kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - путешествие "Падеж имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовались технологии деятельностного типа: коллективный диалог (обмен информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», при котором происходило усвоение учебного материала), педагогические игры (учебно-познавательные).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие "Падеж имен существительных"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка

муниципального района Хворостянский Самарской области













Урок в 5 классе

Урок – соревнование

«Правописание чередующихся гласных в корне»

на основе игровой технологии









Выполнила:

Обухова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

первой категории.











2020


Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме:

«Правописание чередующихся гласных в корне»



Обухова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, первой категории

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: «Правописание чередующихся гласных в корне»

(последний урок в теме)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-соревнование «Восхождение».

Форма: на основе игровой технологии.

Оборудование к уроку: карта с изображением Пика Орфографии, фигурки людей, которые с помощью магнитов передвигаются по мере восхождения на пик (на 100 метров), карточки с заданиями.

Модель обучения: базовая (5 класс – 4,5 часов в неделю + 0,5 ч.- родной (русский) язык)

Реализуемая программа: Рабочая программа «Русский язык» 5 класс разработана на основе общеобразовательной программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — 64 с.

Цель урока: обобщить, систематизировать и сформиовать знания по теме: «Чередующиеся гласные в корне»

Задачи урока:

образовательные:

- обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова»;

- продолжить формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;

развивающие:

- развитие памяти, внимания, мышления учащихся;

- развитие умения выбирать и классифицировать информацию;

воспитывающие:

- воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы;

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание положительного отношения к знаниям.

Структура урока:

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня мы – альпинисты. Вершина, до которой нужно дойти, называется Пик Орфографии. Вы хорошо подготовились, чтобы штурмовать высоту за высотой, но горы не штурмуют коллективом. Поэтому я предлагаю разбиться на команды и начать игру. Желаю всем удачно добраться до самого верха. Помните, успеха можно добиться только вместе. В горах это особенно важно. Главное – взаимовыручка и поддержка. Альпинисты не одним броском достигают вершины, а делают остановки, берут промежуточные высоты. Так и будет построен наш урок: успешно выполнили задание, значит, передвигаете фигурку человека вверх на 100 метров.

3. Представление команд. Три ряда – три команды. Капитаны команд.

4. Конкурс «Блиц-турнир»

- Мы у подножия Пика Орфографии. Чтобы начать восхождение, нужно проверить: хорошей ли реакцией вы обладаете. Горы уважают тех, кто умеет быстро принимать решение.

Блиц-турнир для I команды.

- Как называется наука о языке? (Лингвистика)

- Что изучает морфемика? (Состав, строение слова)

- Как проверить безударную гласную в корне? (Нужно подобрать однокоренное слово)

- Как пишется слово «карнавал»?

- Как проверить безударную гласную в слове «поласкать» (ребенка)? (Проверочное слово - ласка)


Блиц-турнир для II команды.

- Что изучает орфография? (Правила написания слов)

- Дайте определение корня. (Это главная, значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение)

- День-дня, сон-сна – какое явление происходит в корне? (Чередование гласной в корне)

- Как пишется слово «кабинет»?

- Как проверить гласную в корне слова «объяснение»? (корень – ясн-, ясность)


Блиц-турнир для III команды.

- Из какого языка пришло слово «орфография» и как оно переводится?

(Из древнегреческого – правильно писать)

- Что делать, если не знаешь, как написать слово, а гласная в корне не проверяется? (Обратиться к орфографическому словарю)

- Как называются корни, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

(омонимичные корни)

- Как пишется слово «территория»?

- Как проверить гласную в корне слова «объединение»?

(об – приставка, гласную проверить нельзя, обратимся к этимологии слова - единый)


- Молодцы. Вы, действительно, объединили усилия и справились с заданием.

Можем подниматься выше. Капитаны поднимаются человечка на 100 метров.








5. Конкурс «Искатели»

Задание: к данным слева на карточке словам подберите однокоренные, отвечающие на вопросы справа. Правильно вписав слова, вы прочтете название явления, происходящего в этих словах. Максимальное количество баллов – 12 (11 – за подбор однокоренных слов,

1 балл – за правильно найденное слово.)

Ключ: обжечь, выберу, отбор, соберу, опоздал, поднос, ставлю, снимать, упорный, набить, угореть. Спрятанное слово: чередование.

- Что такое чередование? (Чередование — это замена звуков, гласных или согласных, в одной и той же части слова при изменении его грамматической формы или при образовании нового слова).

- Могут ли чередоваться в корнях гласные? А согласные? (да, могут)

- Правописанию чередующихся гласных в корне и будут посвящены остальные задания.

6. Конкурс «Один за всех и все за одного». Максимальный балл – 7.

