ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ
Цели: повторить типы речи, расширить знания учащихся о рассуждениях, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, воспитание любви к русскому языку, привитие интереса
Ход урока:
I. Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока).
- Сегодня на уроке мы вспомним типы речи, повторим их отличительные признаки, рассмотрим подробно рассуждение.
II. Проверка домашнего задания
1) - Дома вы должны были повторить типы речи, определить тип текста, в данных вам отрывках.
- Давайте прочитаем выразительно отрывок из текста Соколова-Микитова (выразительное чтение)
Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?
- Определите тип текста.
- Да, это описание, обоснуйте свой ответ (Автор рисует картину восхода солнца на океане)
- Что является объектом описания? Океан
- Какие части речи преобладают в описании? Назовите их. (Прилагательные, причастия с оценочным значением).
- Что придает описанию яркость, образность, особую выразительность? (Средства художественной изобразительности) Найдите их.
раздувается пылающим шаром- сравнение. золотисто-голубым шатром-сравнение
гребни волн - (метафора)
бескрайнее море (эпитет), рождается новый день (олицетворение)
- Какой способ связи предложений характерен при описании? (параллельная) 1 предложение - тема, а последующие предложения содержат признаки и свойства предметов, которые надо охарактеризовать.
-Посмотрите, ребята, мы без живописной картины смогли представить такое чудо, как восход солнца на океане, как красиво это описал словами мастер слова.
2) - Давайте определим тип 2 отрывка
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель! Смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал.
(А.С. Пушкин)
- Повествование, обоснуйте свой ответ.
- Какая связь предложений при повествовании? (последовательная)
1
2
3
Прочитайте схему.
1 предложение - тема, каждое следующее предложение нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего, синоним, собственное существительное, замененное местоимение. III. А над третьим типом речи мы поработаем вместе. Открыли тетради, записываем число, тему.
- Какова структура текста-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод)
- Что значит каждое из этих понятий?
- Прочитаем текст-рассуждение, в котором есть все три компонента, найдем их.
Нужно ли изучать русский язык в русской школе?
Русский язык - язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают и о жизни общества, и его истории.
Русский язык - один из богатейших мировых языков. Изучая его, школьники познают его закономерности, овладевают нормами литературной речи, расширяют свой активный словарь.
В.Г. Белинский писал: "Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу".
Изучение языка - важнейшее условие развития язык; и мышления, повышения культурной речи.
Таким образом, изучение русского языка в русской школе имеет огромное значение.
(В.Г. Белинский - русский критик 19 века)
- Прочитайте тезис, в какой форме он дан?
- Какие аргументы вы увидели? Прочитайте первые 2 доказательства.
- В чем убеждает автор собеседника?
- В качестве 3-го аргумента приведено высказывание В.Г. Белинского. Прочитаем его и объясним значение.
- Обратите внимание, как актуально и сегодня изречение о необходимости изучать русский язык. Это было важно ив 19 в., во времена В.Г. Белинского, важно и для нас, живущих в 21 веке.
- Чему еще способствует изучение языка?
- Где вывод? При помощи каких слов автор перешел к выводу?
- Обратите внимание, как показана последовательность аргументов.
- А еще как может быть выражена последовательность аргументов? (при помощи вводных слов: во-первых, во-вторых.)
- А еще, ребята, в качестве аргументов могут быть приведены ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, примеры из личной жизни.
- Как еще можно перейти к выводу? (При помощи слов итак, следовательно, значит, таким образом).
IV. Закрепление. Самостоятельная работа
- А теперь сами попробуем создать свой текст-рассуждение. Я вам дам тезис. Вы должны подобрать 2 аргумента.
Записываем.
Всякий язык развивается. Это объясняется следующим.
Во-первых, наша жизнь не стоит на одном месте. Возникает новое явление
- возникает и новое слово.
Во-вторых, слова приходят из других языков. Между разными странами существуют культурные, торговые, деловые отношения. Слова компьютер, дисплей, принтер пришли из английского языка.
В-третьих, слова, как все живое, могут стареть и умирать. Одни слова совсем уходят из языка, а некоторые заменились другими. Ушли такие слова, как гридница, кавалергард. Теперь мы говорим не очи, а глаза, не рамена, а плечи. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое целое».
Итак, изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.
V. Давайте подведем итоги.
Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений.
Рассуждение требует логически стройной речи, системы доказательств, так как цель - убедить адресата, в чем-либо.
VI. Оценки.
VII. Тему урока продолжим раскрывать в домашней работе.
Дома. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Слово - дело великое», используя в качестве одного из аргументов пословицу.