Цели урока: Дать понятие о рассуждении как о типе речи; познакомить со структурой рассуждения; учить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; обучать созданию высказывания-рассуждения самостоятельного характера.
Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь, вкус к языку, интерес к художественному слову. Развитие творческой активности обучающихся.
Воспитывать любовь к книге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок. Рассуждение как тип речи.»
Урок. Рассуждение как тип речи.
Цели урока: Дать понятие о рассуждении как о типе речи; познакомить со структурой рассуждения; учить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; обучать созданию высказывания-рассуждения самостоятельного характера.
Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь, вкус к языку, интерес к художественному слову. Развитие творческой активности обучающихся.
Воспитывать любовь к книге.
Ход урока
1.Приветствие.
- Сегодня на уроке мы снова говорим о текстах, о том, какие они бывают и как они строятся).
-Что такое текст?
Все мы создаем тексты, чтобы выразить какую-то определенную мысль. Но выражаем мы собственные мысли разными способами, и, следовательно, тексты, которые у нас получаются, оказываются разной структуры или, как говорят ученые, относятся к разным типам речи.
- Какие типы речи вам известны?
(Повествование и описание).
- От чего зависит, какой тип речи будет выбирать говорящий?
(От задачи, которую он перед собой ставит). Отлично.
- Вспомните, какую задачу ставит перед собой говорящий, создавая текст-повествование? (Рассказать о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Чем все закончилось?)
- Какую задачу ставит перед собой говорящий, создавая текст-описание?
(Представить признаки, свойства предмета, ответить на вопрос: какой предмет?)
- Предлагаю выполнить задание 1.
Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
Текст 1
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Текст 2
Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
Текст 3
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Это очень важно, потому что они помогут вам стать личностью.
- Итак, к какому типу речи, на ваш взгляд, относится этот текст? Обоснуйте свое мнение.
(Это не описание и не повествование. Предположим, что это новый (другой) тип речи).
- Какие тогда задачи мы будем решать сегодня на уроке?
1. Какую цель ставил перед собой автор, создавая текст данного типа речи?
2. Какова структура текста данного типа речи? (Желательно эти задачи зафиксировать на доске).
- Попробуем решить эти задачи, обратившись к содержанию текста. Посмотрите внимательно на текст.
- Сколько смысловых частей в этом тексте? (Три)
- Как вы определили количество смысловых частей? (По микротемам, которые отражены в каждом абзаце).
Обратитесь к этим смысловым частям и определите, о чем этот текст?(О книгах). Действительно, слово книга является ключевым в этом тексте.
- А какую главную мысль, на ваш взгляд, хотел донести до нас автор текста, рассказывая о книгах? (Книги – наши учителя и помощники….)
- В какой смысловой части текста отражена эта мысль?(В первой части).
Прочитайте эту часть текста.
Фиксирую на доске: 1. Основная мысль автора
- Подумайте, как автор убеждает нас в том, что «книги – учителя и помощники»? (Приводит доказательства)
- Прочитайте те высказывания, которые являются доказательством того, что «книги – друзья».
- В какой части текста отражены доказательства основной мысли?(Во второй части).
Фиксирую на доске: 2. Доказательства
- Что собой представляет третья смысловая часть? Что она содержит?(Вывод)
Фиксирую на доске: 3. Вывод
Итак, мы поработали со смысловыми частями текста.
- На какой из вопросов мы ответили, проделав данную работу?(Какова структура данного типа речи).
- Какова же структура данного текста?
- Мне остается только добавить, что в науке мысль автора, которую необходимо доказать, называют тезисом.
- Попробуйте теперь сформулировать цель, которую ставил перед собой автор данного текста.(Доказать, объяснить, что книги – наши друзья).
- Как, по-вашему, называется тип речи, который использует автор, чтобы доказать, объяснить?(Рассуждение).
- Сформулируйте, пожалуйста, теперь тему сегодняшнего урока.(Рассуждение как тип речи).
- Обратимся к заданию 2.
Предлагаю вам выполнить следующее задание
Вам дан тезис и вывод. Восстановите текст-рассуждение по предложенным вам структурным частям.
На доске
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу.
Поэтому это мое любимое время года.
-Учебник стр 81, читаем правило упр152
Итог:
- Итак, с текстом какого типа речи мы познакомились на данном уроке?
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке? Удалось ли нам их решить?
- Какую же задачу решает автор, создавая текст-рассуждение?(Объяснить, доказать свою мысль).
- Какую структуру имеет текст-рассуждение?(Тезис – доказательства- вывод).
Дача домашнего задания. Выучить записи в тетради. Составить рассуждение на любую тему.
Вариант подведения итога урока:
Сегодня на уроке я узнал …..
На уроке мне особенно понравилось ….
Я испытывал затруднение в ….
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.
Я считаю, что книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет.
Во-первых, эти волшебники рассказывают тебе о далеком прошлом, ведают о настоящем, увлекают в мир будущего. Во-вторых, они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. Они помогут вам стать личностью.