Тема: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели:
- Ознакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
- Развивать навыки правописания, изменения имён существительных по падежам
- Воспитывать чувство взаимопомощи, чуткое отношение к людям через помощь персонажу урока.
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией;
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, презентация по теме урока, карточки для минутки чистописания, для работы с текстом, напоминалочки с падежами, вопросами, словами-помощниками, жетоны.
1. Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. откройте тетради и запишите число, классная работа…
- Ребята, сегодня на уроке мы должны совершить путешествие и помочь девочке Ане Незнайкиной? Ане необходима наша помощь. За то, что девочка халатно относилась к выполнению заданий, жители страны Грамматики её наказали. Они отправили её на свой остров, окружили его различными заданиями и пока она их не выполнит, не видать девочке родного дома. Давайте поможем Анюте вернуться домой?
-А что нам необходимо взять с собой в путешествие? (Дружбу, знания.)
-За каждый правильный ответ во время путешествия вы будете получать жетоны, а в конце урока подсчитаете их количество и узнаете свой балл.
- Ребята, а что называется островом?
(Часть суши, окружённая со всех сторон водами океана.)
- А наш остров находится в море русского языка страны Грамматики.
2. Минутка чистописания
-Чтобы оказаться на острове, нам необходима волшебная палочка. И она есть у каждого из вас. Это ваша ручка. Сейчас мы пропишем ею волшебные знаки, и наше путешествие начнётся
(Прописывание элементов и предложения.)
-Из какого произведения эти строки? Кто его написал?
-Ребята, найдите в словах опасные места, где можно допустить ошибку.
3. Словарная работа
- Слово «остров» - словарное. Как вы думаете почему? (проставление ударения, подчёркивание второй безударной гласной в слове)
(Слово «остров» - словарное, так как вторая гласная «о» является непроверяемой безударной гласной, которую необходимо запомнить.)
-И так в путь.
- Озвучивание темы и постановка целей урока.
- Испытания волшебного острова продолжаются.
- Капитан корабля делал записи во время нашего путешествия, но пока мы с вами выполняли зарядку, налетел ветер и забрал с собой несколько слов из записей капитана. Давайте поможем и вернём слова в текст.
(Ученики выполняет работу на карточках, вставляют слова)
«Волшебный остров – это цель нашего путешествия. Такого острова нет на карте. Подойти к волшебному острову очень непросто. Подводные скалы охраняют остров от путешественников, а над островом сгущается туман. Но нас это не пугает, потому что на этом острове ждёт помощи Аня Незнайкина.»
Физминутка на снятие зрительного напряжения
- Проверка осуществляется через прочтение получившегося текста и через показ восстановленного текста на экране компьютера
(Мы вставляли слово «остров», изменяя его форму. )
Что же мы с вами сейчас делали?
-Изменение формы слова другими словами называется склонением или изменением слова по падежам.
-А это и есть тема нашего урока.
7. Формирование новых знаний
- Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения?
(Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение.)
- Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение.
Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам.
Так для чего нужны падежи?
( Только в нужном падеже существительные могут войти в состав предложения.)
- Посмотрите, волшебный остров предлагает нам узнать что-то интересное.
Это интересно!
Школьники Эстонии , изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии . А вот в Грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей.
А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет.!
-Ребята подготовили для вас информацию о падежах.
Давайте внимательно их послушаем.
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
. Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Предложный падеж
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…...
- Итак давайте повторим названия падежей.
- Сколько падежей в русском языке?
- Правильно 6 падежей. А чтобы запомнить название падежей есть такое стихотворение: Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу.
Жители страны Грамматики передали вам напоминалочки , которые лежат у вас на партах. У каждого падежа есть слова- помощник, вопросы, предлоги.
запись в тетрадях:
И.п. (кто? что?) есть девочка море
Р.п. (кого? чего?) нет девочки моря
Д.п. (кому? чему?) рад девочке морю
В.п. (кого? что?) вижу девочку море
Т.п. (кем? чем?) любуюсь девочкой морем
П.п. (о ком? о чём?) говорю о девочке о море
(Окончания проговаривают хором и выделяют, после записи слов.)
А теперь ребята, отложите ручки. Мы с вами поиграем в игру «Изменяй-ка». Я покажу вам слово, а вы должны задать к нему падежный вопрос и изменить форму слова.
«капитан», « корабль»
(Работа выполняется с опорой на таблицу на доске.
Проговаривают так: «Именительный кто? капитан
Родительный нет кого? капитана…»)
-А почему, ребята вы к слову «капитан» поставили вопрос «кто?»,
а к слову «корабль» - «что?»
(Потому что «капитан» - одушевлённое существительное, а «корабль» - неодушевлённое)
-Что мы меняли в слове, изменяя его форму?
(Мы изменяли окончания.)
-Получается, почему необходимо изменение формы слова?
- Потому что в слове изменяется окончание, которое служит для связи слов в предложении.
8. Формирование новых умений и навыков
-Молодцы, ребята. Но жители страны Грамматики хотят убедиться в том, что вы усвоили новый материал и предлагают вам ещё одно задание
С каждым выполненным заданием мы приближаемся к спасению Анюты.
Давайте посмотрим, что же ждёт нас сейчас.
«Волны тихо плескались под ногами. Я стоял на берегу и любовался закатом.»
(Работа выполняется по алгоритму )
Алгоритм.
1.Найди слово, которое командует существительным.
2. Задать от слова-командира нужный вопрос .
3. Узнать и назвать падеж.
- Молодцы, ребята, вы справились с последним заданием острова…
-Посмотрите, жители страны Грамматики отпустили Анюту домой, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями. Анюте придётся ещё многому научиться, как и нам, но если что-то у неё не будет получаться, то мы поможем ей ?
9. Подведение итога урока
Напоминалочки отЖителей страны грамматики, вы возьмёте с собой, но сначала давайте вспомним все, что было сегодня на уроке.
(Мы познакомились с падежами имени существительного.
Они называются так: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
У каждого из падежей есть свои вопросы и слова-помощники)
- А кто заметил у какого падежа нет предлогов?
Ну об этом мы будем говорить с вами на следующих уроках.
-Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и заработали баллы на оценку. У кого 2 жетона за работу на уроке получают «4», ну а у кого 3 – 4 жетона – «5».
10. Домашнее задание.