kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 7-м классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое счастье?» (урок развития речи).

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              Открытый урок русского языка в 7-м классе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое счастье?» (урок развития речи).

Цель урока:

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.

Задачи урока:

 1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

 2) уметь находить авторскую позицию;

 3) определять тему, идею и проблему текста;

 4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, слайды, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”,  карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Д.Ожегова, фото репродукций картин художника Айтбаева С.А «Картины счастья»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7-м классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое счастье?» (урок развития речи). »

Лыткина Ольга Валерьевна

Урок Дата_____

Открытый урок русского языка в 7-м классе

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Что такое счастье?» (урок развития речи).

Цель урока:

Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.

Задачи урока:

 1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

 2) уметь находить авторскую позицию;

 3) определять тему, идею и проблему текста;

 4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, слайды, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”,  карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Д.Ожегова, фото репродукций картин художника Айтбаева С.А «Картины счастья»

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга и поделитесь улыбкою своей.

Посмотрите на эти картинки (на картинках изображены радостные дети, барахтающихся в воздушных шариках) (Слайд 1.)

-Что на них изображено?

- Какое настроение у героев, изображенных на картинке?

- Когда человек испытывает радость?

- О каком чувстве мы сегодня поговорим?

- Запишите число.

Прочитайте, какая у нас сегодня тема урока: Сочинение-рассуждение по рассказу Владимира Бахмутова на тему «Счастье». Запишите ее в тетрадь (Слайд 2)

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать цели урока).

II Этап актуализации знаний.

-А сейчас, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его.. Только после того, как вы ответите на мои вопросы, я вас попрошу открыть глаза.

- Какие ассоциации возникают у вас?

- На что похоже счастье?

1 Чтение учащимися наизусть стихотворения Алены Глазовой « На что похоже счастье?...»

На что похоже счастье? На цветок?
Благоухающий, манящий взоры,
Бутон раскроет нежности росток,
Роса умоет чудные узоры.

Но без внимания погибнет он,
Без влаги без живительной завянет,
И в безвозвратный, погружаясь, сон,
Лишь горсткой лепестков опавших станет.

На бабочку? В раскрытую ладонь,
Присевшую негаданно нежданно,
И, кажется, крыла дотронься, тронь,
Ты думать продолжаешь непрестанно:

Сожмёшь чуть по сильней, чтоб удержать,
В неволе гибнет хрупкое создание.
Ни каждому дано тиски разжать,
Чтобы сбылись заветные желанья.

На музыку? Мелодия дождя,
Симфония ветров, кантата моря,
Сквозь сердце след оставят, проходя,
Многоголосием природе вторя.

На россыпь звёзд мерцающих в ночи,
Манящих в неизведанные дали?
На отраженье в пламени свечи?
Бескрайний мир надежды и печали?
На что похоже счастье?...(Слайд 4)

2 Работа в группах:

1 –я группа дает толкование слову счастье по словарю Д.Ожегова;

2-я группа подбирает однокоренные слова к слову счастье, делают морфемный разбор;

3-я группа составляет предложение со словом счастье (Слайд 5- 6)

3 Чтение наизусть учащимися стихотворение Софии Солнечной «Что такое счастье?»

Учитель: Много пословиц и поговорок существует в устном народном творчестве о счастье. Давайте приведем примеры.

3 Учащиеся называют пословицы о счастье (примеры)

Бақыт- қолға қонған құс

Дүние кезек.

Татулық табылмас бақыт.

Счастье не подкова, под ногами не найдешь.

Не потрудишься, не помучишься - счастья не узнаешь

Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается

Несчастья приходят попарно

Счастье и несчастье на одном коне ездят.

Беды кульем валятся, а счастье золотниками.

Счастье пашет, счастье сеет, счастье жнет урожай.

Счастье. Торе, неудача. Несчастье

Счастье умудряет сердце.

Счастье, судьба, случай.

Счастье приходит в дом, где слышен смех.

Когда счастье приходит - не спрашивай, кто идёт

Ленивый лежит без дела, а все-таки счастье его увеличивается

Волка видеть - счастье, а не видеть - еще большее счастье

Счастье в сундуке под замком, ключ в небесах, далеко

Мудрость - помощник счастью

Если счастливый к голым скалам пойдет, те зазеленеют.

Несчастье может случиться и, когда дома сидишь.

4 Учитель: А вот как видит счастье художник Айтбаев С.А. (Слайд 7 «Картины счастья»)

5. Теперь давайте познакомимся с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста) (Слайд 8)

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

III. Работа с текстом.

1. Повторение теоретических знаний о тексте.

-Назовите основные признаки текста. (Слайд 9)

  • информативность

  • завершённость

  • связность

  • цельность

  • стилевое единство



-Какую информацию содержит любой текст? (Слайд 10)

- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

1 абзац.

2 абзац –

3-4 абзац –

5 абзац –

- О чём этот текст?

- Что стало счастьем для героя рассказа?

- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2 Чтение наизусть стихотворения « Вся жизнь на радугу похожа…»

Вся жизнь на радугу похожа:
На каждый день отдельный цвет,
На каждый день свои рассветы,
И свой вопрос и свой ответ...
...И вновь берём руками краски,
И вновь подкрашиваем день,
Чтоб в нём сбылись мечты и сказки,
Чтоб не упала грусти тень...

IV. Формулировка проблемы

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Давайте теперь отберем информацию, необходимую для написания сочинения.

Первым к чему мы приступим к формулированию одной из проблем, поставленных автором текста.

- Для начала давайте повторим, что такое проблема? (Слайд 12)

- Какие проблемы ставит перед читателями автор?

- Так какую же проблему поднимает автор?

- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ.

V. Составление комментария проблемы.

-Теперь давайте обратимся к комментарию проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

-Что значит прокомментировать проблему? (Слайд 13)

Справка.

Прокомментировать проблему – значит

- показать степень понимания текста;

- понять замысел автора;

- понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема? (Слайд 15)

- В чем актуальность этой проблемы в наши дни?

- Почему именно эта проблема привлекла внимание автора?

- Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

- Для чего он это делает?

- Как сам автор относится к этой проблеме?

Запишем свои комментарии и выводы в тетрадь.

Справка (Слайд 15)

Категории (виды) проблем:

  • философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

  • социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

  • политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

  • экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

  • нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.

VI Формулировка авторской позиции

-Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 15)

 Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

- Обратимся к тексту.

- Какова же авторская позиция?

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

VII Аргументация собственного мнения. 

А что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? (Слайд 17)

Справка.

1. Жизненный опыт

  • Реальные факты из жизни окружающих.

  • Собственные наблюдения и выводы.

  • Традиционно-исторический опыт

 2. Читательский опыт

  • Художественная литература

  • Историческая литература

  • Научно-популярная литература

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (Слайд 18)

- Задайте себе вопрос: «Счастливы ли вы?»

-Что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым?

2. Чтение конца рассказа Бахмутова.

- Давайте послушаем, как Бахмутов раскрывает свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Подумайте, прав ли писатель? (Слайд 23)

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

Вывод: Автора текста Владимира Бахмутова, как и многих из нас, привлекает тема о счастье. Ведь многие имеют представление о нём. Но о настоящем счастье не все задумываются.
В тексте поднимаются проблемы досягаемости счастья, и так ли просто его получить на самом деле? В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Тот ли успех в наших мечтах? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.

VIII Обобщающие выводы.

- С каким образом принято ассоциировать счастье?

Чтение стихотворения О. Бондаренко «Счастье похоже на вольную птицу»

- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IX . Поведение итого урока

Наш урок подошел к своему завершению, всем спасибо! Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия.  Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).

Домашнее задание.  (Слайд 23)

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному текст
























Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

_________________________________________________________________________


Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

_____________________________________________________________________

Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.






Автора текста Владимира Бахмутова, как и многих из нас, привлекает тема о счастье. Ведь многие имеют представление о нём. Но о настоящем счастье не все задумываются.
В тексте поднимаются проблемы досягаемости счастья, и так ли просто его получить на самом деле? В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Тот ли успех в наших мечтах? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.
Известные писатели и авторы тоже когда-то были детьми, а потому и они от




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лыткина Ольга Валерьевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства