kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Суффикс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

3 класс

 ОС «Школа 2100»

Тема: «Части слова. Суффикс. Суффикс и его роль в слове»

Цели:

  1. Образовательные: закрепить знания о морфемах, углублять представления о значениях суффикса в слове; развивать фонематический слух; формировать навыки грамотного письма; обогащать словарный запас учащихся, формировать умения работать с текстом.
  2. Воспитательные: содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, воспитывать любовь к родному краю, истории; содействовать профилактике утомляемости учащихся; прививать интерес к русскому языку.
  3. Развивающие: развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память; развивать и обогащать речь учащихся, способствовать развитию эмоциональной сферы, развивать коммуникативные умения.

Задачи:

  • актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
  • организовать деятельность по определению роли суффикса в слове.

Прогнозируемые результаты:

  1. Личностные:
  • ценностное отношение к процессу определения роли суффикса
  • осознание практической важности суффикса для образования новых слов
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу
  • осознание учащимися практической и личной значимости результатов каждого этапа урока
  1. Метапредметные
  • умение принимать и сохранять цель урока
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
  • умения провести рефлексию своих действий на уроке
  1. Предметные:
  • умение разбирать слово по составу
  • умение видеть роль суффикса
  • умение применять знания в жизненных ситуациях

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для работы в группе, карточки-помощники (учебные карты), разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Орг. момент

Добрый день! Посмотрите вокруг. У нас гости. Не волнуйтесь. Вы -дружная команда и у вас все получится.

  1. Актуализация
  1. Из чего состоят слова, которые мы произносим?
  • Первое задание – выполнить фонетический разбор (индивидуально у доски)

ёжик [й’о?жык] – 2 сл., 4б., 5зв.

  1. Из чего состоят предложения?(индивидуальная работа на планшетах)
  • Из слов, связанных по смыслу
  • Второе задание – разобрать предложение(индивидуально у доски)
  • греет в редком лесу солнце.
  1. Фронтальная работа. Орфографическая минутка.

Однажды поспорили предложение и текст Кто для человека важнее?

  • : «Конечно я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль»
  • : «Но ты состоишь из предложений- значит, я главнее»

А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него. Поможем слову?

  • Прочитайте слова. Разделите на группы

везд_ход, н_вс_гда, _рянск, ул_ца,_ородище, одн_дневный, _есна, во_вода, г_рой, _равцов, гор_д, тысяч_летие.

I                                                                             II                                                                                    III

      Cложные слова                                                      Имена собственные                                                  Безударные гласные

       вездеход                                                                       Брянск                                                                      навсегда

   однодневный                                                                   Городище                                                                      улица

     воевода                                                                           Десна                                                                         герой

   тысячелетие                                                                    Кравцов                                                                       город

  •  
  1. Определение темы урока
  1. Отправимся в виртуальное путешествие
  • Куда? Уберите пары согласных.

Слайд 1.

Страна Морфемика

  • Знакомы вы с этой страной?

Морфемика – это…

  • Что такое морфемы? (части слова)
  • Расскажите об изученных морфемах по плану, составленному на предыдущих уроках.

Работа в группах: 1-окончание; 2- корень; 3- приставка

  • Все ли морфемы назвали?

Какова тема урока?

Слайд 2.

Знакомы ли вы с этой морфемой? Что знаете о суффиксе?

Что еще хотите узнать?

Какие задачи поставили на урок?

Слайд 3. План

  1. Повторение. Вспоминаем то, что знаем.
  1. Совершим прогулку. Начнем с зимнего леса.
  • Прочитайте слова

Слайд 4. Лес      лесок       лесник

Что можете сказать о данных словах? (однокоренные)

А о значениях? (значения разные)

Что означает каждое слово?

Если значения разные, то какие будут основы?

Запишите слова. Выделите основу. Что нужно сделать сначала?( найти окончание)Как найти? Выделите основу, корень.

Слова однокоренные, а основы разные.

Почему?( из-за суффикса)

?   Для чего нужен суффикс в словах?

Вывод: Суффикс служит для образования новых слов.

Из трех слов какое является главным, от которого произошли остальные? (лес)

Как образовалось второе слово? (ок)

Какое значение у этого суффикса? (уменьшительно-ласкательный)

-открываем ОК

  • Подберите синонимы к слову лес. (бор, дубрава, роща)
  • Прямое или переносное значение? А переносное имеет?(лес рук-много)
  • Вспомните пословицы и поговорки, в которых используется слово лес.

Лес рубят, щепки летят.

Волков бояться - в лес не ходить.

Кто в лес – кто по дрова.

Физминутка (для глаз)

  1. Пойдем дальше. Какая река протекает в нашем городе?

Образуйте от слова река родственные слова.

Запишем их: речушка, речная, реченька.

? Какой суффикс в первом слове, втором?

    Легко сразу ответить на этот вопрос?

Какая задача стоит перед нами?

Составить алгоритм, как найти в слове суффикс.

С чего начнем?

  1. Найдем изменяемую часть. (окончание)
  2. Найдем неизменяемую часть. (основа)
  3. Найдем корень. Подберем однокоренные слова.
  4. Найдем ту часть, которая добавилась.
  5. Выделим суффикс. Какой суффикс? (-ушк) Значение? (уменьшительно-ласкательный)
  • Коллективный разбор.
    •  
  • Самостоятельно

Реченька (1-у доски)

Значение суффикса? (уменьшительно-ласкательный)

  1. Роль суффиксов в словах
  1. Дифференцированная работа.

Продолжим гулять и изучать наш город.

1 гр. Библиотека

Отрывок Л.Гераскина « В Стране невыученных уроков»

Дожд_к – нет дождика, замоч_к – нет замочка,орешек – нет орешка.

2 гр. Цирк(детеныши)

Слон-слоненок, медведь-медвежонок, заяц-зайчонок

Встретились ли опасные места в словах?

3 гр. Вокзал

Машинист, водитель, смазчик, заправщик

  1. Самостоятельная работа. (Продолжим искать суффиксы)

Учебник.    1в.-упр. 195

                    2в. – упр. 196

( за доской: книга,книжица, книжечка)

                               Кот, котик, котище

? Какие суффиксы встретились? Их роль?

- уменьшительно-ласкательные: -ечк   -ик

- увеличение: -ищ

Физминутка

Бережок, ручище, школа, ручка, домище, класс

  1. Отправляемся в театр.

Какие театры есть в нашем городе?

Слайд                  В этом театре живет суффикс.

 Какой? Прочитайте историю, найдите этот  суффикс, выпишите слова.

Работа в парах. Какие слова выписали?

Дирижер, гример, суфлер, билетер, фантазер, дублер.

Роль суффикса?(профессии)

? Много ли суффикс работает.?

«Суффикс – великий труженик»

Докажите это в группах.

1 гр. На примере слова город составить группу слов; текст

2гр.  Школа

3 гр.  Команда

  1. Итог урока

Сумели ли постоять за слово?

Все ли узнали о суффиксах

Задача на следующий урок

  1. Оценивание.
  1. Взаимопроверка тетрадей

(лесенка успеха- аккуратность)

  1.  Самооценка своей работы
  1. Домашнее задание

Что такое постфикс? (для любознательных)

1гр. д/м стр. 66 (11-15 стр), уч.194

2гр. Уч. упр 197, 191,189

3 гр. Упр. 192,190

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Суффикс" »

ЛЕС  ЛЕСОК  ЛЕСНИК

ЛЕС

ЛЕСОК

ЛЕСНИК

РЕЧУШКА РЕЧНАЯ РЕЧЕНЬКА

РЕЧУШКА

РЕЧНАЯ

РЕЧЕНЬКА

Выделить изменяемую часть (окончание) Выделить неизменяемую часть (основу) Подобрать однокоренное слово Определить какая часть добавилась  Выделить её значком

Выделить изменяемую часть (окончание)

Выделить неизменяемую часть (основу)

Подобрать однокоренное слово

Определить какая часть добавилась

Выделить её значком

РЕЧЕНЬКА

РЕЧЕНЬКА

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей. Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

дирижёр суфлёр актёр жонглёр гримёр билетёр дублёр фантазёр

дирижёр

суфлёр

актёр

жонглёр

гримёр

билетёр

дублёр

фантазёр

БИЛЕТЁР ГРИМЁР

БИЛЕТЁР

ГРИМЁР

ФАНТАЗЁР ДУБЛЁР

ФАНТАЗЁР

ДУБЛЁР


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Суффикс"

Автор: Ковтун Галина Николаевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов -ек, -ик " "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik"
    ["file_id"] => string(6) "113748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971045"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Открытый урок по русскому языку. Тема "Суффикс"."
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-tiema-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "283191"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803215"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_iek_ik"
    ["file_id"] => string(6) "398720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489071599"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства