Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО учителей зам. директора директор школы
естественно – гуманитарного по УВР _______ __________
цикла от _____.20___г Е.В. Ульянова В.С. Кушнир
протокол №____ _____.20___г. от _____.20___г.
приказ № ____
Рабочая программа
по учебному предмету
«письмо и развитие речи»
9 класс
Учитель: В.Г. Одинцова
п. Переяславка
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «письмо и развитие речи» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9 классы - под ред. В.В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- АООП 5-9 классов
-Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
- Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
-Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 /2017 учебный год
- Учебника «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы – составители Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение» 2014 год.
Цель:
максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.
Задачи:
- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
- Повысить уровень общего развития обучающихся.
- Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Основные направления коррекционной работы:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие фонетико – фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма и развития речи во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Учебный предмет «письмо и развитие речи» направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Изучение состава слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В процессе упражнений формируются навыки правописания. Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи, обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В процессе работы с предложением формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Уделяется внимание формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 9 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (объявление, заметка, объяснительная записка и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В соответствии с уровнями содержания учебного материала в программе обозначены оценки сформированности знаний обучающихся.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). Рабочая программа по учебному предмету «письмо и развитие речи» 9 класс рассчитана на 133 часа, 4 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Таблица контрольных и проверочных работ по четвертям
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
9 | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа | диктант | проверочная работа |
2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 10 |
Четверть | Дата | 9 класс |
I четверть | 13.09 | Вводный диктант по теме: «Предложение» |
05.10 | Проверочный диктант по теме «Правописание приставок». |
20.10 | Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова» |
24.10 | Контрольный диктант по теме « Состав слова» |
II четверть | 21.11 | Контрольные вопросы и задания. Тема: « Склонение имен существительных» |
22.11 | Проверочный диктант по теме: «Имя существительное» |
14.12 | Контрольные вопросы и задания. Тема: «Имя прилагательное». |
19.12 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных». |
III четверть | | Контрольные вопросы и задания по теме: «Личные местоимения». |
Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол». |
| Проверочный диктант по теме «Глагол». |
| Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий». |
IV четверть | | Контрольные вопросы и задания по теме: «Имя числительное» |
Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи». |
Итоговая контрольная работа за год по теме «Предложение» |
Уроки развития речи
Класс 9 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
| | | | | |
9 класс |
I четверть | Деловое письмо. Объявление. |
Р.Р. Обучающая работа. Письмо к сверстнику. |
Деловое письмо. Расписка. |
II четверть | Деловое письмо. Заметка. |
Р.Р. Изложение по репродукции картины «Александр Невский» |
Р.Р. Изложение по репродукции картины «Александр Невский» |
Р.Р. Деловое письмо. Объяснительная записка. |
III четверть | Р.Р. Редактирование текста «Мохнатая семейка». |
Деловое письмо. «Письмо бабушке». |
Деловое письмо «Анкета». |
IV четверть | Р.Р. Деловая бумага. Доверенность. |
|
Итого |
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.
МЕТОДЫ УРОКА
На уроках письма и развития речи используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса письмо и развитие речи применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Повторение.
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки.
Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (и с-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание
личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное,
наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения с союзными словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Учебно – тематический план
по учебному предмету
«письмо и развитие речи»
1 четверть – 32 часа
2 четверть – 28 часов
3 четверть – часа
4 четверть- часа
№ П, П | Содержание, разделы. | Количество часов |
1. | Повторение. | 6 |
2. | Звуки и буквы. | 6 |
3. | Слово | 107 |
3.1 | Состав слова. | 19 |
3.2 | Имя существительное. | 14 |
3.3 | Имя прилагательное. | 14 |
3.4 | Личные местоимения. | 13 |
3.5 | Глагол. | 22 |
3.6 | Наречие. | 10 |
3.7 | Имя числительное. | 10 |
3.8 | Части речи. | 5 |
4. | Предложение. | 10 |
4.1 | Простое предложение | 4 |
4.2 | Сложное предложение | 6 |
5. | Повторение пройденного за год. | 4 |
| Итого: | 133 |
Критерий и нормы оценки знаний, умений
и навыков обучающихся
Знания и умения обучающихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 75-80 слов.
- в подробных изложениях – 50-70 слов.
- в словарном диктанте – 20-25 слов.
- объем творческих работ на уроке – 40-50 слов.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности обучающегося, особенности его развития.
Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время обучающиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок.
При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Изложения и сочинение.
В 9 классе для изложений и сочинений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 50-70 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.
оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся
За учебную четверть и за год знания и умения обучающихся оцениваются одним баллом. При выставлении итоговой оценки обучающемуся учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся 9 класса
обучающиеся должны знать:
-основные нормы (грамматические) русского языка;
- нормы речевого этикета.
обучающиеся должны уметь:
- определять тему, тип, стиль речи;
- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать;
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданно степенью свернутости;
- создавать тексты различных стилей и жанров(расписка, заявление);
- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение)
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- увеличивать словарный запас;
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
№ уро- ка | Тема урока | К- во часов | Дата | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Коррекционная работа по развитию речи |
прог-рамма | факти чески |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПОВТОРЕНИЕ (6часов) (1 четверть – 32 часа) |
1 | Предложение – основная единица речи. | 1 | 05.09 | | Научатся: отличать предложения по цели высказывания; составлять предложения; разбирать предложение по членам. | Развивать абстрактное мышление через работу со схемами. Составление простых предложений. |
2 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 06.09 | | Научатся: преобразовать простое предложение с помощью однородных членов в распространенное предложение; выделять однородные члены интонационно; строить схемы к предложениям с однородными членами; правильно ставить знаки препинания при однородных членах. | Развивать связную речь при работе диалогом. (Упр.8) и рисунками. (Упр.5) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | 07.09 | | Научатся: использовать обращение в различных ситуациях общения, находить обращение в предложениях; выделять обращения знаками препинания на письме. | Развивать мышление и внимание через работу с деформированным текстом. Составление предложений с обращениями. |
4 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 08.09 | | Научатся: распознавать сложные предложения; соединять части сложного предложения подходящими союзами, строить схемы к сложному предложению, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. | Развивать память через заучивание наизусть.( Письмо по памяти. (Упр.7) |
5. | Обобщающие упражнения. | 1 | 12.09 | | Научатся: комплексно анализировать простое и сложное предложения с построением их графических схем; расставлять знаки препинания в тексте. | Развитие монологической речи, опираясь на «отрезки» предложений. (Упр. 20) |
6 | Вводный диктант по теме «Предложение» | 1 | 13.09 | | Научатся: самостоятельно выполнять задания контрольного типа. | Развивать слуховое внимания, фонематичекий слух при письме под диктовку. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ЗВУКИ И БУКВЫ (6 ЧАСОВ) |
7 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | 14.09 | | Научатся: определять количество букв и звуков в слове,различать гласные и согласные звуки; располагать слова в алфавитном порядке; пользоваться словарем. | Развивать мышление через работу с пословицами с.19 Упр.25) |
8 | Разделительный ъ и ь знаки | 1 | 15.09 | | Научатся: определять мягкость согласного; делать правильный выбор разделительных знаков в слове; выделять изученную орфограмму на письме. | Развивать связную речь, логическое мышление через составление рассказана тему «Осень» |
9- 10 | Безударная гласная в корне слова. | 2 | 19.09 20.09 | | Научатся: ставить ударение в словах, выделять ударные и безударные гласные в корне; изменять форму слова, подбирая однокоренные слова; проверять написание безударной гласной двумя способами. | Развивать зрительное восприятие при работе над картиной «Золотая осень». |
11 | Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные. | 1 | 21.09 | | Научатся: дифференцировать звонкие и глухие согласные; проверять написание согласных путем изменения формы слова. | Развивать память через заучивание наизусть.( Письмо по памяти (с.21 Упр.29) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | Р.Р. Деловое письмо. Объявление. | 1 | 22.09 | | Научатся: писать объявления по общепринятой форме. | Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного и аккуратного письма. |
СОСТАВ СЛОВА (19 ЧАСОВ) |
13-14 | Разные по составу. Приставка, корень, суффикс окончание. Разбор слова по составу. | 2 | 26.09 27.09 | | Научатся: подбирать однокоренные слова; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. | Развивать мышление и внимание через работу с деформированным текстом. (Упр.35) |
15 | Слова, проверяемые в корне. | 1 | 28.09 | | Научатся: определять ударные и безударные слоги. Подбирать проверочные слова. | Развивать выразительность речи через работу над интонацией. (Упр.39) |
16 | Правописание приставок до-, на-, по-, за-, от-, об-, под-, над-. | 1 | 29.09 | | Научатся: употреблять слова с приставками во всех видах упражнений; правильно писать приставки в часто употребляемых словах. | Развивать внимание, память при работе над правилами. |
17-18 | Правописание приставок раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-, воз-. Словарный диктант. | 2 | 03.10 04.10 | | Научатся: выделять в словах приставки; образовывать новые слова с помощью приставок, использовать из в речи; объяснять правописание приставок по образцу данному в учебнике с.33. | Развивать связную речь через пересказ текста по вопросам (Упр.49) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | Проверочный диктант по теме «Правописание приставок». | 1 | 05.10 | | Научатся: самостоятельно выполнять задание контрольного типа, применять полученные знания на практике. | Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух при письме под диктовку. |
20 | Работа над ошибками . Диалог. | 1 | 06.10 | | Научатся: самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку | Развивать диалогическую речь через работу над диалогом |
21-22 | Сложные слова. Соединительные гласные о, е. | 2 | 10.10 11.10 | | Научатся: образовывать сложные слова из данных корней; находить корни в сложных словах; правильно писать сложные слова. | Развивать память , внимание через работу над правилами. |
23-24 | Сложносокращен-ные слова. | 2 | 12.10 13.10 | | Научатся: разбирать по составу сложносокращенные слова; правильно их писать, употреблять в речи. | Развивать внимание, мыслительную деятельность через выполнение упражнений |
25 | Обобщающие упражнения. Деловое письмо. Расписка. | 1 | 17.10 | | Научатся: обобщать полученные знания, применять их на практике, писать расписку по общепринятой форме. | Развивать навык устойчивого грамотного и аккуратного письма при оформления документов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | Р.Р. Обучающая работа. Письмо к сверстнику. | 1 | 18.10 | | Научатся: писать личные письма, соблюдая нормы культурного общения, этикета | Развивать логическое мышление, речь. |
27 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | 19.10 | | Научатся: определять непроверяемую безударную позицию гласной в корне; проверять написание словарных слов по орфографическому словарю. | Формировать коммуникативные умения; налаживать и поддерживать общение. |
28 | Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова» | 1 | 20.10 | | Проверить сформированность умений, связанных с правописанием приставок | Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ |
29 | Контрольный диктант по теме « Состав слова» | 1 | 24.10 | | Научатся: самостоятельно выполнять задание контрольного типа. | Коррекция памяти через использование изученных правил. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 25.10 | | Научатся: самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку | Развивать мышление через подбор проверочных слов |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (3часов) |
31 | Значение предметности, которое заключено в вопросах Кто? Что? | 1 | 26.10 | | Научатся: находить существительное в предложении по вопросам; выделять постоянные и непостоянные признаки имени существительного. | Развивать связную речи через ответы на вопросы(упр. 69) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32 | Грамматические признаки имени существительного. | 1 | 27.10 | | Научатся : отличать существительных нарицательные от собственных; находить в тексте одушевленные и неодушевленные существительные по вопросам, изменять имя существительное по числам; определять род существительных. | Развивать память через заучивание наизусть |
2 ЧЕТВЕРТЬ (28 часов) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ(11ЧАСОВ) |
33 34 | Склонение имен существительных. | 2 | 07.11 08.11 | | Научатся: определять склонение в именах существительных; применять правила о правописании ь знака после шипящих на конце существительных третьего склонения. | Развивать речь путём пересказа текста. (упр.75.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
35 36 | Безударные падежные окончания имен существительных. | 2 | 09.11 10.11 | | Научатся: проверять написание безударных падежных окончаний путем подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием; пользоваться справочным материалам. | Развивать связную речь с помощью. плана и опорных слов (Упр.90). |
37 38 | Существительные с шипящей на конце | 2 | 14.11 15.11 | | Научатся: применять правила правописания существительных м.р., ж.р., мн.ч. Р.п. с шипящими на конце. | Развитие мышления через работу с загадками. |
39 | Обобщающие упражнения. | 1 | 16.11 | | Научатся: комплексно анализировать изученную часть речи; обобщать полученные знания, применять их на практике. | Развивать диалогическую речь. Ответ на вопрос текста (Упр.95) |
40 | Деловое письмо. Заметка. | 1 | 17.11 | | Научатся: связано и четко излагать свои мысли, передавать чувства при написании заметки. | Развивать умение отражать свою точку зрения, умение закончить мысль в предложении. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
41 | Контрольные вопросы и задания. Тема: « Склонение имен существительных» | 1 | 21.11 | | Научатся: самостоятельно выполнять задание контрольного типа, применять полученные знания на практике. | Развивать логическое мышление через ответы на вопросы. |
