Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Общее представление об общении и речи. 5 класс»
Урок развития речи
Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.
Цели:
-образовательная: дать учащимся общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; обучать грамотному общению в зависимости от ситуации; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения;
-развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
-воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; знают основные составляющие ситуации общения, виды речевой деятельности, формы речи, качества хорошей речи, речевой этикет; знают и понимают основные правила общения.
-Из всех способов общения между людьми самый главный-…(словесный)
-Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся…(устной формой речи)
-Когда мы пишем и читаем, пользуемся…(письменной формой речи)
III.Мотивация учебной деятельности. Ознакомления с темой и целью урока.
Обращение учителя к детям.
-Мы с вами живём в противоречивом мире. С одной стороны –это мир новейших достижений техники, мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, можно свободно путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны- это мир, в котором происходит снижение уровня речевой культуры. Так, мы часто слышим неправильные ударения в речи дикторов ,грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения.
Речевые нормы общения требуют от нас бережного и внимательного отношения к слову. Не секрет, что иногда нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия.(Обращение к эпиграфу урока ). Вся наша жизнь проходит в общении, и цель нашего урока- приобретение таких знаний и умений , которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно. Мы общаемся, воздействуя речью на мысли и чувства окружающих, отстаивая свою точку зрения, считаясь с мнением других ,соблюдая этические нормы, используя законы общения.
IV.Работа над культурой и развитием речи учащихся.
1.Объяснение учителя
-Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали?
А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно судить по его речи. Очень важным является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.
2.Словарная работа: запись на доске и в тетрадях (с пояснением учителя)
Этикет (от фр. etiguette - этикетка, надпись) -нормы и правила поведениялюдей в обществе. Традиционно принято считать ,что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция.
Речевой этикет-система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
Тактичность - этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться для того неприятными. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Доброжелательность-свойство характера и поведения, состоящее в добром отношении к людям.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
3.Коллективное ознакомление со схемой «Качества хорошей речи»
(размещена на доске или в виде раздаточного материала)
4.Практическая работа с языковым материалом с выполнением дополнительного задания.
Задание №1
Прочитайте фрагмент предисловия к книге А.Г. Балакая «Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета».Какова основная мысль этого отрывка? Какая информация, по-вашему ,содержится в словаре А.Г.Балакая?
Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте; имею честь заявить; добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, Бог помочь; спасибо, благодарю вас, будьте здоровы, до новых встреч, пока и т.п.
Речевой этикет - универсальное языковое явление, присущее всем народам мира.
Задание №2
Назовите как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете и в каких речевых ситуациях?
5.Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах)
Задание
Прочитайте отрывок из книги «Домострой».Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. Расскажите, как вы поняли содержание этого отрывка.
Докажите, что этот отрывок имеет прямое отношение к вопросу о правилах речевого поведения ,принятого на Руси.
Утешающий добрыми словесами мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.
6.Практическая работа «Учимся понимать и строить текст» (раздаточный материал)
Задание
Внимательно прочитайте текст. Объясните его название.
Речевые правила доброжелательности
Обращаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или смысл ,что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чём-то спрашивают, совершают определённые речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией , необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определённым правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны.
Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок…Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой , конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта- ведь без этого деловые отношения невозможны.
Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом- сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений ,применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения , приветствия ,сочувствия, одобрения и комплимента, просьбы, совета и многое другое. Речевой этикет охватывает собой всё ,что может создать благоприятный климат общения.
(Н. И. Формановская)
-Выпишите из текста незнакомые слова и словосочетания. Пользуясь толковым словарём, объясните их значение.
-Объясните, что называют речевым этикетом.
7.Письмо по памяти.
Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу. Какие из этих советов кажутся вам важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.
-Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует собеседника.
-Меньше говорите о себе, больше слушайте.
-Не торопитесь навязывать своё мнение.
-Сразу не говорите человеку, что он не прав.
-Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.
-Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к человеку.
-Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор.
8. «Играя -обучаемся !»
Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим советом?
Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
-Речевая культура- один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры ,она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
VI. Домашнее задание.
Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.