ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»
Учитель высшей категории: Мамыкина Нина Михайловна
Урок развития речи в 9 классе на тему:
«Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края».
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.
Задачи урока:
- научить собирать и систематизировать материал для сочинения, осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;
- развивать речевую культуру учеников, память;
- прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, карточки с заданиями, мультимедийная установка, презентация о местных художниках, презентация «Просторы Трубчевскаа», рисунки учеников на тему: «Времена года», фотовыставка «Природа родного края».
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Звучит песня «Трубчевский вальс» (исполняют ученицы)
II. Сегодня на уроке мы с вами должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Будем систематизировать материал к сочинению, составлять план, повторять типы речи.
Эпиграф нашего урока- слова из стихотворения поэта-земляка В.Козырева: «Родина, что может быть дороже дороже молчаливой верности твоей…»
Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.
Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края». (Записано на доске).
III. Проверка домашнего задания.
Ребята, дома вы работали над упражнением №150. Откройте учебник на странице 68 и найдите это упражнение. Оно нам поможет работать над планом сочинения.
Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.
Ответ учащегося.
На доске опорный план-схема.
1.Тезис.
2.Аргументы.
3.Вывод.
Обратимся к тексту упражнения.
- за что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).
- найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.
Ответы учащихся.
-как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?
-назовите односоставные предложения?
Ответы учащихся.
IV. Работа с карточками.
Обратимся к истории и нашего края и узнаем о многообразии растительного и животного мира, который был раньше.
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях и объясните. ( Предложения составлены на основе материалов из книги земляков
V.Презентация «Картинная галерея местных художников»
Посмотрите, как изображают родную природу художники.
Индивидуальное сообщение о художнике.
А сейчас послушайте, как воспевают родную природу поэты земли Трубчевской
VI. Презентация «Просторы Трубчевска». Такие разные времена года.
Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса пробуют писать стихи.
VII. Работа над планом сочинения.
Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе- определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:
- основной тезис соответствовал теме сочинения;
- доказательства были убедительными;
- части рассуждения –тесно связанными;
- выводы чётко сформулированными.
- Запишите план в тетрадь.
План.
I. Людям свойственно любить родную природу.
II.Аргументы:
1)это место, где мы родились и выросли;
2)многообразие животного и растительного мира;
3)источник поэтического и художественного вдохновения;
4)такие разные времена года.
III.Природа - источник радости и счастья.
VIII. Орфографическая и пунктуационная работа.
-назовите орфограммы, которые вам встретились в плане сочинения?
-объясните правила пунктуации, которые вам встретились в первом пункте второй части плана и в последнем предложении?
-назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении - рассуждении?
IX. Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.
X. Подведение итогов. Выставление оценок.
Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.
XI. Домашнее задание.
Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.