42 | Проверочный диктант по теме: «Имя существи-тельное» | 1 | 22.11 | | Научатся: самостоятельно выполнять задание контрольного типа, применять полученные знания на практике. | Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. |
43 | Работа над ошибками. | 1 | 23.11 | | Научатся: анализировать ошибки; самостоятельно выполнять работу над ошибками, используя памятку | Развивать память через заучивание наизусть.(письмо по памяти упр. 107) |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (14 ЧАСОВ) |
44 45 | Признаки, свойства, качества предмета. Р.Р. Диалог. | 2 | 24.11 28.11 | | Научатся : Раскрыть сущность предмета с помощью прилагательных (цвет, вкус, характер); определять грамматическую связь между прилагательным и существительным в роде, числе и падеже. | Использовать прилагательные для характеристики предмета. Находить прилагательные в рассказах, стихах. |
46 | Согласование прилагательного с существительным | 1 | 29.11 | | Научатся: назвать грамматические признаки прилагательного. | Развивать связную речь через пересказ текста по вопросам (Упр.102) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
47 48 | Безударные окончания прилагательных. | 2 | 30.11 01.12 | | Научатся: проверять безударные окончания имен прилагательных; определять окончания по вопросам. | Развивать мышление через сравнение. |
49 | Р.Р. Изложение по репродукции картины «Александр Невский» | 1 | 05.12 | | Научатся: составлять простой план к сочинению, создавать текст описание с опорой на план. | Развивать память мышление через пересказ. |
50 51 | Прилагательные, отвечающие на вопросы: Чья? Чей? Чье? Чьи? | 2 | 06.12 07.12 | | Научатся: склонять прилага-тельные по принадлежности , определять род, падеж, число; употреблять прилагательные на –ий; -ье; -ья; -ьи в речи. | Развивать мышление через работу с фразеологизмами. «Взять в ежовые рукавицы» . |
52 | Обобщающее упражнение. Комментированное письмо. | 1 | 12.12 | | Научатся: комментировать изученные орфограмм; обобщать полученные знания на практике. | Развивать память через ответы на вопросы (Упр.113) |
53 | Р.Р.Обучающая работа . «Сказка». | 1 | 13.12 | | Научатся: излагать письменно пересказ, опираясь на план и словосочетания; располагать предложения в очередности событий. | Развивать мышления через работу с пословицами. Составление плана по абзацам сказки. Упр.119 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
54 | Контрольные вопросы и задания. Тема: «Имя прилагательное». | 1 | 14.12 | | Научатся: выполнять задание контрольного типа самостоятельно, применять полученные знания на практике. | Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ. |
55 | Р.Р. Деловое письмо. Объяснительная записка. | 1 | 15.12 | | Научатся: писать объяснительную записку по образцу. | Развивать зрительное восприятие через работу по картинке стр.91 |
56 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных». | 1 | 19.12 | | Научатся: выполнять задание контрольного типа самостоятельно, применять полученные знания на практике. | Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. |
57 | Работа над ошибками. | 1 | 20.12 | | Научатся: самостоятельно выполнять работу над ошибками; корректировать свою деятельность в соответствии с установленными пробелами в знаниях и умениях | Развивать мышление через работу с деформированным текстом. |
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (3 ЧАСОВ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
58 | Местоимение как часть речи | 1 | 21.12 | | Научатся : находить местоимения в предложении, заменять сущ. Местоимениями. | Развивать мышление через отгадывание загадок |
59 60 | Различение местоимений 1,2,3 лица. | 2 | 22.12 | | Научатся: различать местоимения 1,2,3 лица; выделять в тексте местоимения. | Развивать память через заучивание наизусть.( Письмо по памяти. Упр.135) |
|
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (10 ЧАСОВ) |
60 | Лицо и число местоимений. | 107 | | | Научатся: различать местоимения по лицам, числам, родам; заменять существительные местоимениями в тексте | Развивать диалогическую речь. (Упр. 124) |
3 четверть( ) |
65/3 | Склонение личных местоимений | 1 | | | Научатся: склонять личные местоимения | Развивать внимание и память через работу над упражнениями |
66/4 | Местоимения с предлогами. | 1 | | | Научатся: находить место имения с предлогами в предложении; правильно писать предлоги с | Развивать связную Письменную речь стр.103 У. 133. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
67/5 68/6 | Правописание личных местоимений 3 –го лица. | 2 | | | Научатся: отличать местоимения 3-го лица с предлогами от местоимений без предлогов(его – у него); раздельно писать предлоги с местоимениями. | Развивать диалогическую речь. Работа с диалогом стр.108.У. 141. |
69 /7 | Обобщающие упражнения. | 1 | | | Научатся: находить местоимения с предлогами в предложении; правильно писать предлоги с местоимениями | Развитие логического мышления через работу над деформированным текстом У.144.с.110 |
70/8 | Р.Р. Редактирование текста «Мохнатая семейка». | 1 | | | Научатся: научатся выделять основные признаки текста; составлять план текста; выполнять редактирование текста. | Развитие логического мышления через устный пересказ по данному плану. | |
71/9 | Деловое письмо. «Письмо бабушке». | 1 | | | Научатся: писать письмо близкому, соблюдая нормы культурного общения, этикета; | Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ. с.112.У.147. | |
72/10 | Контрольные вопросы и задания по теме: «Личные местоимения». | 1 | | | Научатся: самостоятельно выполнять задание контрольного типа, применять полученные знания на практике. | Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ГЛАГОЛ (22 часа) | |
73 /11 | Различие глаголов по значению | 1 | | | Научатся: определять общее значение глагола; дифференцировать части речи; образовывать глаголы от существительных. | Развивать логическое мышление. У.150 | |
74/12 | Грамматические признака глагола. | 1 | | | Научатся: изменять глагол по временами числам; выделять окончания глаголов наст. и буд. времени. | Развивать умения выделять важное в тексте. У.154 с.120 | |
75/13 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | | Научатся: находить в тексте глаголы неопределённой формы, определять их по вопросам; писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы с окончанием -чь. | Активизация пассивного словаря. Работа над фразеологизмами. У 158.с. 122 | |
76 /14 | Правописание частицы –не с глаголами. | 1 | | | Научатся: писать частицу –не с глаголами раздельно. | Развивать внимание, логическое мышление. Работа с пословицами. У.161. | |
77 /15 | Изменение глагола по лицам и числам. | 1 | | | Научатся: определять число и лицо глаголов, подставляя соответствующие местоимения; спрягать глаголы. | Развивать внимание, мыслительную деятельность при умении аргументировать свой ответ. У.166 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
78/16 79/17 | Личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа. | 2 | | | Научатся: находить в тексте глаголы 2-го лица ед.ч; писать их в соответствии с правилом. | Развивать память мышление через пересказ. Составление рассказа по его началу. У.180 | |
80/18 | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | 1 | | | Научатся: определять спряжение глаголов по личным окончаниям. | Развивать умения выделять важное в тексте. | |
81/19 82/20 | 1 и 2 спряжение глаголов. Контрольное списывание. | 2 | | | Научатся: определять спряжение глагола как способ изменения их формы; отличать глаголы I и II спр. | Формировать активный словарь. Выразительное чтение, работа над интонацией. (Упр.143) | |
83/21 84/22 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | | | Научатся: пользовать алгоритмом при выборе гласной в окончании глаголов | Развивать воображение, творчество У. 191 | |
85/ 23 | Различай личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | | | Научатся: правильно писать безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | Развивать умение ориентироваться в тексте стр. 141 упр.191. | |
86/24 | Глаголы повелительной формы единственного и множественного числа | 1 | | | Научатся: находить глаголы в повелительной форме в ед.ч. и мн.ч. в устной и письменной речи. | Формировать правила этикета «Как надо принимать гостей». У.200 с.146 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
87/25 | Правописание ь знака в глаголах повелительной формы перед - те – и -ся | 1 | | | Научатся: в глаголах повелительной форме перед - те и –ся писать мягкий знак. | Развивать логическое мышление через ответы на вопросы. | |
88/26 | Правописание мягкого знака в глаголах. | 1 | | | Научатся: отличать орфограммы на написания мягкого знака в глаголах после шипя-щих; писать глаголы 2-го лица ед.числа на шипящий с -ь знаком. | Развитие памяти через заучивание наизусть. Письмо по памяти. С.149 У.205 | |
89/27 90/28 | Обобщающие упражнения. | 2 | | | Научатся: определять спряжение глагола по неопределённой форме; правильно писать безударные личные окончания глаголов 1и 2 спряжения. | Развивать диалогическую речь. Работа с диалогом У. 210 | |
91/29 | Деловое письмо «Анкета». | 1 | | | Научатся: заполнять анкету по общепринятой форме. | Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного письма. Деловое письмо «Анкета» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
92/30 | Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол». | 1 | | | Научатся: самостоятельно выполнять тестовые задания; применять полученные знания на практике; | Развивать память через припоминание, развивать мышления через выполнение заданий. | |
93 /31 | Проверочный диктант по теме «Глагол». | 1 | | | Научатся: озаглавливать текст; выполнять задания контрольного типа)диктант с грамматическим заданием) самостоятельно. | Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. | |
94/32 | Работа над ошибками. | 1 | | | Научатся: находить исправленные учителем ошибки, анализировать их, используя памятку. | Развивать мышление. Работа с деформированным текстом. | |
НАРЕЧИЕ (10 ЧАСОВ) | |
95/33 96/34 | Наречие как часть речи. | 2 | | | Научатся: находить наречия в тексте; ставить к ним вопросы от глагола; определять роль наречия в предложении. | Повышать регулирующую функцию речи- умение объяснять свои действия. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
97/35 98/36 | Наречия, обозначающие время, место и способ действия. | 2 | | | Научатся: находить в тексте по вопросам; определять характер наречий; приводить примеры с данными наречиями. | Развивать память через заучивание наизусть. | |
99/37 100/38 | Правописание наречий с –а и –о на конце. | 2 | | | Научатся: правильно писать на конце наречий гласные о или а, определяя их написание по приставкам. | Развивать логическое мышление через ответы на вопросы. У.226 | |
101/39 | Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий». | 1 | | | Научатся: озаглавливать текст; выполнять задания контрольного типа (диктант с грамматическим заданием) самостоятельно. | Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. | |
102/40 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. | 1 | | | Научатся: находить исправленные учителем ошибки, анализировать их, используя памятку. | Развивать диалогическую речь. Работа с диалогом. Упр.238 | |
103/41 104/42 | Обобщающие упражнения по теме «Наречие». | 2 | | | Научатся: комплексно анализировать изученную часть речи; обобщать полученные знания, применять их на практике. | Развивать логическое мышление через работу над деформированным текстом Упр. 237 | |
4 четверть - ч ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (10часов) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
105/1 | Имя числительное как часть речи. | 1 | | | Научатся: находить числительные в тексте по вопросам; называть его вместе с существительным, к которому оно относится. | Развивать внимание , память, логическое мышление. Восстановить поговорки по смыслу. Упр. 242. | |
106 /2 107/3 | Количественные и порядковые числительные. | 2 | | | Научатся: определять количественные и порядковые числительные; использовать их в речи. | Развивать связную речь через составление устного рассказа по плану. Упр.244 | |
108/4 109/5 110/6 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30 от 50 до 80 от 500 до 900 | 3 | | | Научатся: писать числительные от 5 до 900; заменять в тексте цифры на слова (числительные). | Развивать мышление через отгадывание загадок Упр.247. Развивать память через заучивание наизусть Письмо по памяти. Упр.251. | |
111/7 | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | 1 | | | Правильно писать числительные 90, 200, 300, 400 | Коррекция речевой деятельности Упр.253. | |
112/8 | Обобщающие упражнения. | 1 | | | Научатся: комплексно анализировать изученную часть речи; обобщать полученные знания, применять их на практике. | Коррекция связной письменной речи через краткий пересказ по вопросам. Упр. 258. | |
113/9 | Р.Р. Деловая бумага. Доверенность. | 1 | | | Научатся: писать доверенность по общепринятой форме. | Развивать логическое мышление через работу с деформированным текстом. Упр..259 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
114 10 | Контрольные вопросы и задания по теме: «Имя числительное» | 1 | | | Научатся: самостоятельно выполнять тестовые задания; применять полученные знания на практике;. | Нахождение и исправление речевых ошибок в предложениях | |
ЧАСТИ РЕЧИ (5 часов) | |
115/ 11 | Части речи. | 1 | | | Научатся: различать части речи с опорой на таблицу. | Развивать диалогическую речь. Работа с диалогом | |
116 /12 | Различай прилагательное и наречие, прилагательное и порядковое числительное. | 1 | | | Научатся: отличать наречие от прилагательного, по значению и вопросам. | Развивать абстрактное мышление при работе со схемами. У.267. | |
117 /13 | Различай имя существительное и местоимение. | 1 | | | Научатся: отличать существительные от местоимений; правильно писать безударные окончания существительных. | Развивать внимание, мышление через игру. Работа над деформированным текстом. У.271 | |
118/ 14 | Обобщающие упражнения | 1 | | | Научатся: комплексно анализировать изученную часть речи; обобщать полученные знания, применять их на практике. | Развивать логического мышление через восстановление событий и их последовательности. Упр. 273 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
119/ 15 | Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи». | 1 | | | Научатся: самостоятельно выполнять тестовые задания; применять полученные знания на практике; самостоятельно оценивать результаты своей работы. | Развивать внимание память, мышление через умение находить и исправлять речевую ошибку. | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10часов) | |
120/ 16 | Простое предложение. Распространённое и нераспространённое предложение. | 1 | | | Научатся: строить простое распространенное предложение; устанавливать связь между словами в предложении по вопросам. | Развивать зрительное восприятие через работу по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | |
121/ 17 | Однородные члены предложения. | 1 | | | Научатся: строить предложения с однородными членами предложения; находить в предложении однородные сказуемые, подлежащие, второстепенные члены; правильно ставить знаки препинания при однородных членах. | Развивать память через заучивание наизусть. Письмо по памяти. Упр.291. Развивать диалогическую речь. Работа с диалогом. Упр.292 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
122/18 | Обращение Знаки препинания при обращении. | 1 | | | Научатся: использовать обращение в различных ситуациях общения, употребляя звательную интонацию; находить обращение в предложениях; выделять обращения знаками препинания на письме; менять положение обращения в предложении. | Коррекция связной письменной речи. Составление письма своему любимому литературному герою. Упр.296 | |
123/19 | Сложное предложение. Различай сложное предложение от простого. | 1 | | | научатся: отличать сложное предложение от простого; соединять части сложного предложения подходящими союзами и словами: когда, где , потому что, чтобы, что. | Формировать речевые, коммуникативные умения, обеспечивающие социальную адаптацию. | |
124/20 | Знаки препинания в предложении в сложном предложении. | 1 | | | Научатся: строить схемы к сложному предложению; правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. | Развивать мыслительную деятельность при применении правила, через работу с пословицами Упр.329 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
125/21 | Прямая речь и косвенная речь. | 1 | | | Научатся: понимать структуру прямой речи; отличать слова автора от прямой речи; правильно оформлять прямую речь на письме. | Развивать память через заучивание наизусть. Письмо по памяти. | |
126/22 127/23 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 2 | | | Научатся: различать слова говорящего и слова автора; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы к предложениям с прямой речью. | Развивать связную речь с опорой на вопросы, и план. Упр. 333 | |
128/24 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | | | Научатся: озаглавливать текст; выполнять задания контрольного типа (диктант с грамматическим заданием) самостоятельно. | Развивать память через припоминание, развитие мышления через выполнение заданий | |
129/25 | Работа над ошибками. | 1 | | | Научатся: находить исправленные учителем ошибки; анализировать орфографические пунктуационные ошибки. | Развивать орфографическую зоркость через работу над ошибками Развивать мышление через работу над упражнениями. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ПОВТОРЕНИЕ (4часов) | |
130/26 | Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. | 1 | | | Комментирование орфограмм и расстановки знаков препинания, трудные написания в разных частях слова. | Коррекция письменной связной речи. Умение пересказывать текст по вопросам . Упр.349 | |
131/27 132/28 | Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. | 2 | | | Научатся: комплексно анализировать изученные орфограммы; обобщать полученные знания, применять их на практике | Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного письма. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. | |
| | | | | | | |
133/29 | Обобщающий урок по темам пройденным за год. | 1 | | | Научатся: комплексно анализировать изученные орфограммы; обобщать полученные знания, применять их на практике | Развивать мышление через отгадывание загадок, кроссвордов. | |
Итого за год по программе 133 час | |
Список используемой литературы
Для обучающихся:
1. Н.Т. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Учебник: Русский язык: для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.- М.: Просвещение, 2005г.
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.- М.: Просвещение, 2005г.
4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.- М.: Просвещение, 2005г.
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь№4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.- М.: Просвещение, 2005г.
Для учителя:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студентов деф.фак.педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010г.
2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. — М: Просвещение, 2010.
3. Арсирий А,Т, Занятия речью в интеграционном классе – М.: Ковчег, 2007. – 54 стр.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
5. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
6. Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.— Санкт – Петербург: Каро, 2009.
7. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи.— Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
8. Программа – тренажёр по русскому языку 1СD/
Приложение
Тексты контрольных работ
9 класс
1четверть
Вводный диктант
Тема: «Предложение»
Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме.
Задачи:
Развивать фонематический слух, произвольное внимание, самоконтроль, формировать навык синтаксического разбора.
Воспитывать самоконтроль, аккуратность при выполнении грамматического задания, любовь к природе родного края, чувство прекрасного.
Начало осени.
Осень в родном краю наступила неслышно. Холодало ночами, частили нудные моросящие дожди. На глазах тускнели зелёные кроны кустов и деревьев, а резкий ветер срывал с них лист и устилал ковром землю, поляны, просеки.
Осенью много новизны: расцветка листвы, первые заморозки, иней, перволедье и первоснежье. Но самое замечательное событие – листопад.
Прошло всего две недели, и лес занялся немым пожаром. И каждое дерево, куст, уголок леса тихо полыхает холодным огнём. И как красив осенний лес! (74 слова).
Грамматическое задание:
Найти одно сложное предложение, выделить в нём части, составить схему.
Найти одно сложное предложение с однородными членами, подчеркнуть их, указать значком О.
Контрольный диктант по теме:
«Состав слова»
Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме.
Задачи:
Совершенствовать навык правописания.
Развивать фонематический слух, произвольное внимание, самоконтроль, самостоятельность при выполнении грамматического задания.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Рыбы Амура осенью.
Осень – время кочевья рыб. Местные караси, сазаны, сомы путешествуют мало. Они находят глубокие места и к ледоставу засыпают в зимовальных ямах. А просыпаются весною, когда во льдах появляются полыньи.
Холодноводные таймени, сиги плывут вниз по течению Амура, Уссури, чтобы всю ледовую пору поедать рыбью мелочь.
Щука и налим с наступлением октябрьских холодов не впадают в зимнюю спячку. Они странствуют по своим угодьям.
Богатый и разнообразный мир рыб в дальневосточных реках.
(70 слов).
Грамматическое задание:
1. Найти в тексте слова с безударными гласными, подобрать проверочное слово
2. Найти в тексте слова со звонкими и глухими согласными, подобрать проверочное слово
3. Выделить в словах поедать, впадают приставки.
4. Разобрать по составу слова: путешествуют, местные.
5. Найти в тексте сложные слова. Подчеркнуть соединительную гласную.
2 четверть
Контрольный диктант по теме:
«Склонение имён прилагательных».
Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме, умение делать частичный грамматический разбор.
Задачи:
Совершенствовать навык правописания.
Развивать фонематический слух, познавательный интерес.
Воспитывать самоконтроль, любовь к природе родного края.
В тайге.
Деревья в Уссурийской тайге растут густой, сплошной стеной. Под большими, высокими деревьями растёт кустарник, а между древесными стволами и тонкими ветвями кустарника зеленеют травы.
Особенно много папоротника. Его широкие разрезанные листья похожи на перья огромных зелёных птиц.
Одно из самых высоких и красивых деревьев уссурийской тайги – ильм. Его ровный и гладкий ствол поднимается вверх, словно колонна. Стройные ильмы живут несколько сотен лет.
Красивы дальневосточные деревья. (65 слова).
Грамматическое задание:
Разобрать 2- 3 словосочетания сущ. + прилаг. (определить у прилаг. : род, число, падеж), выделить окончание.
3 четверть
Контрольный диктант по теме:
«Правописание наречий».
Цель: проверить знания обучающихся по указанной теме, умение делать частичный грамматический разбор.
Задачи:
Совершенствовать навык правописания.
Развивать фонематический слух, внимание, память.
Воспитывать самоконтроль, любовь к природе родного края.
Цапли.
Поздно вечером плыли мы по Амуру. От воды поднимался густой туман. Было тихо, только изредка плескалась рыба. Почти весь берег окутало мглою. Разлапистые мохнатые ели неприветливо смотрели на нашу лодку.
Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Мы приближались к нему. Вдруг на тёмном болотистом берегу я увидел очертания больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли.
Они стояли на одной ноге, изогнув плечи, причудливо приподняв крылья. Наверно, они собирались тут ночевать.
Неосторожный плеск весла. Цапли испуганно поднялись в воздух. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти надолго. (98 слов).
Грамматическое задание:
1.Найти в тексте наречия.
Определить наречия места, времени и способа действия.
Годовой диктант
Контрольный диктант по теме
«Предложение»
Цель:
проверить знания обучающихся , полученные за год.
Задачи:
Совершенствовать навык правописания.
Развивать фонематический слух, память, произвольное внимание.
Воспитывать культуру письменной речи самоконтроль.
Май.
Какой свежий и прекрасный майский мир природы! Он так благоухает и звенит, что вдруг захочется жить сто лет.
В мае возвращаются перелётные птицы. Волнуют душу лебеди, гуси, журавли. Взор приковывают, заставляют слушать их трубные и звонкие переклички. А как много певчих птиц! Трудятся они над сотворением гнёзд, птенцов, радуют нас своим пением. Бабочки порхают, всякие букашки ползают, муравейники ожили, заявили о себе лягушки.
И в городе очень красивое наступление майской весны, которое несёт за собой жаркое высокое солнце, большое небо с белыми облаками, синие лужи и озорных воробьёв. (88 слов).
Грамматическое задание:
1. Найти в тексте сложные предложения (по возможностям обучающихся), выделить в каждой части грамматическую основу, составить схемы.
2. Найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их, указать О.
3. Разобрать по составу слова: перелётные, благоухает, сотворением
12