kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол и глагольные формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в  9 классе

Тема: Глагол и  глагольные формы.

Цели:

Познавательные:

  • Активизировать знания учащихся  о глаголе и его формах;
  • Формировать навыки  морфемного разбора причастия и деепричастия;
  • Уметь образовывать причастия и деепричастия от глаголов;
  • Сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы; 

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные компетенции (навык работы в паре, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
  • Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
  • Развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к ответам товарищей;
  • Воспитывать  умения поддерживать  уважительные отношения   со своим напарником.

 Тип урока: урок - повторение

Оборудование: лист оценивания, учебник, мультимедийная доска, ватманы, маркеры, стикеры, белые листы, карточки-задания, магнитно-маркерная доска.

Форма работы: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Приёмы КМ: «Кластер», «Корзина  идей, понятий, имён», «Телеграмма»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол и глагольные формы. »

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Глагол и глагольные формы.

Цели:

Познавательные:

  • Активизировать знания учащихся о глаголе и его формах;

  • Формировать навыки морфемного разбора причастия и деепричастия;

  • Уметь образовывать причастия и деепричастия от глаголов;

  • Сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нормы; 

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные компетенции (навык работы в паре, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);

  • Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;

  • Развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к ответам товарищей;

  • Воспитывать умения поддерживать уважительные отношения со своим напарником.

Тип урока: урок - повторение

Оборудование: лист оценивания, учебник, мультимедийная доска, ватманы, маркеры, стикеры, белые листы, карточки-задания, магнитно-маркерная доска.

Форма работы: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Приёмы КМ: «Кластер», «Корзина идей, понятий, имён», «Телеграмма»

Ход урока


I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Наш урок начнём с разминки, которая называется «Кувшин». Это упражнение поможет настроиться на дальнейшую плодотворную работу.

Описание разминки

Я попрошу вас встать, образовав круг. Между вами должно быть такое расстояние, чтобы вы не соприкасались вытянутыми в стороны руками.
  Сначала я покажу на себе (с глубоким вдохом поднимаю руки вверх, становлюсь на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускаю руки).

Встав на цыпочки, я представила, что руки мои образуют большой кувшин, и в этот кувшин со всех сторон слетаются "капли радости и удачи"; скоро они наполняют весь кувшин, после этого он переворачивается, и вся "радость и удача" выливается на голову и тело.
  (Проделывание упражнения вместе с участниками)
  II. Операционно-деятельный этап

Проверка домашнего задания. (упр. 38 стр. 25)

1.Стадия вызов.

«Найди лишнее слово»

На доске у вас записаны слова, найдите лишние из групп слов по каким – либо признакам.

1. Красный, синий, зелёный, жёлтый, синеть

2. чтение, книга, обучение, учение, обучаемый

3 стоять, сидеть, видеть, слышать, читая

- А почему вы так думаете? Аргументируйте свой ответ.

Сегодня на уроке мы продолжаем повторять морфологию. Тема нашего урока «Глагол и глагольные формы». На парте у каждого лежит лист оценивания. Вы уже знаете, как с ним работать. В конце урока жду ваших объективных оценок. (Приложение 1)


Приём «Корзина идей, понятий, имён»

- Что вы знаете о глаголе? Подумайте над этим вопросом самостоятельно.

- Теперь обменяйтесь мнениями в парах. Что общего и в чём разошлись ваши мнения?

Напишите по одному своему представлению о глаголе и повесьте на нашу корзиночку.

Приём «Кластер»

Задание: составьте кластер

1 пара - «Причастие»

2 пара - «Деепричастие»

Выступление учащихся


2. Стадия осмысление.

Работа по учебнику (упр.44 стр.25)

Задание: спишите, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при деепричастиях. (Чтение задания учеником)

1 пара – выполняет с 1 по 5 предложения

2 пара – выполняет с 6 по 11 предложения.


Парная работа (задание на мультимедийной доске)

Задание для 1 пары. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Причастия подчеркните волнистой линией.

Пост…ревшие от времени, охр…нявшиеся государством, осв…щённый лампой, муч…мый сомнениями, скрываясь в лесах, св…ркая на солнце, ув…давшие друг друга, бор…щиеся с огнём, прикр…пив ленту.


Задание для 2 пары. Спишите, вставляя пропущенные буквы, и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Деепричастия подчеркните пунктир точкой.

Прибл…жающийся поезд, оп…здавший ученик, тр…пещущие от страха, раста…вшие снега, ув…дающие деревья, гл…тая таблетку, переб…рая книги, омытый дождём, переск…зав пьесу.


Проверка упражнения. Пары меняются своими заданиями и проверяют друг друга.

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)


Индивидуальная работа (дифференцированная) Приложение 2

На «3»

Задание: определите вид и возвратность следующих причастий и деепричастий. Подчеркни деепричастия и причастия.

Прыгающий, улыбаясь, здороваясь, прочитанный, сшитый, вернувшись, светящийся, убранный, войдя.

На «4»

Задание: исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных форм.

1. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 2. А у меня всё давно уже убрато! 3. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 4. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 5. На столе стоял букет цветущихся астр. 6. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 7. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 8. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 9. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 10. В поход мы взяли только небьющую посуду.

На «5»

Задание: от данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

Домашнее задание

Выпишите из любого художественного текста 5 предложений с причастным оборотом и 5 предложений с деепричастным оборотом.

3. Стадия рефлексии

Приём «Синквейн»

Задание: составьте синквейн

В каждой паре 1 уч-ся составляет о причастие, другой – о деепричастие.


Приём «Телеграмма»

Напишите краткую телеграмму о самом важном, что уяснили на уроке и что-нибудь пожелайте своему соседу, а затем обменяйтесь телеграммами.


































Приложение 1

Лист оценки на уроке

Ф.И._________________________________________

«Информация и информационные процессы»



Этап урока

Самооценка

Оценка товарища

Оценка учителя



1. домашнее задание




2. знания о глаголе




3. составление кластера




4. упражнение по учебнику




5. индивидуальная работа




Итого

_______

Место для оценки





























Приложение 2

Индивидуальная работа

На «3»

Задание: определите вид и возвратность следующих причастий и деепричастий. Подчеркни деепричастия и причастия.

Прыгающий, улыбаясь, здороваясь, прочитанный, сшитый, вернувшись, светящийся, убранный, войдя.

На «4»

Задание: исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных форм.

1. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 2. А у меня всё давно уже убрато! 3. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 4. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 5. На столе стоял букет цветущихся астр. 6. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 7. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 8. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 9. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 10. В поход мы взяли только небьющую посуду.

На «5»

Задание: от данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Глагол и глагольные формы.

Автор: Вейс Наталья Ивановна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Возвратная форма глагола. Орфограмма-буква ь в глагольных формах»."
    ["seo_title"] => string(61) "vozvratnaiaformaghlagholaorfoghrammabukvavghlagholnykhformakh"
    ["file_id"] => string(6) "320823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461151362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока на тему Составное глагольное сказуемое"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokanatiemusostavnoieghlagholnoieskazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "323243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461782544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку русского языка на тему "Неопределённая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemunieopriedielionnaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "265014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449826929"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока на тему "Неопределенная форма глагола""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokanatiemunieopriedieliennaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "265019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449827189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ": « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА» "
    ["seo_title"] => string(32) "morfologichieskii-razbor-glagola"
    ["file_id"] => string(6) "152589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420883762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства