kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ

Цели: повторить типы речи, расширить знания учащихся о рассуждениях, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, воспитание любви к русскому язы­ку, привитие интереса

Ход урока:

I.            Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока).

-      Сегодня на уроке мы вспомним типы речи, повторим их отличительные признаки, рассмотрим подробно рассуждение.

II.           Проверка домашнего задания

1) - Дома вы должны были повторить типы речи, определить тип текста, в данных вам отрывках.

-      Давайте прочитаем выразительно отрывок из текста Соколова-Микитова (выразительное чтение)

Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то разду­вается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набе­гающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром по­крывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золо­тыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

-      Определите тип текста.

-      Да, это описание, обоснуйте свой ответ (Автор рисует картину восхода солнца на океане)

-      Что является объектом описания? Океан

-      Какие части речи преобладают в описании? Назовите их. (Прилагатель­ные, причастия с оценочным значением).

-      Что придает описанию яркость, образность, особую выразительность? (Средства художественной изобразительности) Найдите их.

 раздувается пылающим шаром- сравнение. золотисто-голубым шатром-сравнение

гребни волн - (метафора)

бескрайнее море (эпитет), рождается новый день (олицетворение)

-      Какой способ связи предложений характерен при описании? (параллель­ная) 1 предложение - тема, а последующие предложения содержат при­знаки и свойства предметов, которые надо охарактеризовать.

-Посмотрите, ребята, мы без живописной картины смогли представить такое чудо, как восход солнца на океане, как красиво это описал словами мастер слова.

2) - Давайте определим тип 2 отрывка

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее за­кладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель! Смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непо­нятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал.

(А.С. Пушкин)

-       Повествование, обоснуйте свой ответ.

-       Какая связь предложений при повествовании? (последовательная)







 

1

2

3


 

                                Прочитайте схему.

1 предложение - тема, каждое следующее предложение нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыду­щего, синоним, собственное существительное, замененное местоимение. III. А над третьим типом речи мы поработаем вместе. Открыли тетради, записываем число, тему.

-       Какова структура текста-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод)

-       Что значит каждое из этих понятий?

-       Прочитаем текст-рассуждение, в котором есть все три компонента, най­дем их.

Нужно ли изучать русский язык в русской школе?

Русский язык - язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают и о жизни общества, и его истории.

Русский язык - один из богатейших мировых языков. Изучая его, школь­ники познают его закономерности, овладевают нормами литературной речи, расширяют свой активный словарь.

В.Г. Белинский писал: "Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу".

Изучение языка - важнейшее условие развития язык; и мышления, по­вышения культурной речи.

Таким образом, изучение русского языка в русской школе имеет огром­ное значение.

(В.Г. Белинский - русский критик 19 века)

-       Прочитайте тезис, в какой форме он дан?

-      Какие аргументы вы увидели? Прочитайте первые 2 доказательства.

-       В чем убеждает автор собеседника?

-       В качестве 3-го аргумента приведено высказывание В.Г. Белинского. Прочитаем его и объясним значение.

-       Обратите внимание, как актуально и сегодня изречение о необходимости изучать русский язык. Это было важно ив 19 в., во времена В.Г. Белин­ского, важно и для нас, живущих в 21 веке.

-       Чему еще способствует изучение языка?

-       Где вывод? При помощи каких слов автор перешел к выводу?

- Обратите внимание, как показана последовательность аргументов.

-  А еще как может быть выражена последовательность аргументов? (при помощи вводных слов: во-первых, во-вторых.)

-  А еще, ребята, в качестве аргументов могут быть приведены ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, пословицы и поговорки, выра­жающие народную мудрость, примеры из личной жизни.

-  Как еще можно перейти к выводу? (При помощи слов итак, следова­тельно, значит, таким образом).

IV.     Закрепление. Самостоятельная работа

- А теперь сами попробуем создать свой текст-рассуждение. Я вам дам те­зис. Вы должны подобрать 2 аргумента.

Записываем.

Всякий язык развивается. Это объясняется следующим.

Во-первых, наша жизнь не стоит на одном месте. Возникает новое явление

-  возникает и новое слово.

Во-вторых, слова приходят из других языков. Между разными странами существуют культурные, торговые, деловые отношения. Слова компью­тер, дисплей, принтер пришли из английского языка.

В-третьих, слова, как все живое, могут стареть и умирать. Одни слова со­всем уходят из языка, а некоторые заменились другими. Ушли такие сло­ва, как гридница, кавалергард. Теперь мы говорим не очи, а глаза, не ра­мена, а плечи. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, со­единяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно ве­ликое, историческое целое».

Итак, изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.

V.      Давайте подведем итоги.

Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается причинная взаи­мосвязь событий и явлений.

Рассуждение требует логически стройной речи, системы доказательств, так как цель - убедить адресата, в чем-либо.

VI.     Оценки.

VII.   Тему урока продолжим раскрывать в домашней работе.

Дома. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Слово - дело вели­кое», используя в качестве одного из аргументов пословицу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ"»

ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ

Цели: повторить типы речи, расширить знания учащихся о рассуждениях, развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха, воспитание любви к русскому язы­ку, привитие интереса

Ход урока:

I. Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока).

- Сегодня на уроке мы вспомним типы речи, повторим их отличительные признаки, рассмотрим подробно рассуждение.

II. Проверка домашнего задания

1) - Дома вы должны были повторить типы речи, определить тип текста, в данных вам отрывках.

- Давайте прочитаем выразительно отрывок из текста Соколова-Микитова (выразительное чтение)

Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то разду­вается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набе­гающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром по­крывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золо­тыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля... Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

- Определите тип текста.

- Да, это описание, обоснуйте свой ответ (Автор рисует картину восхода солнца на океане)

- Что является объектом описания? Океан

- Какие части речи преобладают в описании? Назовите их. (Прилагатель­ные, причастия с оценочным значением).

- Что придает описанию яркость, образность, особую выразительность? (Средства художественной изобразительности) Найдите их.

раздувается пылающим шаром- сравнение. золотисто-голубым шатром-сравнение

гребни волн - (метафора)

бескрайнее море (эпитет), рождается новый день (олицетворение)

- Какой способ связи предложений характерен при описании? (параллель­ная) 1 предложение - тема, а последующие предложения содержат при­знаки и свойства предметов, которые надо охарактеризовать.

-Посмотрите, ребята, мы без живописной картины смогли представить такое чудо, как восход солнца на океане, как красиво это описал словами мастер слова.

2) - Давайте определим тип 2 отрывка

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее за­кладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель! Смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непо­нятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал.

(А.С. Пушкин)

- Повествование, обоснуйте свой ответ.

- Какая связь предложений при повествовании? (последовательная)

1

2

3


Прочитайте схему.


1 предложение - тема, каждое следующее предложение нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыду­щего, синоним, собственное существительное, замененное местоимение. III. А над третьим типом речи мы поработаем вместе. Открыли тетради, записываем число, тему.

- Какова структура текста-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод)

- Что значит каждое из этих понятий?

- Прочитаем текст-рассуждение, в котором есть все три компонента, най­дем их.

Нужно ли изучать русский язык в русской школе?

Русский язык - язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают и о жизни общества, и его истории.

Русский язык - один из богатейших мировых языков. Изучая его, школь­ники познают его закономерности, овладевают нормами литературной речи, расширяют свой активный словарь.

В.Г. Белинский писал: "Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу".

Изучение языка - важнейшее условие развития язык; и мышления, по­вышения культурной речи.

Таким образом, изучение русского языка в русской школе имеет огром­ное значение.

(В.Г. Белинский - русский критик 19 века)

- Прочитайте тезис, в какой форме он дан?

- Какие аргументы вы увидели? Прочитайте первые 2 доказательства.

- В чем убеждает автор собеседника?

- В качестве 3-го аргумента приведено высказывание В.Г. Белинского. Прочитаем его и объясним значение.

- Обратите внимание, как актуально и сегодня изречение о необходимости изучать русский язык. Это было важно ив 19 в., во времена В.Г. Белин­ского, важно и для нас, живущих в 21 веке.

- Чему еще способствует изучение языка?

- Где вывод? При помощи каких слов автор перешел к выводу?

- Обратите внимание, как показана последовательность аргументов.

- А еще как может быть выражена последовательность аргументов? (при помощи вводных слов: во-первых, во-вторых...)

- А еще, ребята, в качестве аргументов могут быть приведены ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, пословицы и поговорки, выра­жающие народную мудрость, примеры из личной жизни.

- Как еще можно перейти к выводу? (При помощи слов итак, следова­тельно, значит, таким образом).

IV. Закрепление. Самостоятельная работа

- А теперь сами попробуем создать свой текст-рассуждение. Я вам дам те­зис. Вы должны подобрать 2 аргумента.

Записываем.

Всякий язык развивается. Это объясняется следующим.

Во-первых, наша жизнь не стоит на одном месте. Возникает новое явление

- возникает и новое слово.

Во-вторых, слова приходят из других языков. Между разными странами существуют культурные, торговые, деловые отношения. Слова компью­тер, дисплей, принтер пришли из английского языка.

В-третьих, слова, как все живое, могут стареть и умирать. Одни слова со­всем уходят из языка, а некоторые заменились другими. Ушли такие сло­ва, как гридница, кавалергард... Теперь мы говорим не очи, а глаза, не ра­мена, а плечи. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, со­единяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно ве­ликое, историческое целое».

Итак, изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.

V. Давайте подведем итоги.

Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается причинная взаи­мосвязь событий и явлений.

Рассуждение требует логически стройной речи, системы доказательств, так как цель - убедить адресата, в чем-либо.

VI. Оценки.

VII. Тему урока продолжим раскрывать в домашней работе.

Дома. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Слово - дело вели­кое», используя в качестве одного из аргументов пословицу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ"

Автор: Габидуллина Алифа Шафигуллиновна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока по алгебре и началам анализа в 9 классе "Решение уравнений с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-v-9-klassie-rieshieniie-uravnienii-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "100559"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402384216"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства