kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. Составление рассказа "Зима" по опорным словам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока развивается потребность слушать, слышать, думать, размышлять, творить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Составление рассказа "Зима" по опорным словам.»

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР

Урок развития речи.

Составление рассказа «Зима» по опорным словам.

6класс

Цели и задачи:

 1) обучающие – расширить словарный запас учащихся; научить правильно подбирать нужные(точные) слова для выражения своих мыслей;

2) развивающие – развитие потребности слушать и слышать, думать, размышлять, творить;

3)воспитывающие – воспитание в учащихся стремления к прекрасному: к радости, доброте, красоте, чуткости.

Оборудование:

Тема урока, эпиграфы; вывешены репродукции картин:

И. Грабарь «Февральская лазурь», С. Жуковский «Иней», Л. Бродская «Русская зима»;

Стихотворения о зиме; выставка картин, альбомов о зиме; справочник, словари, карточки.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться надо.

Н. Рыленков.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя (подготовительный момент).

На фоне музыки П.И. Чайковского учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».

- Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало слышать, здесь вслушаться надо»? (Рассуждения учащихся).

Учитель. Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным: в ней нет ни эффективных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только  чуткое любящее сердце. Зима – удивительное время года. Сколько прекрасных стихотворений написано на эту тему, сколько картин нарисовано?!

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами будем учиться видеть красоту природы, попробуем услышать зимнюю природу, попробуем взглянуть на окружающую природу глазами нашей души, будем учиться доброте, чуткости ко всему, что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русской зимы, орудие наше – слово.

В нашем классе есть художник (ученик должен нарисовать картину зимней природы, возникшую в его воображении в ходе урока).

- Ждали ли прихода зимы? Почему?

(Новый год, Рождество, первый снег, суровое, но романтическое время года, бывает капризной).

-Какая зимняя погода вам нравится?

(Солнце – признак веселья и хорошего настроения).

- Все ли катались, съезжали на санках с горы? Что же вы при этом испытывали?

(Весело, поднимается настроение. Едешь, борешься с ветром).

- Нюхали ли вы когда-нибудь снег? Кто мне скажет, чем пахнет снег?

(Пахнет морозом, холодом, свежестью).

- Пробовали снег? Вкус снега какой?

(Холодный, мороз, влага воды (недаром из снега получают нежную мягкую воду).

- А вы хотели бы жить в такой стране, где не бывает зимы, не бывает снега? Хотите жить в такой стране, где круглый год лето,  и вы не сможете кататься на лыжах, не сможете играть  в снежки? Представьте, что у вас на Новый год стоит не елка, а пальма? (ответы детей).

- Ребята, каждое время года несет свою благодать. Когда вы вслушиваетесь, всматриваетесь, то ваша душа будет богаче.

-Во что одета Зима? Посмотрите на эту картину (зимний пейзаж).

(Шарфик, она одета в шубу, шапку).

- Почему блестит, сверкает, переливается снег?

(Зимние алмазы сверкают. Если же осенью у природы очень много золота, то Зима богата серебром, алмазом, то есть преобладающая краска - белая, серебристая).

- Итак, молодцы, ребята. Мы узнали, во что одета Зима, чем пахнет, чем богата. А теперь попробуем оживить это время года. Давайте представим, что мы находимся в лесу. И что можно услышать?

(Деревья скрипят, дятел постукивает, ворона покаркивает, вой, звук воды приглушенный. Если весной река журчит, то зимой даже речка какая- то сонная).

- Мы, ребята, тоже какие- то сонные, давайте проведем физкультминутку.

Утром детки потянулись,

Дружно встали, повернулись.

Поглядели влево, вправо:

День пройдет у нас на славу.

А теперь размяли ножки,

Посмотрели все в окошко,

 И друг другу улыбнулись,

На свои места вернулись.

 Какая Зима? Откройте тетради, попробуйте дать Зиме свои определения и запишите их в тетрадь (волшебная, белая, седая, суровая, могучая, свирепая, морозная, студеная, бодрая, щедрая, (не жалеет драгоценных украшений - серебро, алмазы), заботливая (заботиться о деревьях, о земле), капризная и так далее) – можно провести в форме игры « Кто больше?»

- Ребята, как вы думаете, а у Зимы есть помощницы?

(Ветер, Мороз, Снег).

- Когда сходятся мороз и солнце, то день какой?

«День чудесный…» И при этом снег скрипит, хрустит, звенит под ногами, поет – это бывает в морозный день. А сегодня снег хрустит под ногами?  А снег что делает?

(серебрится, искрится, переливается, блестит, сверкает алмазным огнем, светится, горит).

3. Информационный момент.

- Ребята, зимой ветер не бывает просто ветром (работа с карточками, где даны слова ПОРОША, ПОЗЕМКА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН (значения слов в словаре).

ПОРОША – …

ПОЗЕМКА - …

МЕТЕЛЬ - …

ВЬЮГА - …

ПУРГА - …

БУРАН - …

Итак, вот  какая ЗИМА. Как изображают это время художники, а художники слова? Обращаем внимание на картины художников. Чтение наизусть по желанию стихотворений о зиме (читают стихотворения в музыкальном сопровождении).

А что же увидели сегодня  наши художники? Представление своих рисунков. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны, точны и творчески подошли к заданиям.

  1. Домашнее задание.

1) Чудеса Зимы.

2) В зимний денек.

3) Зимняя сказка.

Вот наш урок подошел к концу. Наш урок был необычным, звучным, сказочным. Вы дома должны оживить выбранную тему, используя те слова, которые записывали в ходе нашего урока. (Какие слова записали в тетрадь, все, что мы говорили, использовать при выполнении творческой работы. Вы должны выбрать одну из тем и написать сочинение – рассуждение).

Завершить урок чтением эпиграфа:             Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок развития речи. Составление рассказа "Зима" по опорным словам.

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Описание картины. Использование ИКТ на уроках. "
    ["seo_title"] => string(47) "opisaniie-kartiny-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "207570"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430555018"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Упражнения по развитию речи на уроках русского языка в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(73) "uprazhnieniia_po_razvitiiu_riechi_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_1_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "446588"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514221870"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства