Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Основные виды деятельности учащихся:самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, составление новых слов, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Оборудование урока: учебник русский язык 2ч, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация, доска, черный ящик, толковый словарь.
Эпиграф.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей*
Делать слово из частей!
Ход урока.
1. Организационный момент. (Мобилизующий этап)
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей.
Для чего мы пришли на урок?
Вспомним наш девиз
Наш девиз: Орешек знанья твёрд,
Но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: (закончить четверостишие)
«Хотим всё знать!»
2. Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание:
мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Пишем ответы в строчку. (работа на доске).
Вопросы:
1. Часть речи, которая может употребляться вместо имён существительных. (местоимение)
2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и произношению, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
3. Как называются предложения, в которых кроме главных есть и второстепенные члены предложения. (распространённые)
6. Наука, изучающая слово как часть речи. (морфология)
7. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный)
8. Название знака препинания, который ставится в предложения, выделяя прямую речь. (Кавычки)
9. Слова противоположные по лексическому значению (Антонимы)
В итоге сложилось слово МОРФЕМИКА.
Итак, у нас последний урок в этом разделе.
- Составим проект урока!
- Что мы должны сделать сегодня на уроке?
Ответы учащихся:
- Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика»
- Повторить орфограммы, изученные в разделе;
- повторить разбор слова по составу;
- подготовиться к контрольной работе.
Работа со слайдом
Работа с тетрадями: запись числа, классная работа
Тетрадь наклонно положу
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу
С чистотою я дружу
На «отлично» напишу.
Предлагаю записать эпиграф нашего сегодняшнего урока.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей*
Делать слово из частей!
Начнём со словарной работы
ГРАМОТЕЙ
- Что обозначает это слово? (грамотный человек)
- Просклоняем слово (грамотея, грамотею), разберём по составу
- Подберём однокоренные слова (грамотный, грамота, безграмотный, неграмотный, грамотка)
Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)
Из каких морфем состоят слова ? (окончание, основа, корень, суффикс, приставка).
К нам почтальон Печкин принес телеграмму.
СОС. Помогите. Потерялась Золушка. Заблудилась в какой- то стране Морфемика. Идем ее искать. Просим помочь! Принц.
Ну что, ребята, поможем принцу найти Золушку?
Чтобы помочь Принцу найти Золушку в стране Морфемика необходимо выполнить разные задания. Согласны вы?
Задание «Конструктор» (составить из морфем новые слова).
приставка как в слове заскочить,
корень как в слове помашет,
суффикс как в слове шляпка,
окончание как в слове каблуки. (Замашки)
приставка как в слове подсолнечный,
корень как в слове осинка,
суффикс как в слове малиновый,
суффикс как в слове домик
окончание как в слове стол. (Подосиновик)
(карточка)
А сейчас мы немножко отдохнем и проведем физминутку.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Задание «Прятки с буквами З и С».
Ребята! Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова. Но сначала давайте вспомним, в каком случае в приставках пишется буква З, а в каком С? В каких словах нет приставки, и они начинаются с З? (здесь, здоровье, здание).
Молодец! Скоро закончиться наше путешествие, и мы поможем принцу найти Золушку, которая потерялась в стране «Морфемика».
Задание «Отгадай-ка».
1. Недавно появившийся из семени стебелёк- ( росток)
2. Вид работы по развитию речи, при которой нужно написать по памяти предложенный текст –( изложение)
3. Насекомые, собирающие мёд – (пчёлы)
4. Количество лет от рождения – (возраст)
5. Часть речи, которая обозначает признак предмета – (прилагательное)
6. Головной убор, пришитый к кофте или верхней одежде –( капюшон)
Задание «Четвертое лишнее».
1.Больница, болтун, больной, болевой.
2. Гореть, горный, гора, гористый.
3. Водитель, вода, подводный, водоросли.
Молодцы! Как вы думаете, помогли ли мы принцу?
Да, помогли, и он встретился с Золушкой!!
(Слайд)
А теперь мы немножко отдохнем, совершим путешествие в зимний лес.
(Слайд. Чтение стихотворения о зиме).
Подводим итоги урока.
- Что сегодня повторяли?
Задание. «Черный ящик»
Шарада (слайд)
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе всё - стоит теперь в журнале
( оценка) (Слайд)
Рефлексия.
Ребята, я раздала вам квадратики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, возьмите себе розовый квадрат. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте жёлтый листочек.
А теперь оцените меня. Если вам понравился урок – похлопайте в ладошки, если не понравился – потопайте ножками.
Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем: