kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи нацелен на то, чтобы сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи" »

Автор: Садовская Светлана Петровна, Брянская область, г.Новозыбков, учитель русского языка и литературыМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Новозыбкова имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского»

Предмет: русский язык

Класс:7

Тема урока: Рассуждение как тип речи.

Цели урока:

а) сформировать у учащихся понятие о рассуждении как типе речи, структуре текста типа рассуждения; способствовать формированию умений различать разные типы речи (повествование, описание и рассуждение); формировать умение анализировать текст типа рассуждения, выявлять его структурные компоненты, определять тему текста и формулировать его основную мысль; умениеподбирать аргументы, строить собственное рассуждение по данному тезису;

б) развитие связной монологической речи;

в) способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к матери, чувства сострадания и уважения к людям, погибшим за Родину в годы ВОВ.

Задачи урока:

- узнать, что такое рассуждение как тип речи;

- как строится текст-рассуждение;

- научиться отличать рассуждение от других типов речи;

- уметь анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о рассуждении как типе речи, особенностях текста-рассуждения, научатся создавать текст по данному тезису



Ход урока:

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап.

Приветствие уч-ся.

- Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1

- Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.

- В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).

- Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.

Слайд 2

Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

( К.Д. Ушинский)



Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:

-Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)

- Какова тема текста? (Тема любви к Родине)

- Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?

- А что для каждого из вас означает слово Родина?

-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)

- Почему?

- Сформулируйте тему урока?

Слайд 3

- Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.

- Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.

- А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.

Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?

(Ответы учеников)

Итак, задачи нашего урока:

Слайд 4

- узнать, что такое рассуждение как тип речи;

- как строится текст-рассуждение;

- научиться отличать рассуждение от других типов речи;

- мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

  1. Основной (информационно-аналитический) этап.

Определение понятия рассуждение.

- Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.

(Ответы учеников)

Слайд 5

- Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.

- Запишите определение в тетрадь.

Строение текста-рассуждения

- Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.

- Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6

(Ответы учеников)

Слайд 7

- Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.

(Текст читает ученик)

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Коротаев)

Работа с текстом.

- Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)

- Какова главная мысль текста?

(Ответы учеников)

- Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.

(последний абзац, он же вывод)

- Найдите тезис, доказательства.

- В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?

(Причастие с зависимыми словами)

-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.( у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)

Отличие рассуждения от повествования и описания.

- По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)

(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту - повествования можно задать вопрос «Почему?»

Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст - описание так: признак + признак + признак.

3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования - фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.

Определение типа речи.

- Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.

Слайд 8

Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:

  • Текст 1.

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

  • Текст 2

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

  • Текст 3

Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!



- Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.



- Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

-Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.

Слайд 9

- Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.

Творческая работа.

Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)

Учащиеся читают свои аргументы.

Заполнение таблицы.

- Мы повторили 3 типа речи, я предлагаю заполнить вам таблицу, если затрудняетесь, оставляйте клетку пустой.

Слайд 10

(Заполнение учениками таблицы)



- Давайте проверим себя.



Слайд 11

Творческая работа учащихся.

- Ребята мы анализировали тексты, а сейчас у вас будет творческое задание. Давайте попробуем свои силы в роли писателей и поэтов. Перед вами 3 тезиса:

Книга – окно в мир.

Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура.

Без терпенья нет ученья.

Составьте текст-рассуждение к одному из них(Сочинение-миниатюра)

Слайд 12

- А помогут вам в составлении текста-рассуждения слова, которыми можно пользоваться при переходе от одной части текста к другой.

(Чтение учащимися сочинений – миниатюр).

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.

-Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?

- Реализовали ли мы их?

-Какие задания на уроке у вас вызвали затруднения?

-Какие задания вы выполняли с интересом?

-Над чем вам необходимо ещё работать?

(определяют свой эмоциональный настрой с помощью карточек разных цветов)



- И завершить наш урок я хочу словами Рене Декара : « Для того, чтобы совершенствоваться и развивать ум, надо больше рассуждать».



Домашнее задание: используя в качестве тезиса слова Рене Декара, написать сочинение-рассуждение.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи на тему "Рассуждение как тип речи"

Автор: Садовская Светлана Петровна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ССП, КСП уроков русского языка по теме "Текст", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "ssp-ksp-urokov-russkogho-iazyka-po-tiemie-tiekst-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431452080"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему: "Нужно ли заниматься спортом?" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nuzhno-li-zanimat-sia-sportom"
    ["file_id"] => string(6) "101340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414132"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сочинение – рассуждение по данному началу "
    ["seo_title"] => string(46) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-dannomu-nachalu"
    ["file_id"] => string(6) "198290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства