Цель урока: учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, подготовка к творческой работе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Речевые нормы. Поставьте ударения в словах, написанных на доске. Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем — на второй слог и так далее.
Просмотр содержимого документа
««Урок развития речи. Рассуждение»»
Урок развития речи. Рассуждение
Цель урока: учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, подготовка к творческой работе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Речевые нормы. Поставьте ударения в словах, написанных на доске. Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем — на второй слог и так далее.
Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-ой слог: арахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-ий слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 290. Основная мысль текста: слово имеет великое значение.
Л. Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие аргументы: словом можно содействовать соединению людей и их разъединению; слово может творить добрые дела, способствовать любви, а может служить вражде. Все зависит от того, каков человек, как он использует великие возможности слова.
Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая содержание понятия «великое». Великими в доводах называются возможности слова, его способность вершить судьбы людей.
Комментарий учителя
Для рассуждения, примером которого служит текст Л. Н. Толстого из упр. 290, характерно развитие мысли, приводящее к определенным выводам. Это развитие проходит три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли), 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов, 3) вывод, который из этого следует. Рассуждение может быть коротким, а может быть весьма пространным.
Попробуем применить эти знания. Подберем доводы к тезисам упр. 291.
Варианты ответов
Речь красна слушанием. В пословице так говорится, потому что народ давно заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слушающий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения. (Д. С. Лихачев.)
Действительно, по речи человека можно сказать о его интеллекте, о его уме, его культуре. В речи проявляется характер человека, его настроение, его отношение к людям. Поэтому важно воспитывать в себе, умение говорить не только красиво и правильно, но и доходчиво, убедительно, так, чтобы слушающий понимал, что его уважают и считаются с его мнением.
III. Отработка навыков построения рассуждения
1. Слово учителя.
Мы только что попытались найти доводы к высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это известный лингвист, литературовед, историк литературы, ученый-филолог, академик, публицист, недавно ушедший из жизни. Таких, как он, называют совестью нации. Д. С. Лихачев предложил разработать заповеди человечности и сформулировал некоторые из них. Наша задача — построить на основе одной из заповедей рассуждение. Прочитаем задание к упр. 292 и заповеди Лихачева.
2. После чтения учителем заповедей и небольшого обсуждения ученики 8-10 минут выполняют задание, а затем 2-З человека зачитывают свои варианты.
Например:
Уважай мысли и чувства братьев своих. Эта заповедь призывает видеть в другом человеке не чужого, а брата, то есть родного. Значит, и отношение к другим людям должно быть братским, бережным, уважительным. Можно попытаться поставить себя на место другого человека и предположить, что он чувствует, как он думает. Ты сам не хочешь, чтобы другие не считались с тобой, с твоим состоянием, с образом твоих мыслей, образом жизни. Значит, и ты должен считаться с другими.
Например, ты приходишь к человеку радостный, хочешь, чтобы он радовался вместе с тобой, но замечаешь, что он чем-то расстроен. В таком случае лучше сдержать свою радость и попытаться выяснить, что за проблемы у твоего друга, нельзя ли чем-то помочь. Таким образом, ты уважаешь его чувства, стараешься разделить его горе.
Эта заповедь — уважай мысли и чувства братьев своих — относится ко многим жизненным ситуациям.
IV. Пересказ текста-рассуждения
Прочитать и пересказать текст упр. 295. Один раз вслух читает учитель, второй раз — ученики читают про себя.
V. Беседа по тексту упр. 295
— К какому типу речи относится текст? Докажите свое мнение.
— Какова основная мысль текста-рассуждения? Найдите ответ в тексте. (Учение с увлечением — счастливая жизнь.)
— Расскажите о своем опыте учения.
VI. Подготовка к творческой работе
Попробуем составить текст-рассуждение на тему «Мое отношение к героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (упр. 293).
Рекомендации учителя:
Выберите одного из понравившихся или не понравившихся вам героев. Определите основную мысль: вам нравится (не нравится) этот герой. Приведите доводы в защиту своей мысли. Сделайте вывод. Ваш текст не должен быть большим, достаточно полстраницы. По существу, это будет эскиз к сочинению по «Капитанской дочке».
Обсуждаем варианты, составляем устное рассуждение. Сдать работы можно через урок, времени для обдумывания будет достаточно (опережающее задание).
Домашнее задание
Повторить § 26-28, ответить на вопросы для повторения на с. 132, подготовиться к контрольной работе по теме «Однородные члены предложения».