Прош. Вр.); БЫ, союз ЕСЛИ; суффикс -И-.
Разное значение: реальное действие (глаголы 1 столбика), которое происходит, происходило или будет происходить, т.е. существует только во временных формах,  нереальное действие (глаголы 2 колонки) – предполагаемое. Глаголы 3 колонки – требуемое действие.
- Итак, почему глаголы разбили на 3 группы? (ответы)
- Ваши предположения оказались верными? Вы доказали свою правоту? Давайте похлопаем  ребятам, которые выдвинули верные гипотезы и доказали их – они молодцы!
5) Выражение решения (работа с учебником):
-  Чего не хватает в нашей модели? (Названия глаголов каждой группы)
- Где, по-вашему, мы сможем найти научное определение каждой группы глаголов?  (В учебнике)
- Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал  на стр. 229, 235, 236  учебника   и подпишите каждую группу.  (Работают с учебником).
- Как называются глаголы первой группы? (Глаголы в изъявительном наклонении) 

- Второй? (Глаголы в условном наклонении) 

- Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении)
- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении? 

- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении? 

- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?  

- Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Наклонения глагола – записывается в тетради) 
- Обратимся вновь к тексту. Что можно сказать о Юре, если судить по его мыслям? 

- Глаголы в форме какого наклонения помогают Юре мечтать?  (Глаголы в форме условного наклонения).

- А вы любите помечтать? Поделитесь с нами своей мечтой, используя глаголы в условном наклонении.  (Спрашивается 5-6 человек)


IV. Физминутка.
- Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;

─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 люблю мечтать (тянутся)

 если бы вы протянули руку, то заметили бы (разводят руки)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

сделайте круговое движение головой вправо, влево. Садитесь.

V. Закрепление полученных знаний. 
1) Создание предложений с использованием глаголов в повелительном наклонении:
- Вы обратили внимание на то, что текст, с которым мы работали, не закончен – в нем отсутствует реплика мамы. У вас появилась возможность дать мудрый совет Юре. Запишите в тетради ответ Юре. За совет получаете по 1 баллу.

- Глаголы в форме какого наклонения вы используете? (Глаголы в повелительном наклонении) ( Зачитывается 5-6 советов).
- Хотите узнать, какой совет дала мама Юре в авторском тексте? «Погуляй с сестренкой и помоги няне убрать посуду». Ваши советы тоже были очень мудрыми. Похлопаем сами себе за хорошие, мудрые советы.

- Мы готовы показать свои знания, работая с учебником. Стр. 230 № 612 устно. За правильное объяснение – 1 балл

- Работаем в парах. Из предложений выписываем глаголы

1 вариант – в изъявительном наклонении

2 вариант – в условном наклонении

1.Поставил задачу – выполни!

2. Увидел, что обижают слабого, заступись!

3. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

4. Не теряй времени попусту, занимайся всегда только полезными делами.

Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.

- Выполним следующее задание. На слайде вы видите глаголы в неопределенной форме. Поставьте их в формы разных наклонений.

Выполнение, проверка

- А теперь выполним творческое задание. Работаем в парах. По картинкам составьте предложения о соблюдении правил поведения в школе и дома. Слайды с картинками.
- И в заключение проверим, как вы усвоили материал урока. Проверочная работа. Вам надо определить наклонения глаголов и отметить в контрольном листе против каждого предложения.
Предложения:

1. В гостях веди  себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит, куда ему сесть.

3.Мальчики сначала усаживают  девочек.

4.Было бы  неприлично выходить из-за стола во время еды.

5.Сиди за столом спокойно.

6. Не размахивай руками.

7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит хозяев за гостеприимство и радушный прием.


Контрольный лист ученика ------------------------------------------------


Номер предложения

Глаголы в изъявительном наклонении

Глаголы в условном наклонении

Глаголы в повелительном наклонении

1




2




3




4




5




6




7





Количество правильных ответов -

Самопроверка

Оцените свой ответ

7 предложений – «5»

5- 6 предложений – «4»

3 - 4 предложения – «3»

2 предложения – «2»

- Кто выполнил правильно?

- Кто получил «4»? Где ошиблись?

- Кто не справился с работой?


 VI. Подведение итогов урока.
Открываются цели урока.
- Итак, подведем итоги: достигнуты ли цели урока? 

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. 
- Расскажите о них.

- У кого есть вопросы по теме?

- А ещё о чём говорили? (о правилах поведения в школе и дома)

- Зачем мы должны помнить их и соблюдать?

- Посчитайте количество баллов. Запишите на листе.


VII. Запишите домашнее задание

  1. Всем – выучить правило на стр. 229, 235, 237.

  2. Если ваша оценка за урок «5» или «4» - упр. 625 по заданию.

  3. Если ваша оценка за урок «3» или «2» - прочитать еще раз записи в тетради; упр. 622 по заданию.



VIII. Рефлексия

И последнее: на столах у вас лежат бланки телеграммы. Что такое телеграмма, мы знаем. Отправьте мне телеграмму с текстом из 3-4 предложений с описанием ваших успехов или затруднений, впечатлений от вашей работы на уроке.


«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

«Мне было трудно…»



Оценочный лист

Фамилия, имя


Этапы

Задания

Количество баллов

1. Изучение нового материала

Работа с учебником. Устное выполнение упражнения.


2. Закрепление изученного

Мудрый совет Юре



Поставить глаголы в формы разных наклонений


Выписать из предложений глаголы изъявительного (условного) наклонения


3. Применение

Творческое задание



4. Контроль

Проверочная работа



Итоговое количество баллов



Оценка


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Наклонение глагола", 6 класс

Автор: Ворогушина Наталья Николаевна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства