Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Приведу некоторые дидактические игры на уроках.
1. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огородпаркморешколастоловая
зоопаркгря-кидоро-кипло-цыкни-ки
хле-цыкле-какали-кабере-кифла-ки
обло-кипиро-кимарты-ка
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
2. Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
3. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
4. Детям очень нравятся такие задания, как:
- Заменить словосочетания одним словом:
- - промежуток времени в 60 минут,
- - военнослужащий, стоящий на посту,
- - ребенок, любящий сладкое,
- - очень смешной фильм.
- Распредели слова на две группы.
- Найди родственные слова. Выдели корень.
- Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
- Составь рассказ по опорным словам:
- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
Нравятся ребятам следующие дидактические игры: — Игра «Рыбалка». — Круговые примеры. — «Кто быстрее?». — «Найди ошибку». — «Недописанный пример». — «Закодированный ответ». — «Математическое домино». — «Игра в снежки (мячик)». — «Собери картинку». — «Эстафета». «Яблонька». Детям дается задание – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15.
«Наряди елочку». Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз — рисунок с новогодней игрушкой.
«Кто больше составит примеров?» Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.
«Кто считает лучше?». Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.
«Узнай слово». На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы разгадали слово.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов. Задачи с любимыми героями: 1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?
2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?
Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: Урок — сказка. Урок — КВН. Урок — путешествие. Урок — кроссворд.
Урок — смотр знаний. Для создания игровых ситуаций использую исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.п. При подготовке таких уроков можно заранее дать детям сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т. д. «Помоги Золушке» (игра, которая длится целый урок). Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку. Но мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задания, записанные на замках (задания разного вида: задачи, примеры, неравенства, геометрические задания и т.д.).
Очень интересны игры-путешествия («Путешествие Колобка»). В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания.
Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к урокам математики, но и развивают деловые и практические качества учащихся. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Игра « Веришь – не веришь»
Озеро Ямное
« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»
( из воспоминаний В.В. Бианки).
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.
Игра « Вот иду я и вижу…»
Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
- Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
- Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)
- Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)
Экологическая игра « Жалобная книга» (работа с текстом)
Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга.
Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам.
« Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» ( Сова)
Экологическая задача.
Прочитайте письмо от девочки Иринки. По описанию и по голосу отгадайте птицу.
« Здравствуйте, ребята! Я живу не далеко от Лосиного острова. Около моего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, только слышала ее пение. Оно у нее очень звонкое и короткое, похожее на крик: «кьяк – кьяк – кьяк» или «гик – гик – гик». Эта птица отличается способностью маневрировать, делать невообразимые головокружительные пируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?» ( Ястреб- тетеревятник, занесен в красную книгу)
« Ты художник»
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».
Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этого слова.
Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
Медаль «Улыбка» (конкурс рисунков)
За свои веселые стихи Агния Барто была награждена… медалью «Улыбка», которой наградили ее польские дети.
Придумай, как выглядела эта медаль, и нарисуй ее.
После книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен стала писать одну книгу за другой. И… одну за другой получать награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль «Улыбка», Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена.
Как могли выглядеть эти премии? Нарисуй одну из медалей.
Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.