Урок русского языка в 6 классе ________________________________________
Тема: Правописание сложных слов с корнем пол – (полу-).
Цели: повторить правописание А-О в корнях -лож-, -лаг-, -раст-, -ращ-, -рос-;познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написании сложных слов с корнем пол-(полу-), формировать навык правописания слов с этой орфограммой; закрепить навык правописания сложных слов; актуализировать умение находить сложные слова; продолжить развитие навыка самоконтроля, познавательной активности; углубить интерес к предмету
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Урок русского языка в 6 классе ________________________________________
Тема: Правописание сложных слов с корнем пол – (полу-).
Цели: повторить правописание А-О в корнях -лож-, -лаг-, -раст-, -ращ-, -рос-;познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написании сложных слов с корнем пол-(полу-), формировать навык правописания слов с этой орфограммой; закрепить навык правописания сложных слов; актуализировать умение находить сложные слова; продолжить развитие навыка самоконтроля, познавательной активности; углубить интерес к предмету
- Что вы видите на рисунках? (пол- яблока, пол-огурца, пол- лимона, пол-листа, полмотоцикла, пол – Москвы, пол - картины). слайд 3
- Что общего в лексическом значении слов?
- Знаете ли вы, как писать эти слова?
- Как вы думаете, одинаково ли они пишутся?
2. Сформулируйте тему и цель урока. (1)
- Запись темы в тетради. слайд 4
- Сформулируйте цель (что узнаем? чему научимся?)
- Проверьте, совпадают ли ваши формулировки с моими.
Что узнаем: как пишутся сложные слова с корнем пол-. слайд 5
Чему научимся: правильно писать сложные слова с корнем пол-.
Изучение темы урока.
Наблюдение. Вывод правила слайд 6 . (5)
пол - Европы пол – листа пол – апельсина полдоски полумесяц
пол - Москвы пол – лимона пол – яблока полпарты полузащитник
пол - Байкала пол – луковицы пол – окна полстены полутьма
- Прочитайте слова. Сколько групп? По какому принципу слова сгруппированы?
- Запишите столбиком по 1 слову из каждой группы.
- Кто готов сформулировать правило? (самостоятельный вывод правила) слайд 7
- Проверьте правильность своих выводов по учебнику (стр. 45 – 46). слайд 8
ФИЗМИНУТКА. (2)
VI. Творческая работа. Составление опорной схемы (самостоятельно). (5)
Несколько лучших вариантов записываются на доске, в тетрадь-справочник – «запоминалка»: «Пол - Юли»
VII. Закрепление.
Выборочный диктант (на слайде).
Выписать слова с корнем пол-, объяснить орфограмму (запись в тетрадях и на доске – по цепочке).
Я пришёл из школы: мамы дома нет. На столе оставлен для меня обед:
Полбатонахлеба, полсудка борща и на сковородке ровно пол-леща.
(для справки: судок –1.Небольшая чашка, миска с ручками. 2.Приспособление для переноски кушаний в виде нескольких кастрюлек, поставленных одна на другую и скрепляющихся ручкой.) слайд 10
Если мамы дома нету, полминуты не теряй
И варенье из буфета поскорее доставай.
У меня сегодня был такой обед: полкило варенья, полмешка конфет,
Пол – арбуза с тортом, апельсин с халвой (я ещё не мёртвый, но полуживой).
Я не ем уж полнедели, я не сплю уж 5 ночей,
У моей стоит постели ровно пол – Москвы врачей.
2. Диктант с последующей самопроверкой. слайд 11
Вот теперь нам стало ясно, Перед Л и перед гласной,
Не забудем никогда: Перед буквой прописной
Слово ПОЛ с любой согласной Слово ПОЛ, любому ясно,
Слитно пишется всегда. Отделяется чертой!
VIII. Подведение итогов урока.
- Что узнали?
- Чему научились?
- А кто ещё не научился, не огорчайтесь. На следующем уроке мы закрепим ваше умение правильно писать сложные слова с корнем пол- .
IX. Домашнее задание. слайд 12
По желанию - придумать и записать шуточный рассказ со сложными словами с корнем пол- .