kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Урок развития речи. Рассуждение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, подготовка к творческой работе.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Речевые нормы. Поставьте ударения в словах, написанных на доске. Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем — на второй слог и так далее.

Арахис, баловать, добыча, досуг, жалюзи, завидно, каталог, квартал, кухонный, намерение, обеспечение, свекла, стиральный, столяр, щавель, эксперт.

Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-ой слог: арахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-ий слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.

 

Просмотр содержимого документа
««Урок развития речи. Рассуждение»»

Урок развития речи. Рассуждение

Цель урока: учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ текста, подготовка к творческой работе.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Речевые нормы. Поставьте ударения в словах, написанных на доске. Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем — на второй слог и так далее.

Арахис, баловать, добыча, досуг, жалюзи, завидно, каталог, квартал, кухонный, намерение, обеспечение, свекла, стиральный, столяр, щавель, эксперт.

Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-ой слог: арахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-ий слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.


II. Проверка домашнего задания

Упр. 290. Основная мысль текста: слово имеет великое значение.

Л. Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие аргументы: словом можно содействовать соединению людей и их разъединению; слово может творить добрые дела, способствовать любви, а может служить вражде. Все зависит от того, каков человек, как он использует великие возможности слова.

Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая содержание понятия «великое». Великими в доводах называются возможности слова, его способность вершить судьбы людей.

Комментарий учителя

Для рассуждения, примером которого служит текст Л. Н. Толстого из упр. 290, характерно развитие мысли, приводящее к определенным выводам. Это развитие проходит три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли), 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов, 3) вывод, который из этого следует. Рассуждение может быть коротким, а может быть весьма пространным.

Попробуем применить эти знания. Подберем доводы к тезисам упр. 291.

Варианты ответов

Речь красна слушанием. В пословице так говорится, потому что народ давно заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слушающий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения. (Д. С. Лихачев.)

Действительно, по речи человека можно сказать о его интеллекте, о его уме, его культуре. В речи проявляется характер человека, его настроение, его отношение к людям. Поэтому важно воспитывать в себе, умение говорить не только красиво и правильно, но и доходчиво, убедительно, так, чтобы слушающий понимал, что его уважают и считаются с его мнением.


III. Отработка навыков построения рассуждения

1. Слово учителя.

Мы только что попытались найти доводы к высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это известный лингвист, литературовед, историк литературы, ученый-филолог, академик, публицист, недавно ушедший из жизни. Таких, как он, называют совестью нации. Д. С. Лихачев предложил разработать заповеди человечности и сформулировал некоторые из них. Наша задача — построить на основе одной из заповедей рассуждение. Прочитаем задание к упр. 292 и заповеди Лихачева.

2. После чтения учителем заповедей и небольшого обсуждения ученики 8-10 минут выполняют задание, а затем 2-З человека зачитывают свои варианты.

Например:

Уважай мысли и чувства братьев своих. Эта заповедь призывает видеть в другом человеке не чужого, а брата, то есть родного. Значит, и отношение к другим людям должно быть братским, бережным, уважительным. Можно попытаться поставить себя на место другого человека и предположить, что он чувствует, как он думает. Ты сам не хочешь, чтобы другие не считались с тобой, с твоим состоянием, с образом твоих мыслей, образом жизни. Значит, и ты должен считаться с другими.

Например, ты приходишь к человеку радостный, хочешь, чтобы он радовался вместе с тобой, но замечаешь, что он чем-то расстроен. В таком случае лучше сдержать свою радость и попытаться выяснить, что за проблемы у твоего друга, нельзя ли чем-то помочь. Таким образом, ты уважаешь его чувства, стараешься разделить его горе.

Эта заповедь — уважай мысли и чувства братьев своих — относится ко многим жизненным ситуациям.


IV. Пересказ текста-рассуждения

Прочитать и пересказать текст упр. 295. Один раз вслух читает учитель, второй раз — ученики читают про себя.


V. Беседа по тексту упр. 295

— К какому типу речи относится текст? Докажите свое мнение.

— Какова основная мысль текста-рассуждения? Найдите ответ в тексте. (Учение с увлечением — счастливая жизнь.)

— Расскажите о своем опыте учения.


VI. Подготовка к творческой работе

Попробуем составить текст-рассуждение на тему «Мое отношение к героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (упр. 293).

Рекомендации учителя:

Выберите одного из понравившихся или не понравившихся вам героев. Определите основную мысль: вам нравится (не нравится) этот герой. Приведите доводы в защиту своей мысли. Сделайте вывод. Ваш текст не должен быть большим, достаточно полстраницы. По существу, это будет эскиз к сочинению по «Капитанской дочке».

Обсуждаем варианты, составляем устное рассуждение. Сдать работы можно через урок, времени для обдумывания будет достаточно (опережающее задание).


Домашнее задание

Повторить § 26-28, ответить на вопросы для повторения на с. 132, подготовиться к контрольной работе по теме «Однородные члены предложения».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Урок развития речи. Рассуждение»

Автор: Муртазалова Лали Муталимовна

Дата: 11.08.2020

Номер свидетельства: 555549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок развития речи в 9 классе на тему:  «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края». "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-razvitiia-riechi-v-9-klassie-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-o-prirodie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "219874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397428"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-razvitiia-riechi-na-tiemu-rassuzhdieniie-kak-tip-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "227547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440782843"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать""
    ["seo_title"] => string(66) "urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie-poviestvovat-znachit-rasskazyvat"
    ["file_id"] => string(6) "276413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452711848"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Открытый урок русского языка в 7-м классе  Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое счастье?» (урок развития речи). "
    ["seo_title"] => string(146) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-7-m-klassie-tiema-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-po-tiemie-chto-takoie-schast-ie-urok-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "211189"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431577811"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства