Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4
Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4
Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Тема. Рассуждение и его виды. Урок №4»
Урок русского языка,7 класс
Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь
Тема. Рассуждение и его виды
Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову.
Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,
О.М. Александрова, О.В. Загоровская, учебные тексты, карта-информатор, учебники по физике и географии.
Тип урока развития речи: изучение нового материала.
Методы и приемы работы: ), работа в группах, работа по таблице и памятке, работа с книгой, творческое моделирование, метод незаконченного предложения, построение ассоциативного ряда.
Ход урока:
Организация класса
Актуализация опорных знаний
Прием незаконченного предложения.
Группа 1
Текст – это…
Текст раскрывает…
Группа 2
Тексты бывают…
Текст-повествование отвечает на вопрос.. и состоит..
Группа 3
Текст-описание отвечает на вопрос… и состоит…
Текст-рассуждение отвечает на вопрос.. и состоит..
ІІІ. Определение темы, цели и задач урока
1.Ассоциативный ряд
Воспитанность – (интеллигентность, порядочность, скромность, умение себя держать, способность понимать другого)
Работа с текстом
Прочитайте текст. Определите, правильно ли вы подобрали ассоциативный ряд к слову «воспитанность». Какими бы словами с текста пополнили этот ассоциативный ряд?
Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.
Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились.
Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Докажите, что это текст-рассуждение. Назовите его структурные части.
Объявление темы и цели урока (слово учителя).
М.В. Ломоносов, русский писатель, ученый, общественный деятель, отмечал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». Высказывается человек с разной целью, использует разные типы речи и соответствующие языковые средства. Сегодняшний урок расширит ваше представление об особенностях построения текста-рассуждения. Вы научитесь анализировать тексты-рассуждения, создавать связные высказывания и формировать необходимые для этого речевые умения.
IV. Изучение нового материала
Работа с таблицей (самостоятельная работа в группах)
Задание 1
Изучить таблицу и подготовить устные ответы на вопросы:
Чем отличается рассуждение-доказательство от рассуждения-объяснения? В каких случаях используется объяснение, а в каких доказательство?
Задание 2
Дополнить таблицу, изучив информацию на стр. 98.
Виды текстов-рассуждений
Вид рассуждения
Общие вопросы к тексту
Цель рассуждения
Структура рассуждения
Рассуждение-доказательство
Почему так, а не иначе?
Что из этого следует?
Доказательство какого-либо положения
Тезис.
Доказательства с примерами.
Вывод.
Рассуждение -объяснение
Почему?
Толкование понятия, объяснение явления
І.Тезис (утверждение, указание на факт).
ІІ.Объяснение-комментарий.
ІІІ.Вывод
(не обязателен).
Рассуждение-размышление
Обобщение учителя.
Рассуждение начинается с утверждения, то есть тезиса. Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.
А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части:
тезис (утверждение, которое нужно доказать);
доказательство (объяснения, доводы);
вывод (как и в любом сочинении).
Работа с учебной книгой.
Зачитать фрагмент рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения:
Группа 1 – с учебника по географии
Группа 2– с учебника по физике
Группа 3 – с учебника по русскому языку
Самостоятельная работа
Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение разного вида.
Составить таблицу, используя информацию с учебника (§ 26)
Средства связи в разных видах текстов-рассуждений
В рассуждении-доказательстве
В рассуждении-
объяснении
В рассуждении-
размышлении
Закрепление изученного материала
Анализ текста (упр. 190)
Группа 1
Помогает ли название текста понять авторский замысел?
Что необходимо, чтобы музыка стала настоящим, живым искусством?
Группа 2
К какому виду рассуждения относится текст? Свое мнение обоснуйте.
Группа 3
Составить композиционную схему текста. Назвать средства связи предложений и частей текста.
Творческая работа.
Используя материалы таблиц, памятки, справки, составить небольшое устное сочинение-рассуждение на предложенную тему.
Группа 1
Нужно ли учиться общению?
Группа 2
Милосердие и добродетель – верный путь к счастью
Группа 3
За природу в ответе каждый
V. Итог урока
1.Рефлексия.
Какой теоретический материал я усвоил (ла)?
Продуктивной ли была моя работа на уроке?
2.«Приём «Чистая доска».
Какова основная задача текста-рассуждения?
Какова структура текста-рассуждения?
Какие слова-помощники нужно использовать при создании текста-рассуждения?
VІ. Домашнее задание
§ 26
Письменное задание на выбор:
записать рассуждение, которое вы устно составляли на уроке;
найти и выписать из любого текста (учебника, журнала, газеты, книги) ту часть, в которой объясняется какое-либо явление, например, выпадение града и др.;
упр. 193 (1), стр. 98.
Карта-информатор
Текст–рассуждение – это такой тип речи, в котором исследуется предмет или явление, раскрываются его внутренние признаки, доказываются определенные положения.
Структура текста-рассуждения
Тезис
(основная мысль)
Почему?
Доказательства
(аргументы)
а)…
б)…
Что с этого выходит?
Вывод
Потому что
Поэтому, таким образом
Памятка
Как работать над сочинением-рассуждением
1.Определите тему и основную мысль рассуждения, адресата своего высказывания.
2.Кратко и четко сформулируйте основной тезис рассуждения.
3.Продумайте основное содержание текста: подберите основные доказательства (факты из жизни, собственных наблюдений, литературы и др.), определите последовательность их изложения. (О чём лучше написать вначале? О чём – потом? О чём – в последнюю очередь?)
4.Подберите слова, соединяющие первые две части рассуждения (потому что, так как, оттого, что и др.).
5.Сделайте соответствующие выводы. Используйте для связи этих частей слова поэтому, следовательно, итак, таким образом.
6.Составьте сложный план сочинения.
Справка
Нужно ли учиться общению? Я думаю, что не только нужно, но и необходимо. Почему? правда..
Милосердие и добродетель. Как определить значение этих слов в толковом словаре? Неужели правда, что это путь к счастью? Думаю, что это так. Приведу пример, чтобы было понятно мое утверждение.
«Берегите природу!» Мы привыкли читать и слушать такие призывы. Но кто же конкретно должен беречь ее? И от кого? От нас самих?