I | Организация класса | Учитель включает музыку. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремленные и собраны. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня н7а уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем. | Учащиеся слушают музыку, готовятся к уроку. |
II | Сообщение темы и цели урока | «Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд» - Из какого произведения это предложение? - Почему запомнилось? - А какая часть речи его делает выразительным? - О ком в этом предложении идет речь? - Дайте, ребята, определение деепричастию. - Как вы думаете, ребята, о чем будет идти речь на уроке? - Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие»; научимся определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения. - Запишите в тетрадь тему урока «Деепричастие совершенного и несовершенного вида» | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Выразительное, поэтическое Деепричастие О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей Ведут записи в своих тетрадях |
IV | Повторение изученного о деепричастии | - Переходим, ребята, к следующей работе, повторим написанные частицы НЕ с деепричастием. - Посмотрим запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются, запишите правильно получившееся слово: КНАЕУЮБАИКВЮ ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ НЙЕДУЗВИГЙФЯЗСЬУ ДМНЕМУСАТОЯАВД СНЮЕВЗСИЮРАППЯ - Какие слова у вас получились? - Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно? - Только ли раздельно пишется НЕ с деепричастием? - А теперь сделайте вывод и запишите его в тетрадь. | Учащиеся выполняют задание устно, разгадывая слова Не убив Негодуя Не двигаясь Не устояв Невзирая Нет, и слитно, когда слово без НЕ не используется Вывод: частица НЕ пишется с деепричастием раздельно; слитно пишется НЕ с деепричастием, когда слово без НЕ не пишется. |
V | Объяснение нового материала | Лес …Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь вокруг пенька. Э.А.Асадов - Выпишите, ребята, из отрывка деепричастные обороты, обозначьте деепричастие. - Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Обратимся к алгоритму. Алгоритм Задай к деепричастию вопрос. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида. Алгоритм «Как образовать деепричастие от глагола» Задайте вопрос к глаголу. Если глагол несовершенного вида (что делать?), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?) А) поставьте глагол в настоящее время (что делают?) Б) отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят). 3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?) А)отбросьте суффикс неопределенной формы (-ть, -чь, -ти) Б) добавьте один из суффиксов (-в, -вши, -ши). - Теперь сделайте вывод. - Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, определите у них основу: - опаздывать - торопиться - увидеть - заклеить - засеять - расколоть - прочитать | Учащиеся читают отрывок из стихотворения, записанного на доске и выполняют письменную работу в тетрадях по заданию учителя. Учащиеся определяют вид выделенных деепричастий: ёжась (то делая?) – несов. вид; посинев (что сделав?) – сов. вид; взявшись – (что сделав?) – сов. вид; греясь (что делая?) – несов. вид. Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределенной формы глаголов с помощью суффиксов –а, -я, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределенной формы глаголов с помощью суффиксов –в, -вши, -ши. - опаздывая - торопясь - увидев - заклеив - засеяв - расколов - прочитав |
VII | Закрепление материала | Учитель предлагает учащимся выборочный диктант | Учащиеся выписывают в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Несовершенный вид: Не чувствуя боли, заглядывая в будущее, не щадя сея, не останавливаясь перед преградой, негодуя по поводу происшедшего. Совершенный вид: Набросив плащ, накрахмалив воротничок, распечатав письмо, не устроив праздника, понадеявшись на друга, высушив белье, раскаявшись в поступке, проверив сочинение, проснувшись от звонка. |
VIII | Подведение итога урока | - Сейчас настал момент подвести итог урока. Запишите домашнее задание. - Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике. Перед вами карт очки двух цветов –красный – да, синий – нет. На мой вопрос отвечая, вам необходимо поднять одну из карточек. - Понравился ли вам урок? - Понятен и доступен был материал урока? - Я сегодня работал очень хорошо? Далее учитель комментирует оценки учащихся за урок. Выставляет оценки в дневник и в журнал, звучит музыка. | Учащиеся записывают домашнее задание: разгадать кроссворд, образовать деепричастие от глаголов, вставить пропущенные буквы. Учащиеся поднимают одну из карточек. Подают дневник для выставления оценки |