kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 7 классе "Деепричастие совершенного и несовершенного вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Деепричастие совершенного и несовершенного вида

Цели урока:

Обучающая – познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, обособлением деепричастий и деепричастных оборотов;

Развивающая – развивать умения правильно применять деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

Воспитательная – воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, рисунки, карточки диктантами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока:

Организация класса, сообщение темы и цели урока, орфографическая разминка, повторение изученного о деепричастии, объяснение нового материала, разм инка, закрепление материала, подведение итога урока, домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7 классе "Деепричастие совершенного и несовершенного вида" »

Открытый урок по русскому языку

7 класс А

Зеленюк Рашида Шакировна

МБУ СОШ №55

Самарская обл, г. Тольятти

Тема урока: Деепричастие совершенного и несовершенного вида

Цели урока:

Обучающая – познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, обособлением деепричастий и деепричастных оборотов;

Развивающая – развивать умения правильно применять деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

Воспитательная – воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, рисунки, карточки диктантами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока

Основные этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

I

Организация класса

Учитель включает музыку.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремленные и собраны. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня н7а уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

Учащиеся слушают музыку, готовятся к уроку.

II

Сообщение темы и цели урока

«Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд»

- Из какого произведения это предложение?

- Почему запомнилось?


- А какая часть речи его делает выразительным?

- О ком в этом предложении идет речь?








- Дайте, ребята, определение деепричастию.

- Как вы думаете, ребята, о чем будет идти речь на уроке?

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие»; научимся определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения.

- Запишите в тетрадь тему урока «Деепричастие совершенного и несовершенного вида»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя






Выразительное, поэтическое


Деепричастие

О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей










Ведут записи в своих тетрадях

III

Орфографическая разминка

Начинаем наш урок с орфографической разминки. Дома вы друг для друга составляли диктанты для соседа на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и раскройте скобки.

Учащиеся подготовили дома диктанты и работают на уроке в парах

IV

Повторение изученного о деепричастии

- Переходим, ребята, к следующей работе, повторим написанные частицы НЕ с деепричастием.

- Посмотрим запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются, запишите правильно получившееся слово:

КНАЕУЮБАИКВЮ

ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ

НЙЕДУЗВИГЙФЯЗСЬУ

ДМНЕМУСАТОЯАВД

СНЮЕВЗСИЮРАППЯ

- Какие слова у вас получились?

- Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно?

- Только ли раздельно пишется НЕ с деепричастием?


- А теперь сделайте вывод и запишите его в тетрадь.




Учащиеся выполняют задание устно, разгадывая слова


Не убив

Негодуя

Не двигаясь

Не устояв

Невзирая




Нет, и слитно, когда слово без НЕ не используется

Вывод: частица НЕ пишется с деепричастием раздельно; слитно пишется НЕ с деепричастием, когда слово без НЕ не пишется.

V

Объяснение нового материала

Лес

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь вокруг пенька.

Э.А.Асадов

- Выпишите, ребята, из отрывка деепричастные обороты, обозначьте деепричастие.

- Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Обратимся к алгоритму.

Алгоритм

  1. Задай к деепричастию вопрос.

  2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.

  3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.

Алгоритм

«Как образовать деепричастие от глагола»

  1. Задайте вопрос к глаголу.

  2. Если глагол несовершенного вида (что делать?), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)

А) поставьте глагол в настоящее время (что делают?)

Б) отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).

3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)

А)отбросьте суффикс неопределенной формы (-ть, -чь, -ти)

Б) добавьте один из суффиксов (-в, -вши, -ши).

- Теперь сделайте вывод.
















- Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, определите у них основу:

- опаздывать

- торопиться

- увидеть

- заклеить

- засеять

- расколоть

- прочитать

Учащиеся читают отрывок из стихотворения, записанного на доске и выполняют письменную работу в тетрадях по заданию учителя.

Учащиеся определяют вид выделенных деепричастий:

ёжась (то делая?) – несов. вид; посинев (что сделав?) – сов. вид; взявшись – (что сделав?) – сов. вид; греясь (что делая?) – несов. вид.























Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределенной формы глаголов с помощью суффиксов –а, -я, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределенной формы глаголов с помощью суффиксов –в, -вши, -ши.






- опаздывая

- торопясь

- увидев

- заклеив

- засеяв

- расколов

- прочитав

VI

Разминка

Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали

Учащиеся читают вместе с учителем скороговорку, проговаривая и называя деепричастие, доказывая его

VII

Закрепление материала

Учитель предлагает учащимся выборочный диктант

Учащиеся выписывают в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Несовершенный вид: Не чувствуя боли, заглядывая в будущее, не щадя сея, не останавливаясь перед преградой, негодуя по поводу происшедшего.

Совершенный вид: Набросив плащ, накрахмалив воротничок, распечатав письмо, не устроив праздника, понадеявшись на друга, высушив белье, раскаявшись в поступке, проверив сочинение, проснувшись от звонка.

VIII

Подведение итога урока

- Сейчас настал момент подвести итог урока. Запишите домашнее задание.





- Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике. Перед вами карт очки двух цветов –красный – да, синий – нет. На мой вопрос отвечая, вам необходимо поднять одну из карточек.

- Понравился ли вам урок?

- Понятен и доступен был материал урока?

- Я сегодня работал очень хорошо?

Далее учитель комментирует оценки учащихся за урок. Выставляет оценки в дневник и в журнал, звучит музыка.

Учащиеся записывают домашнее задание: разгадать кроссворд, образовать деепричастие от глаголов, вставить пропущенные буквы.








Учащиеся поднимают одну из карточек.




Подают дневник для выставления оценки



Домашнее задание: образовать деепричастие от глаголов, вставить пропущенные буквы:

А) ум(и,е)рать; расст(и,е)лить; зап(и,е)реть;

Б) пат(и,е)реть; зад(и,е)рать; ум(и,е)реть;

В) бл(и,е)снуть; переест(и,е)лить; бл(и,е)стать;

Г) пожд(и,е)гать; выт(и,е)рать; выб(и,е)рать;

Д) изл(а,о)гать; предл(а,о)гать; предпол(а,о)гать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Зеленюк Рашида Шакировна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Открытый урок  "Наречие""
    ["seo_title"] => string(22) "otkrytyiuroknariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "309849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458885720"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Открытый урок "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(24) "otkrytyi-urok-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "214030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432200659"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Тогисова Гулина"
    ["seo_title"] => string(15) "toghisovagulina"
    ["file_id"] => string(6) "309841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458885241"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(16) "Тогисова"
    ["seo_title"] => string(9) "toghisova"
    ["file_id"] => string(6) "309842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458885270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "« Простое осложненное предложение». "
    ["seo_title"] => string(39) "prostoie-oslozhniennoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "221625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435489427"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства