Активизировать знания учащихся о глаголе и его формах;
Формировать навыки морфемного разбора причастия и деепричастия;
Уметь образовывать причастия и деепричастия от глаголов;
Сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы;
Развивающие:
Развивать коммуникативные компетенции (навык работы в паре, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
Просмотр содержимого документа
«Глагол и глагольные формы. »
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Глагол и глагольные формы.
Цели:
Познавательные:
Активизировать знания учащихся о глаголе и его формах;
Формировать навыки морфемного разбора причастия и деепричастия;
Уметь образовывать причастия и деепричастия от глаголов;
Сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы;
Развивающие:
Развивать коммуникативные компетенции (навык работы в паре, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
Наш урок начнём с разминки, которая называется «Кувшин». Это упражнение поможет настроиться на дальнейшую плодотворную работу.
Описание разминки
Я попрошу вас встать, образовав круг. Между вами должно быть такое расстояние, чтобы вы не соприкасались вытянутыми в стороны руками. Сначала я покажу на себе (с глубоким вдохом поднимаю руки вверх, становлюсь на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускаю руки).
Встав на цыпочки, я представила, что руки мои образуют большой кувшин, и в этот кувшин со всех сторон слетаются "капли радости и удачи"; скоро они наполняют весь кувшин, после этого он переворачивается, и вся "радость и удача" выливается на голову и тело. (Проделывание упражнения вместе с участниками) II. Операционно-деятельный этап
Проверка домашнего задания. (упр. 38 стр. 25)
1.Стадия вызов.
«Найди лишнее слово»
На доске у вас записаны слова, найдите лишние из групп слов по каким – либо признакам.
1. Красный, синий, зелёный, жёлтый, синеть
2. чтение, книга, обучение, учение, обучаемый
3стоять, сидеть, видеть, слышать, читая
- А почему вы так думаете? Аргументируйте свой ответ.
Сегодня на уроке мы продолжаем повторять морфологию. Тема нашего урока «Глагол и глагольные формы». На парте у каждого лежит лист оценивания. Вы уже знаете, как с ним работать. В конце урока жду ваших объективных оценок. (Приложение 1)
Приём «Корзина идей, понятий, имён»
- Что вы знаете о глаголе? Подумайте над этим вопросом самостоятельно.
- Теперь обменяйтесь мнениями в парах. Что общего и в чём разошлись ваши мнения?
Напишите по одному своему представлению о глаголе и повесьте на нашу корзиночку.
Приём «Кластер»
Задание: составьте кластер
1 пара - «Причастие»
2 пара - «Деепричастие»
Выступление учащихся
2. Стадия осмысление.
Работа по учебнику (упр.44 стр.25)
Задание: спишите, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при деепричастиях. (Чтение задания учеником)
1 пара – выполняет с 1 по 5 предложения
2 пара – выполняет с 6 по 11 предложения.
Парная работа (задание на мультимедийной доске)
Задание для 1 пары.Спишите, вставляя пропущенные буквы, и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Причастия подчеркните волнистой линией.
Пост…ревшие от времени, охр…нявшиеся государством, осв…щённый лампой, муч…мый сомнениями, скрываясь в лесах, св…ркая на солнце, ув…давшие друг друга, бор…щиеся с огнём, прикр…пив ленту.
Задание для 2 пары. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Деепричастия подчеркните пунктир точкой.
Задание: исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных форм.
1. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 2. А у меня всё давно уже убрато! 3. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 4. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 5. На столе стоял букет цветущихся астр. 6. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 7. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 8. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 9. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 10. В поход мы взяли только небьющую посуду.
На «5»
Задание: от данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Задание: исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных форм.
1. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 2. А у меня всё давно уже убрато! 3. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 4. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 5. На столе стоял букет цветущихся астр. 6. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 7. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 8. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 9. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 10. В поход мы взяли только небьющую посуду.
На «5»
Задание: от данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.