kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему: "Фонетика и орфография" для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содержит новый материал по фонетике и орфографии, а также ряд заданий на данные темы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: "Фонетика и орфография" для 11 класса»

Урок 2. Тема: Фонетика и орфография

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе  «Фонетика», «Орфоэпия».

Задачи:     1)показать значение фонетики для правописания и произношения;

2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Оборудование:  учебник, дидактический материал, карточки с заданиями.


Ход урока

1.Орг.момент. Сообщение темы, цели урока.

2. Актуализация знаний по теме  «Фонетика».

  1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

п/п

Вопросы учителя

Записи в тетради

1.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Фонетика.


2.

Что изучает фонетика

Звуки речи.


3.

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

Гласные звуки


4.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Согласные звуки


Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока.

- Что изучает фонетика?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какими бывают гласные звуки?

- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

- Какие пары образуют согласные звуки?

- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

3. Тренировочные упражнения. 

А)Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ],  [ в`ирнуца ],  [ баица ],  [ м`эснас`т ],  [ б`эзна ],

[ рацтво ],  [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ],

[ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Б) Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

4. Знакомство с основными фонетическими процессами.    (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

 Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова:

Род  [ рот ], флаг  [ флак ].

  1. Оглушение звонких парных перед глухими:

Селедка  [ селетка ],   в траву  [ фтраву].

  1. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

  1. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

  2. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

     снт   -   [ сн ]:     устный    -   у[ сн ]ый;

     здн   -   [ зн ]:     поздний   -   по[ зн]ий;

     лнц   -   [ нц ]:    солнце     -   со[ нц ]е;

     рдц   -   [ рц ]:    сердце      -  се[ рц ]е.

5. Тренировочные упражнения.

Задание.   Определите,  какой  согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка,  сдаться,  от дома,  любовь,  что,  указка,  честный,  счастливый,  рябь,  мороз,  расчет,   к берегу.

Работа по учебнику: стр. 6 № 8п.

6.  ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно.

7. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

3. Какие умения и навыки совершенствовали?

8. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русского языка на тему: "Фонетика и орфография" для 11 класса

Автор: Акст Ирина Анатольевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разминка на уроках русского языка в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(51) "razminka-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "108913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403930957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства