Урок русского языка, 7 класс; Тема. Повторение темы «Деепричастие». Урок №3
Урок русского языка, 7 класс; Тема. Повторение темы «Деепричастие». Урок №3
Цель: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии как особой формы глагола, усовершенствовать навыки производить морфологический разбор деепричастия, использовать деепричастия и деепричастные обороты при построении предложений, правильно интонировать такие предложения; формировать умения работать в группах, развивать память, творческое мышление; расширять кругозор, воспитывать любовь к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Тема. Повторение темы «Деепричастие». Урок №3»
Урок русского языка,7 класс
Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь
Тема. Повторение темы «Деепричастие»
Цель: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии как особой формы глагола, усовершенствовать навыки производить морфологический разбор деепричастия, использовать деепричастия и деепричастные обороты при построении предложений, правильно интонировать такие предложения; формировать умения работать в группах, развивать память, творческое мышление; расширять кругозор, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Вид урока: урок-игра.
Методы и приемы работы: работа в группах, презентация проектов, творческое-конструирование, метод незаконченного предложения.
Ход урока:
Организация класса
Распределение учащихся на три команды (гуппы).
Выбор капитана команды и названия.
Объявление жюри.
ІІ. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока.
Слово учителя (на фоне презентации с живописными видами Крыма).
Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Эту землю, безусловно, можно считать уникальной. Кроме наций и религий, на полуострове соединились признаки почти всех климатических зон нашей планеты.
На Ангарском перевале сейчас уже катаются лыжники, а в Ялте доцветают хризантемы, розы… На Южном побережье витает запах магнолий. А в горах распустились фиалки, разбуженные горячим солнцем. Так химерно сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к каждому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к вершинам гор.
Сегодняшний урок поможет нам еще раз увидеть любимые уголки родного Крыма. А соревнуясь, мы обобщим все сведения о деепричастии и подготовимся к контрольной работе по этой теме.
Знакомство с условиями игры.
В игре принимают участие три команды. Игра проходит в три этапа: теоретический, практический и творческий. После каждого этапа капитаны передают выполненные задания членам жюри.
ІІІ. Основное содержание урока
Разминка.
Отгадайте пословицу, которая находится в таблице 1, Для этого замените в ней цифры соответстующими буквами из таблицы 2.
( С малого начиная, достигнешь большего)
Таблица 1
Таблица 2
1
8
13
15
5
18
22
25
с
н
а
д
о
т
е
б
14
11
2
10
30
23
6
24
я
и
м
ч
е
ш
г
ь
32
3
12
29
9
26
4
7
о
а
н
ш
а
о
л
о
27
19
20
17
31
16
21
28
л
и
г
с
г
о
н
ь
Запишите высказывание, правильно расставляя знаки препинания. Сделайте устно морфологический разбор деепричастия по образцу в учебнике на стр. 100.
Презентация мини-проектов.
Команда1
Сравнительная характеристика причастия и деепричастия
Причастие
Деепричастие
Общее с глаголом
Различное
Команда 2
Общее и различное в правописании частицы не с глаголами, причастиями и деепричастиями
Глагол
Причастие
Деепричастие
Общее
Различное
Команда 3
Ошибки в употреблении деепричастий
Предложения с ошибками
Комментарии
1
2
3
(жюри оценивает проекты)
Распределительный диктант
Деепричастия с префиксом недо-
Деепричастия с префиксом до- и частицей не
Глаголы с префиксом недо-
Глаголы с префиксом до- и частицей не
(Не)досолив рыбу; (не)досидел до перерыва; (не)додумал; (не)доварив рис; полностью (не)доучив урока; (не)дооценил успехи; (не)договаривая главного; (не)достаёт времени; (не)достаёт до дна; (не) дослушав собеседника; (не)дочитав четырёх страниц; (не)досчитались около сорока человек; (не)доспал положенного, (не)доехав до станции; (не)добрав в кружок нескольких человек; сойти с дистанции, (не)добежав.
(жюри оценивает)
3.Выполнение тестовых заданий.
1. Найдите деепричастие:
а) почуяв б) сожалел
в) услышал г) ознакомься
2. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь б) закончив
в) отдыхая г) продумывая
3. В каком случае не пишется слитно:
а) (не)доумевая б) (не) подготовлено
в) (не) освещена г) (не) почувствовал
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме
а) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
7. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
а) Не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые.
б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.
в) Все знаки поставлены правильно.
г) Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
2) Выпишите из этого предложения деепричастие.
3) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ?
(жюри оценивает)
Разминка для капитанов
Выигрывает тот, кто орфоэпически правильно прочитает пары слов.
начать – начав
отнять – отняв
передать – передав
поднять – подняв
принять – приняв
понять – поняв
продать – продав
прожить – прожив
4.Творческое конструирование.
Рассмотрите фотоиллюстрацию. Опишите изображенное на ней, используя как можно больше деепричастий (5-6 предложений). Капитаны (в помощь команде) могут найти необходимую информацию в Интернете.
Команда 1
Мыс Фиолент
Команда 2
Долина привидений
Команда 3
Скала Дива
IV. Подведение итогов урока
Рефлексия. Прием незаконченного предложения.
Сегодня на уроке я научился (научилась)…
Для меня было сложно…
Мне следует еще обратить внимание на…
Слово жюри.
Оценочный лист
Мини-проект
10 б.
Диктант
8 б.
Тест
5 б.
Творческое
задание
7 б.
Итог
30 б.
Команда 1
Команда 2
Команда 3
Критерии оценивания
Задание
Критерии
Мини-проект
Достоверность, точность информации 5 б.
Оформление
2б.
Защита (умение презентовать)
3б.
Творческое
задание
содержательность, последовательность
4 б.
Грамотность
2 б.
Наличие деепричастий
1 б.
Распределительный
диктант
одно верно записанное слово – 0,5 б.
Тест
один верно выбранный ответ – 0,5 б.
Задание № 7: вопрос 1 – 0,5 б., вопросы 2,3 – по 0,25 б.