2. Организация урока:
Тип урока: урок закрепления знаний.
Структура урока: Организационный момент, мотивация к учебной деятельности; Актуализация знаний и фиксация затруднений; Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока); Закрепление изученного материала Первичное закрепление в известной ситуации);
Предметные: научиться выделять структурные части текста-рассуждения, подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основе вывод, создавать собственные тексты-рассуждения.
Личностные: уметь активно работать на уроке, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе доказательств при рассуждении, уметь в процессе реальной ситуации использовать полученные знания при составлении текста-рассуждения;
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка;
Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в разнообразные виды деятельности и формы сотрудничества;
№ п/п | Этап урока | Цель (формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1. | Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебную деятельность | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. Ребята, вы перед собой видите текст. В руках у меня кусочек ткани. Вопрос: - Зачем я принесла кусочек ткани, ведь у нас урок русского языка, а не технологии? Ответить на этот вопрос помогут слова поэта Кантемира. (слайд 1) | Волевая саморегуляция. Объясняют сходство между тканью и текстом. | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Организация ситуации, которая актуализирует необходимые знания для дальнейшей работы | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Что такое текст? Тема текста? Идея текста? Структура текста-рассуждения? | Находят соответствие слова и его определения. | Актуализация знаний, необходимых для закрепления новой темы | Словесное поощрение учителя |
3. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Постановка цели, уточнение темы урока | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Ребята, на днях мне одна ученица пожаловалась на то, что ей не хватает времени, чтобы все успевать. У нее танцы, конкурсы, подготовка к олимпиадам, конференциям. Проблема нехватки времени для вас актуальна? Как вы думаете, каким типом речи мы пользовались в большей мере? Почему? О каком типе речи мы будем говорить сегодня? Чему мы будем учиться на данном уроке? (слайд 5) | Фиксируют затруднение, проблему. Формулируют тему и цель урока. | Готовность к восприятию и использованию новых знаний | Словесное поощрение учителя |
4. | Закрепление изученного материала Первичное закрепление в известной ситуации) | Организация деятельности для отработки навыков рассуждения, Формулирова ние собственного мнения. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное закрепление. Задание №2 1.Прочитайте текст. 2.Сделайте анализ текста по схеме. Схема анализа текста Какова тема текста? Какова основная мысль текста? Какова структура текста? 3.Докажите, что данный текст относится к рассуждению (слайд 6) | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выполняют задание № 2 | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
5. | Физминутка |
6. | Закрепление (2. в измененной ситуации) | Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррек ции. | Организует деятельность по применению знаний. Задание № 3 Давайте, ребята, побудем в роли сыщиков. У Шерлока Холмса не хватило времени на данное расследование, поэтому он попросил вас ему помочь. Есть предметы, но нет адресата. Вам нужно определить, кому принадлежат эти вещи. Как вы думаете, могут ли вещи рассказать о своих хозяевах? У каждой группы своя коробка с вещами. В 3 коробках лежат предметы. В 1-ой – гантели, грамота, медаль. Во 2-ой – микроскоп, лупа. В 3-ей – перо, подсвечник, бумага. Определите, кому принадлежат эти вещи и докажите свою правоту. | Осуществляют самопроверку. Выполняют Задание № 3 Доказывают, рассуждают. ( Обсуждение в группах). | Осознание значимости знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в маршрутном листе. |
7. | Творческое применение знаний | Организация и планирование учебного сотрудниче ства с учителем и сверстниками, формулиро вание собственного мнения | Организует деятельность по применению знаний. Задает проблемные вопросы. Просмотр фрагмента мультфильма. Что случилось с мальчиком? Как ему помочь? Обсуждение. Ребята, вам нужно написать свой вариант рассуждения на вопрос: Как помочь мальчику? («Сказка о потерянном времени» 4 мин.) | Предлагают свои версии. Доказывают. | | |
8. | Рефлексия деятельности | Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка | Организует рефлексию. - Что было интересно на уроке? - Что было трудно? - Пригодятся ли вам ваши знания? Самооценка, оценка учителя. (слайд 8) | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Сегодня на уроке я понял… Теперь я могу… | Ценностное отношение к деятельности и её оценка | Самооценка в маршрутном листе. Оценка учителя. |
9. | Информация о домашнем задании | Закрепление полученных знаний. Развитие творческих способностей | На выбор: 1.Найдите в любимом художественном произведении небольшой отрывок рассуждения. Докажите, что данный текст - текст-рассуждение. 2) Упр. 377. (слайд 11, 12) | Самостоятельная домашняя работа | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей | Оценка учителя |
Я считаю, что поставленные задачи удалось решить на необходимом уровне и избежать перегрузки учащихся. Думаю, выбранная структура урока была рациональна для решения всех задач. Время было использовано рационально. Логическая связь между этапами урока наблюдалась. Средства обучения использовались целесообразно. В течение урока обеспечивалась хорошая работоспособность учащихся.
Таким образом, на уроке удалось полностью реализовать все поставленные задачи.