Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"
Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"
Урок развития речи нацелен на то, чтобы сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи" »
Автор: Садовская Светлана Петровна, Брянская область, г.Новозыбков, учитель русского языка и литературыМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Новозыбкова имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского»
Предмет: русский язык
Класс:7
Тема урока: Рассуждение как тип речи.
Цели урока:
а) сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль; умениеподбирать аргументы, строить собственное рассуждение по данному тезису;
б) развитие связной монологической речи;
в) способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к матери, чувства сострадания и уважения к людям, погибшим за Родину в годы ВОВ.
Задачи урока:
- узнать, что такое рассуждение как тип речи;
- как строится текст-рассуждение;
- научиться отличать рассуждение от других типов речи;
- уметь анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о рассуждении как типе речи, особенностях текста-рассуждения, научатся создавать текст по данному тезису
Ход урока:
Вводный (организационно-мотивационный) этап.
Приветствие уч-ся.
- Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1
- Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.
- В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).
- Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.
Слайд 2
Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.
( К.Д. Ушинский)
Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:
-Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)
- Какова тема текста? (Тема любви к Родине)
- Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?
- А что для каждого из вас означает слово Родина?
-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)
- Почему?
- Сформулируйте тему урока?
Слайд 3
- Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.
- Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.
- А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.
Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?
(Ответы учеников)
Итак, задачи нашего урока:
Слайд 4
- узнать, что такое рассуждение как тип речи;
- как строится текст-рассуждение;
- научиться отличать рассуждение от других типов речи;
- мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.
Основной (информационно-аналитический) этап.
Определение понятия рассуждение.
- Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.
(Ответы учеников)
Слайд 5
- Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.
- Запишите определение в тетрадь.
Строение текста-рассуждения
- Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.
- Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6
(Ответы учеников)
Слайд 7
- Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.
(Текст читает ученик)
Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…
Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»
Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
(В. Коротаев)
Работа с текстом.
- Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)
- Какова главная мысль текста?
(Ответы учеников)
- Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.
(последний абзац, он же вывод)
- Найдите тезис, доказательства.
- В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?
(Причастие с зависимыми словами)
-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.( у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)
Отличие рассуждения от повествования и описания.
- По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)
(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту - повествования можно задать вопрос «Почему?»
Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст - описание так: признак + признак + признак.
3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования - фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.
Определение типа речи.
- Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.
Слайд 8
Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:
Текст 1.
И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
Текст 2
И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.
Текст 3
Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!
- Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.
- Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
- Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
- Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
-Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.
Слайд 9
- Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.
Творческая работа.
Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)
Учащиеся читают свои аргументы.
Заполнение таблицы.
- Мы повторили 3 типа речи, я предлагаю заполнить вам таблицу, если затрудняетесь, оставляйте клетку пустой.
Слайд 10
(Заполнение учениками таблицы)
- Давайте проверим себя.
Слайд 11
Творческая работа учащихся.
- Ребята мы анализировали тексты, а сейчас у вас будет творческое задание. Давайте попробуем свои силы в роли писателей и поэтов. Перед вами 3 тезиса:
Книга – окно в мир.
Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура.
Без терпенья нет ученья.
Составьте текст-рассуждение к одному из них(Сочинение-миниатюра)
Слайд 12
- А помогут вам в составлении текста-рассуждения слова, которыми можно пользоваться при переходе от одной части текста к другой.
(Чтение учащимися сочинений – миниатюр).
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.
-Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?
- Реализовали ли мы их?
-Какие задания на уроке у вас вызвали затруднения?
-Какие задания вы выполняли с интересом?
-Над чем вам необходимо ещё работать?
(определяют свой эмоциональный настрой с помощью карточек разных цветов)
- И завершить наш урок я хочу словами Рене Декара : « Для того, чтобы совершенствоваться и развивать ум, надо больше рассуждать».
Домашнее задание: используя в качестве тезиса слова Рене Декара, написать сочинение-рассуждение.