kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного
учебного плана; программы общеобразовательного учреждения по родному языку 5 класс. Данная рабочая программа рассчитана на 70
учебных часов.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности
между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам
черкесской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения черкесскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с
этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс черкесского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения
знаниями об устройстве языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм
литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурногочеловека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность
передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Родной язык представлен в
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые
явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению родного языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено,
состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого
общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции
учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический
компонент курса родного языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все
виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-
культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных
условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс родного языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
родным литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
· освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах литературного языка; о речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию. Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-
фразеологический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
· Активные методы обучения
· Игровые технологии
· Исследовательская технология обучения
· Технология развития критического мышления на уроках родного языка и литературы
· Метод проектов
· Технология мастерских на уроках родного языка и литературы
· Технологии уровневой дифференциации
· Информационно-коммуникационные технологии· Здоровьесберегающие технологии
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родного (черкесского) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе»

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного

учебного плана; программы общеобразовательного учреждения по родному языку 5 класс. Данная рабочая программа рассчитана на 70

учебных часов.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности

между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи

информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам

черкесской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками

личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной

адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения черкесскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с

этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая

компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной

речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и

общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых

явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими

словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории

народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс черкесского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения

знаниями об устройстве языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм

литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурногочеловека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной

форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как

различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность

передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Родной язык представлен в

программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую

деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые

явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые

отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного

подхода к изучению родного языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено,

состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого

общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции

учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический

компонент курса родного языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии

учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все

виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-

культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных

условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс родного языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,

когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству

общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение

родным литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического

строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому

самосовершенствованию;

 освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических

ресурсах русского языка; об основных нормах литературного языка; о речевом этикете;

 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию. Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: Контрольный диктант

Тест

Зачет

Контрольное упражнение

Контрольное сочинение

Контрольное изложение

Контрольный срез

Контрольная проверочная работа

Взаимоконтроль

Самоконтроль

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-

фразеологический);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой

информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок- исследование,

урок-практикум,

урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать

использование элементов современных образовательных технологий:

 Активные методы обучения

 Игровые технологии

 Исследовательская технология обучения

 Технология развития критического мышления на уроках родного языка и литературы

 Метод проектов

 Технология мастерских на уроках родного языка и литературы

 Технологии уровневой дифференциации

 Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной

функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность

совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и

предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родного (черкесского) языка совершенствуются и

развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры

устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях

общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и

классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,

умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,

самооценку, самокоррекцию).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по

русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической

деятельности ученика и его повседневной жизни. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения родного языка ученик должен

знать/понимать

 роль родного языка как национального языка черкесского народа;

 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

 основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 основные единицы языка, их признаки;

 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

нормы речевого этикета;

уметь

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые

особенности текста;

 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую

информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими

словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,

установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей

действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского

литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые

ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни

человека и общества;

 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления

культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью;

 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и

составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных

видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его

строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи

с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять

план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать

небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно

знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте

типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить

текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор

слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в

содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не

смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения

написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в

слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить

сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной

структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые

приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности

использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова,

подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения

слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и

переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть

наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от

словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных,

прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.;

правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора

однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на

письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

1. Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы

словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными

членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания,

наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения

изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами,

обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью.

Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания

в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения;

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационн

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

• знать роль родного языка как национального языка черкесского народа;

* смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого

общения;

» основные признаки стилей языка;* признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

* основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы родного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,

пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь:

* различать разговорную речь и другие стили;

* определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

* опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

* объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

* адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

* читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

* извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно

пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

* воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

* создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

* осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.

* владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию,

обмен

мнениями);

* свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

(логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.);

* соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного

русского

литературного языка;

* соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;• соблюдать нормы речевого этикета;

« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и

речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

* развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как

явления

культуры;

* удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

* увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке

на

основе наблюдения за собственной речью;

* использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Родной язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,

технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в

соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать

основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической

формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Родной язык» является сформированность следующих умений:

5-й класс– по фонетике и графике: производить фонетический разбор

слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не

смешивать буквы и звуки;

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью

толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова;

образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;

сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические

признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить

морфологический разбор изученных частей речи;

– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с

именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания,

интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ;

определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять

вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и

сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с

непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения

изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания;

находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами

ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему,

основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать

основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно

подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные

особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в

сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.Родной язык 5 класс

№ Тема урока Кол-во часов

Домашнее задание Дата проведения Корректировка

1. Роль языка в обществе. Язык и речь. Письменная и

устная речь.

1 П.1-4 упр. 21

2. Основные разделы лексикологии. 1 П. 5-6 упр.33

3 Повторение пройденного. Морфология. 1 П.7-8 упр.49

4. Части речи. Существительное и прилагательное. 1 П.9-10 упр 64

5. Повторение. Глагол. 1 П.11-12 упр 70

6. Проверочный диктант 1 П.13-14

7.

8. Работа над ошибками. Словосочетание и предложение. 1 П.15-16 упр. 959. Типы предложения по цели высказывания.

Восклицательные предложения

1 П.17-18 упр 109

10-

11.

Развитие речи. Изложение. 2 П.18

12 Главные члены предложения. 1 П.19 упр.119

13. Распространенные и нераспространенные предложения. 1 П.20 упр.124

14. Второстепенные члены предложения. 1 П. 21сост.5

предлож.

15. Дополнение. 1 П.22 упр.129

16. Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 П.22

17. Определение. 1 П.23 упр.136

18. Обстоятельства. 1 П.24 упр.148

19. Однородные члены предложения. 1 П.25 упр160

20. Обращение. 1 П.26 упр.168

21. Простые и сложные предложения. 1 П.27 упр.177

22. Прямая речь. 1 П.28 упр.181

23. Контрольный диктант по теме «Части речи» 1 П.27-28

24. Диалог. 1 П.29 упр.184

25. Звуки речи. 1 П.30 упр.188

26. Согласные звуки. Глухие согласные. 1 П.31-32 упр.202

27. Парные звуки речи. 1 П.33-34 упр.206

28. Слог. Ударение. 1 П.35-36 упр.214

29. Алфавит. Фонетический разбор слова. 1 П.37-38 упр.224

30. Повторение. Правописание согласных звуков. 1 Упр.227 стр.104

31. Контрольный диктант по теме «Фонетика» 1 П.38

32. Лексика. Значение слова. 1 П.39 упр 230

33. Прямое и переносное значение слова. 1 П.40 упр.233

34. Омонимы. 1 П.41 упр.236

35. Синонимы. 1 П.42 упр.239

36. Антонимы. 1 П.43 упр.244

37. Контрольный диктант по теме «Лексика» 1 Стр.116-117

38. Образование новых слов. 1 П.44 упр.25039. Словообразование и формообразование. 1 П.45 упр.259

40. Суффиксы и префиксы. 1 П.46 упр.272

41-

42.

Развитие речи. Изложение. 2 П.47

43. Корень слова. Разбор слова по составу. 1 П.48-49 упр.288

44. Правописание Й в конце слова. 1 П.50-51 упр 291

45. Правописание префиксов –зы, -зэ. 1 П.52-53 упр.316

46. Определительные словосочетания. 1 П.54 упр.323

47. Контрольный диктант по теме «Словообразование» 1 П.53-54

48. Части речи. Имя существительное. 1 П.55-56 упр.330

49. Собственные и нарицательные имена существительные. 1 П.57 упр.334

50. Единственное и множественное числа существительных. 1 П.58 упр.343

51. Склонение существительных. Склонение собственных

имен существительных. Несклоняемые существительные.

1 П.59-60,61 упр.353

П.63 упр. 357

52-

53.

Развитие речи. Изложение. 2 П.63-64

54. Правописание определительных существительных.

Правописание заимствованных существительных.

1 П.66 упр.366

55. Образование существительных. 1 П.67упр,369

56. Переход существительных в некоторые части речи.

Морфологический разбор существительных.

1 П.68 упр.373

57. Повторение пройденного по теме «Существительное». 1 П.68 упр.374

58. Контрольный диктант по теме «Существительное» 1 П.68-69

59. Имя прилагательное. Относительные и качественные

прилагательные.

1 П.69-70 упр.386

60. Степени сравнения прилагательных. Образование

степеней сравнения.

1 П.71-72 упр.389

61. Падежные окончания существительных+прилагательных. 1 П.73 упр.395

62. Правописание прилагательных с существительными.

Правописание заимствованных прилагательных.

1 П.74-75 упр.399

63 Образование прилагательных. Морфологический разбор

прилагательных.

1 П.76-77упр.40466. Глагол как часть речи. 1 П.78 упр.414

67. Времена глагола. Спряжение глагола. 1 П.79-80 упр.436

68. Морфологический разбор глагола. Инфинитив. 1 П.81упр 445

69. Конрольный диктант по теме «Глагол» 1 П.79-80

70. Повторение пройденного материла за курс 5 класса. 1 УПР.452

УПР.457

УПР.467

УПР.470

Итого: 70


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе

Автор: Лостанова Рита Хазретовна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302971

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства