kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи нацелен на то, чтобы сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи" »

Автор: Садовская Светлана Петровна, Брянская область, г.Новозыбков, учитель русского языка и литературыМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Новозыбкова имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского»

Предмет: русский язык

Класс:7

Тема урока: Рассуждение как тип речи.

Цели урока:

а) сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль; умениеподбирать аргументы, строить собственное рассуждение по данному тезису;

б) развитие связной монологической речи;

в) способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к матери, чувства сострадания и уважения к людям, погибшим за Родину в годы ВОВ.

Задачи урока:

- узнать, что такое рассуждение как тип речи;

- как строится текст-рассуждение;

- научиться отличать рассуждение от других типов речи;

- уметь анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о рассуждении как типе речи, особенностях текста-рассуждения, научатся создавать текст по данному тезису



Ход урока:

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап.

Приветствие уч-ся.

- Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1

- Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.

- В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).

- Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.

Слайд 2

Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

( К.Д. Ушинский)



Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:

-Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)

- Какова тема текста? (Тема любви к Родине)

- Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?

- А что для каждого из вас означает слово Родина?

-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)

- Почему?

- Сформулируйте тему урока?

Слайд 3

- Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.

- Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.

- А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.

Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?

(Ответы учеников)

Итак, задачи нашего урока:

Слайд 4

- узнать, что такое рассуждение как тип речи;

- как строится текст-рассуждение;

- научиться отличать рассуждение от других типов речи;

- мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

  1. Основной (информационно-аналитический) этап.

Определение понятия рассуждение.

- Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.

(Ответы учеников)

Слайд 5

- Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.

- Запишите определение в тетрадь.

Строение текста-рассуждения

- Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.

- Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6

(Ответы учеников)

Слайд 7

- Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.

(Текст читает ученик)

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Коротаев)

Работа с текстом.

- Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)

- Какова главная мысль текста?

(Ответы учеников)

- Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.

(последний абзац, он же вывод)

- Найдите тезис, доказательства.

- В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?

(Причастие с зависимыми словами)

-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.( у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)

Отличие рассуждения от повествования и описания.

- По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)

(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту - повествования можно задать вопрос «Почему?»

Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст - описание так: признак + признак + признак.

3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования - фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.

Определение типа речи.

- Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.

Слайд 8

Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:

  • Текст 1.

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

  • Текст 2

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

  • Текст 3

Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!



- Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.



- Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

-Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.

Слайд 9

- Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.

Творческая работа.

Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)

Учащиеся читают свои аргументы.

Заполнение таблицы.

- Мы повторили 3 типа речи, я предлагаю заполнить вам таблицу, если затрудняетесь, оставляйте клетку пустой.

Слайд 10

(Заполнение учениками таблицы)



- Давайте проверим себя.



Слайд 11

Творческая работа учащихся.

- Ребята мы анализировали тексты, а сейчас у вас будет творческое задание. Давайте попробуем свои силы в роли писателей и поэтов. Перед вами 3 тезиса:

Книга – окно в мир.

Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура.

Без терпенья нет ученья.

Составьте текст-рассуждение к одному из них(Сочинение-миниатюра)

Слайд 12

- А помогут вам в составлении текста-рассуждения слова, которыми можно пользоваться при переходе от одной части текста к другой.

(Чтение учащимися сочинений – миниатюр).

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.

-Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?

- Реализовали ли мы их?

-Какие задания на уроке у вас вызвали затруднения?

-Какие задания вы выполняли с интересом?

-Над чем вам необходимо ещё работать?

(определяют свой эмоциональный настрой с помощью карточек разных цветов)



- И завершить наш урок я хочу словами Рене Декара : « Для того, чтобы совершенствоваться и развивать ум, надо больше рассуждать».



Домашнее задание: используя в качестве тезиса слова Рене Декара, написать сочинение-рассуждение.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"

Автор: Садовская Светлана Петровна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ССП, КСП уроков русского языка по теме "Текст", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "ssp-ksp-urokov-russkogho-iazyka-po-tiemie-tiekst-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431452080"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему: "Нужно ли заниматься спортом?" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nuzhno-li-zanimat-sia-sportom"
    ["file_id"] => string(6) "101340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414132"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сочинение – рассуждение по данному началу "
    ["seo_title"] => string(46) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-dannomu-nachalu"
    ["file_id"] => string(6) "198290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства