2. Определение темы, целей урока. Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина: - Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время? Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!» - А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.) - Сформулируйте тему урока. (Настоящее время глагола.) - Правильно. И первым делом мы отправимся в гости к дядюшке глаголу. А живет он в царстве , которое называется ЫЛОГАЛГ. 3. Актуализация знаний. Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрел. «Ухожу», - кричит сегодня. « А вчера, - кричит, - ушел». «Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему! - Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? - Какие времена встретились в стихотворении у глагола « уходить»? - Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.) - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры. - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры. А теперь, ребята, мы должны выполнить еще несколько заданий дядюшки Глагола. В гостях у сказки Просмотр мультфильма «Колобок» Устная работа. Беседа по содержанию. Найти слова - действия глагола настоящего времени. Что делает бабка? Что делает Колобок? Что делает заяц? Что делает волк? И т. д. Оцените себя на этом этапе. 4. Творческая работа в парах. - Ребята, вы замечательно справились с задачками дядюшки Глагола, а мы отправляемся в гости к Маше и Медведю. Но Маша такая же хитрая, она просто так нас не отпустит и предлагает нам немного поработать. - Запишите глаголы настоящего времени , которые присутствуют на фрагментах мульт.героев. - Назовите глагол и его время. ( На каждый правильный ответ ученики хлопают один раз в ладоши. Ошибочные ответы – поднимают руку и исправляют.) Ученики выполняют записи у доски и в тетрадях 5. Физминутка 8. Дидактическая игра. -Дядюшка Глагол с радостью встречает нас на Ярмарке в своем дворце. - А что, ребята, люди делают на Ярмарках? ( Отдыхают, веселятся). - Вот и для нас дядюшка Глагол придумал развлечение – игру , которая называется «Аккуратный почтальон». Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени . Подчеркнуть глаголы настоящего времени. иду пишет читаем берешь говоришь возьмешь нарисовал едут гуляете возьму ловила съел напишем закроют споем строим привезли подросло узнаю поехал сошьете принес сошьешь играю бегали надену говорили Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу. Проверь, указывает ли форма глагола в ед. ч. на род существительных? (Что делает?) Скрипит (Он) (Что делает?) Скрипит (Она) (Что делает?) Скрипит (Оно) - Форма глагола в ед. ч. на род существительных не указывает. Сделайте вывод: изменяются ли глаголы настоящего времени по числам? Глаголы настоящего времени изменяются по числам. -Молодцы, Повторим хором выводы, к которым мы сегодня пришли: Глагол в настоящем времени, стоящий в ед. ч. , по родам не изменяется, форма глагола остается одинаковой. Глаголы настоящего времени изменяются по числам. . |