II.Создание проблемной ситуации Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует, корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися. 1.Беседа. Здравствуйте, ребята. Рассмотрите экспонаты, представленные на доске. Назовите их одним словом. (Это конверты) А что находится в конвертах? (Письма) Конечно, письма. Обратите внимание, какие они разные. Расскажите, какие письма представлены на выставке -Чем могут различаться письма? - Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2.) Тема нашего урока: «Я пишу тебе письмо». Слайд 2. Цель: познакомиться с жанром письма, его видами, сформировать навыки и культуру написания письма. (Слайд 3) -Запишите тему урока в тетради. Таким образом, мы сегодня будем говорить об эпистолярном жанре – т.е. о текстах, имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых адресату для сообщения определенных сведений. 2.Анализ эпиграфа -Давайте познакомимся с высказыванием известного русского писателя Константина Паустовского. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАН ЭПИГРАФ). Что он говорит о письмах. Как вы понимаете смысл его слов? ЭПИГРАФ: Нельзя писать в пустоту. Работая, нужно представлять того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. И тогда придут сильные и свежие слова. К.Паустовский. -Часто люди оказываются далеко друг от друга, не могут встретиться и поговорить, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Какова же история письма? -Давайте вернёмся к нашим экспонатам и прочитаем одно из писем: (открываю конверт, читаю на фоне музыки ( Слайд 4) 3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока. Письмо в стихах (из конверта). Мама, я пишу к тебе с любовью, И вдали скучаю по тебе, Как живешь, родная, как твое здоровье? Напиши в письме подробно о себе. Я звоню, и о твоем житье все знаю, Но с письмом ты передашь тепло души, Письма все храню в далеком крае, Для меня их нет дороже, напиши! Очень-очень по тебе скучаю, И всех благ тебе желаю от души, Мама, я тебя целую, обнимаю, Низко кланяюсь тебе и жду, пиши! -Кому адресовано это письмо? (маме) -Понравилось ли вам оно? (Да) Его автор – Сергей Кашлев- нежно обращается к матери, говорит о том, что скучает. -А вы пишите письма? Какие? -Чем данное письмо (на слайде 5)отличается от привычного вам электронного ? (Полные предложения, передает чувства) А ещё письмо может быть написано в стихах и в прозе. Вот пример электронного письма: Привет, мам! У меня все нормально. Как ты? Пиши! -Чем оно отличается от предыдущего? -Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее. Но, согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. -Теперь представьте, что вы лишены возможности написать электронное письмо. На помощь вам придёт бумажное. Знаете ли вы правила написания такого письма? - Давайте выясним, что такое письмо. А поможет нам в этом самая умная книга - “Толковый словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре Ожегова толкование слова «письмо». (Слайд 6.) | -Письма с фронта, письмо «в будущее», поздравительное, благодарственное письмо, личное и т.д. -Отличаются формой, содержанием, целью написания, адресатом Уточняют, формулируют тему урока. Записывают в тетради тему урока. Формулируют цели. Отвечают на вопросы учителя. Читают эпиграф к уроку. Приводят аргументы, например, письмо – это средство общения между людьми; письма – это вечные мысли; в письмах можно написать то, что не выскажешь словом. -Сначала было узелковое письмо, записки на берестяных грамотах, пергаменте, глиняные таблички, письма в картинках. Пользовались голубиной почтой. В 19 веке появились конверты… Читают письмо на слайде Отвечают на вопросы. Анализируют текст письма и делают вывод. -От виртуального письмо С.Кашлева отличается тем, что написано на бумаге. Его можно потрогать, почувствовать запах, такое письмо передает тепло заботливых рук. Отвечают: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу. |
III.Лексическая работа. | 4.Беседа по вопросам, письменная работа. -В мультфильме «Трое из Простоквашино» герои тоже пишут письмо. Это мой любимый мультфильм! Посмотрите его фрагмент и определите, какую ошибку допустили герои. Внимание на экран! (Просмотр видеофрагмента; слайд 7) - Почему письмо вызвало такую реакцию у родителей Дяди Федора? Скажите, как называют человека, который пишет письмо? АДРЕСАНТ. Найдите в словаре определение этого слова -С каким словом оно схоже по звучанию? (адресат - адресант) -Дайте ему определение. (Тот, кому направляют письмо-АДРЕСАТ) Запишите эти слова в тетрадь. Как называются слова, схожие по звучанию и морфемному составу, но различные по лексическому значению? Это слова- ПАРОНИМЫ -В ваших рабочих карточках даны предложения, куда нужно подставить эти слова. 1).Письмо было отправлено ____________ два дня назад. 2).Адресат - это _________________. - А теперь продолжим словарную работу. Дополните другими словами, связанными с темой «Письмо». Угадайте слово и запишите в тетрадь. 1. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт) 2. Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено. (адрес) 3. Цифровое, условное обозначение населённого пункта. (индекс) 4. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (почтальон) 5. Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то. (телеграмма) - Давайте проверим, какие слова мы записали. (Слайд 8.) Подчеркните в записанных словах орфограммы. | Отвечают на вопросы. - Автор у письма должен быть один, иначе происходит путаница. Учащиеся записывают слова в тетради, устно комментируют лексическое значение слов.(Отправитель. Адресант. Получатель. Адресат. Паронимы.) Словарная работа. Адресант, адресат, паронимы Конверт, адрес, индекс, телеграмма, почтальон. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватное понимание информации устного сообщения. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 5. Структура письма -С чего традиционно начинаются письма? (Приветствие, обращение) Приведите пример того, какими словами можно начать письмо к маме, другу, учителю.(На слайде появляются примеры) -Мы начали работать над структурой письма, выяснили первый ее компонент- приветствие. -Сейчас, работая в парах, вам необходимо установить последовательность остальных компонентов. На партах части структуры письма, которые нужно наклеить на основу (дети выполняют работу в парах) -Проверьте правильность выполненной работы по образцу на слайде 9. У кого все правильно, поднимите руки. Структура написания письма: Приветствие и/или обращение – имя того, кому предназначено письмо, этикетные слова (здравствуйте…). Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата. -Итак, алгоритм письма мы составили. 6.Физкультминутка. Слайд 10 - Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка «Что приносит почтальон?» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он: Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты. И письмо от тети Вали Чтоб ее приезда ждали | Обсуждают каждый пункт, определяют правильную структуру письма Самоанализ - дети маршируют -поворот туловища вправо, влево, руки в стороны -прыжки на двух ногах, руки вверх | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
V.Практическая работа. | 7. Слово учителя. Работа в группах. (Красный конверт. Неправильное письмо.) -Снова обратимся к нашей выставке писем. Откроем один из конвертов… Например, красный…Позвольте, я зачитаю… СЛАЙД 11 «А сегодня я ходил гулять! Мамочка, я за тобой скучаю! На улице мы играли в снежки, катались на санках. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду. У меня все хорошо, получаю «четверки», «пятерки». Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Пока. Было так весело! Как прошел твой день? Как у тебя дела?» -Удачное ли это письмо? Почему? Какие ошибки допустил адресант? -Видимо, это еще один неудачный опыт Дяди Федора. Перед нами масса ошибок и мы будем их исправлять. -Итак, красный конверт обозначил проблему. Ее нужно решать. Но как? Возможно, ответ нам подскажет желтый конверт. (Открываю) Жёлтый конверт (работа в группах) -Нам предстоит отредактировать это письмо. Но работать мы будем в группах. ДЕЛЕНИЕ детей на ГРУППЫ 1,2,3 Каждой группе предстоит работа над текстом. Познакомьтесь с текстами в ваших жёлтых конвертах и определите, какое задание будет выполнять ваша группа. -А пока идет работа в группах, Маша (любой ребёнок) выполнит индивидуальное задание: напишет поучительное письмо Дяде Федору. Вот тебе необходимые реквизиты. -У Пети(любой ребёнок) другое задание – он подпишет конверт для этого письма. Вот конверт. -Эксперты готовятся оценить работу в группах по алгоритму, проверив результаты работы по образцу. АЛГОРИТМ ОЦЕНИВАНИЯ: Задание было таково …. Группа № __ справилась с заданием. В работе допущено … ошибок. Работа выполнена …. (отлично, хорошо, удовлетворительно) -Представители групп, скажите, в чем состоит ваша задача при работе над текстом. (Ответы представителей в группах: Эксперты по алгоритму отчитываются о проделанной работе -Уважаемый эксперт, зачитайте, пожалуйста, письмо, которое получилось по итогам работы трех групп. (Эксперт зачитывает) -Мы решили проблему? | Решают типовые задачи (действуют по образцу). Представитель от группы зачитывает написанную часть письма. Работа с конвертом: -нарушена структура, допущены орфографические и пунктуационные ошибки, текст письма не имеет выразительных оборотов речи Зачитывает представитель группы: 1 гр. Мы получили текст письма с нарушенным алгоритмом. Наша задача – восстановить последовательность текста письма в соответствии со структурой. ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА: «У меня все хорошо, в школе получаю четверки, пятерки. Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду. У нас снежная, морозная погода. Как прошел твой день? Как у тебя дела? Сегодня я ходил гулять! На улице мы здорово играли в снежки, катались на санках. Пока. Твой сын. Было так весело! Мамочка, любимая, я по тебе скучаю». 2 гр. Мы получили текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, необходимо их исправить. Мы будем пользоваться орфографическим словарем. ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА: «Здраствуй мая милая мамачька! Как прошол твой день? Как у тебя дила? У меня все харашо, в школе палучаю читвёрки, питёрки. У нас снежъная марозная погода. Сегодня я хадил гулять! На улице мы здорава играли в снешки катались на санках. Было так весило! Мамочка, любимая, я а тибе очень скучаю! Я хочу, чтобы ты поскорее вирнулась. Абизательно напиши мне ответ. Я очень жду. Пока. Твой сын.» 3 гр. Перед нами неэмоциональный текст, который не имеет выразительных оборотов речи. Нам предстоит наполнить письмо средствами выразительности, пользуясь словарями эпитетов, фразеологизмов.) «Здравствуй, ____________мамочка! Как прошел твой день? Как у тебя дела? У меня все хорошо, в школе получаю четверки, пятерки. У нас ___________________ погода. Сегодня я ходил гулять! На улице мы________ играли в снежки, катались на санках. Было так весело! Мамочка, _________, я по тебе ________скучаю! Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду. Пока. Твой сын». Слова для справок: моя милая, снежная, морозная, здорово, любимая, очень. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
VI. Рефлексия деятельности (итоги урока). | 8.Организует рефлексию. -Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? О чем должны помнить при написании письма? -Ребята, наш урок подошел к концу. Собираем конверт для Дяди Фёдора -Чтобы дядя Федор больше не огорчал своих родителей, Маша написала ему письмо. Прочитай его. -Что еще можно положить в конверт, чтобы удивить адресата? -Мы отправляем это письмо. И Дядя Федор научится писать красивые, проникновенные письма своим близким. 9.Итог урока. Заключительное слово учителя. -Так эмоционально, содержательно, впечатляюще писали русские мастера слова – русские классики литературы – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Их письма, письма Ю. Гагарина, Д. Лихачева, М. Горького и многих других авторов, стали достоянием русской и мировой литературы. Может быть, кто-то из вас, начав писать письма сегодня, станет великим матером слова завтра… 10.Видео- слайд 12 (ответ мамы Дяди Фёдора) ТУК-ТУК Нам уже пришел ответ! Смотрим на экран!... Молодцы, ребята! Сегодня и я довольна вашей работой! Мы заканчиваем урок на этой позитивной ноте. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия -О соблюдении структуры, написании одним адресантом, включении выразительных речевых оборотов, соблюдении правил правописания «Дорогой дядя Федор! Мы хотим помочь тебе в умении писать письма. Поэтому отправляем образец, составленный нами, и структуру написания письма, которую нужно соблюдать. Не бойся выражать чувства! Обращаясь к маме, используй выразительные слова. Желаем тебе удачи! Ученики 6 «Д» класса МБОУ ООШ №1 г. Железноводска 15 апреля 2021.» -Структуру письма, разные интересные вещи: календарик, линейку, наклейки и др… | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
VII. Домашнее задание. | 11. P. S.(Третий Зелёный конверт) Ах, да! У вас на столах еще остались зеленые конверты! Откройте их! (пауза… открывают, звучит музыка, слайд13) -Что же там? Вы получили письма от ваших мам? Не может быть! -Кто хочет зачитать понравившиеся строки? -Что вы ощущаете? Сюрприз получился? -Вы должны знать, что оставлять письмо без ответа – признак дурного тона. А значит, это письмо оставить без ответа никак нельзя. Написать ответное письмо – ваше домашнее задание. -Напомните, что говорил К.Паустовский о письмах? «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова» -Желаю вам больше положительных эмоций. Помните, что бумажное письмо может быть не только средством общения, но и прекрасным подарком. Удивляйте дорогих Вам людей! Удачи, ребята! А нам пора прощаться! До новых встреч! | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы. По желанию дети зачитывают письма, полученные от мам. | |