Задание: каждая команда получает карточку, в ней каждый участник команды по очереди вставляет пропущенную букву, выделяет орфограмму. Потом все карточки с помощью магнитов вывешиваются на доску. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда может прийти на выручку своему товарищу, если он ошибся, в случае правильного ответа команда зарабатывает 0,5 балла. Еще один балл, если команда ответит, по какому принципу слова объединены в логическую цепочку.

I команда: словосоч…тание, забл…стеть, прик…снуться, уп…раться, отм…реть, к…саться. (Правописание гласной в корне зависит от суффикса за корнем.)


II команда: предл…жить, вск…чить, разр…стись, изл…гать, приск…кать, выр…щенный. (Правописание гласной в корне зависит от согласной в корне, следующей за гласной.)


III команда: выр…внять песок, непром…каемое пальто, ср…внить числа, поднялся ур…вень, обм…кнуть в краску. (Правописание гласной в корне зависит от значения корня.)

- По итогам конкурса передвигаем фигурки еще на 100 метров вверх.

7. Конкурс «Разведчики»

- Приглашаются по два самых смелых, самых внимательных участника команды. Они отправятся на поиски ошибок. Максимальное количество баллов – 11 балов (по количеству ошибок) и 1 балл – за объяснение написания слова «росток».

Задание одинаковое для всех команд.

Зима трудное для ростений время года. Не видно никаких проевлений жизни. Каждый росток словно замер оцепенел. Труднее всего приходится деревьям. Красивыми волнами лажится снег, устелая поля и луга. Деревья под тяжестью снега накланяются падают на землю, а некоторые начинают даже ломаться. Но есть ростения, которые зимуют под снегом зелеными. Это брусника, черника, толокнянка. У ландыша зимует только корень а вся надземная часть цветка отмерает.

- Найдите слово с чередующейся гласной в корне, в котором не допущена ошибка, объясните написание этого слова. («Росток» - слово-исключение.)

Работы выполняются и проверяются.

- Впереди последний конкурс. Скоро покажется вершина Пика Орфографии.


8. Последний конкурс «Орфографию знаю я на «пять». Максимальный балл – 13.

Задание: поставить крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную.

I команда - «о»

1

л...жится

Р...стислав

заг...реть

2

р...сток

з...ря

к...саться

3

к...снулся

выр...щенный

приск...кать

4

подр...сли

накл...нился

ур...вень

5

р...внина

пол...гать

изл...жение

6

к...сательная

сл...гаемое

выск...чить

7

р...стовщик

разг...релся

водор...сли




II команда - «и»

1

соб...рать

выт...рать

бл...стать

2

уст...лать

ум...реть

соч...тание

3

заж...гать

расст...лить

зап...реть

4

выч...тать

ст...рать

ут...раться

5

бл...стеть

зам...реть

подж...гать

6

разб...русь

оп...реться

зам...рать

7

заж...гание

выд...рать

зап...рать


III команда - «а»

1

пол...гать

оз...рение

пл...вучий

2

подр...сти

вым...кнуть

сл...жить

3

к...сание

скл...нилось

отск...чить

4

з...рница

изл...гать

р...стущий

5

Р...стов

пл...вец

ск...чок

6

зар...сли

накл...нить

отр...сль

7

р...внина

прир...внять величины

зар...стать


Результат у всех команд должен получиться одинаковый: цифра «5».

1

х

х

х

2

х



3

х



4

х

х

х

5



х

6



х

7

х

х

х


9. Подведение итогов.

Слово учителя: кто быстрее всех добрался до Пика Орфографии? Молодцы, ребята……

Каждая команда выигрывает в определенной номинации.

12. Обсуждение результатов игры.

- С какой целью мы провели игру?

- Что повторили во время игры? Какие орфограммы вспомнили?

- Для чего нам нужно знать правила правописания чередующихся гласных в корне слова?

- Что же нужно для того, чтобы покорить любую вершину?

РЕФЛЕКСИЯ. Вручение каждому человечка, на котором необходимо дорисовать лицо. Улыбка – урок понравился, много знал; грусть – было трудно, многое не знал.

  • Работать в команде нравится

Х Работать в группе не нравится

10. Домашнее задание.

На выбор:

1) Подготовить логические цепочки для игры «Четвертый лишний» (для своего соседа по парте).

2) Составить рассказ на лингвистическую тему: «Что я знаю о чередовании гласных в корне слова?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - путешествие "Падеж имен существительных"

Автор: Обухова Ольга Владимировна

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-путешествие. Падеж имен существительных."
    ["seo_title"] => string(48) "urok_puteshestvie_padezh_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "517087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1564061403"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку "Падежи имен существительных""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-padiezhi-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "303944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625327"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Путешествие в княжество Существительное. "
    ["seo_title"] => string(52) "putieshiestviie-v-kniazhiestvo-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "160733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422109231"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку  3 класс Тема. Именительный падеж имён существительных"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-tiema-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "290042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917063"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства