Мотивация, самоопределение к учебной деятельности | Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала | Вступительное слово: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Давайте настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от нашей совместной работы. - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(да, конечно) Бывать в походах? На экскурсиях? (да). Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в неизведанный город, познакомимся с его жителями и правилами, которые там царят. | Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем. |
Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление связи | - Ребята, у каждого из вас на На парте лежат карточки, посмотрите, у всех ли все на месте? Хорошо, тогда мы начинаем работать. Возьмите карточку номер 1, давайте прочитаем слова, которые в ней представлены: (слайд) Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь. - Итак, мы прочитали слова, посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет? (Все слова – это имена существительные). - Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным. А давайте вспомним, что же это, имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом). - Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи? (Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе). | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют. | Фронтальная | Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач. Коммуникативные: слушают, задают вопросы |
Определение темы урока, постановка целей и задач | Слово учителя | Внимание, послушайте. Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в мокшанском языке их 12, а в русском языке 6. Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах). - Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О падежах). - Я согласна с вами, но ведь мы не спроста работали с карточкой номер 1? Значит мы будем говорить о падежах…имен существительных! - Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Открываем тетради, отступаем две строчки и записываем число, классная работа, и тему нашего урока «Падеж имен существительных». - Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить падежи и падежные вопросы). -Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны … (Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже). - Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: Гномы не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас. | Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем) | Индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания; Регулятивные: планируют будущие действия; Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
Практическая деятельность по теме | Раздаточный материал | (Слайд): Ребята, мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание: - Ребята, сейчас мы будем работать в Интерактивном тренажере-игре «В гостях у гномов» по теме «Определение падежа имён существительных». Наша с вами задача собрать пазл, но для этого нам нужно верно указать падеж у имен существительных. Аннотация: Презентация содержит 4 тренажера, переход на которые выполняется щелчком по выбранной картинке. При правильном ответе детали паззла соберутся в картинку. Есть кнопка перехода на таблицу падежей. Мы разделимся на три группы, и посмотрим какая команда справится с заданием, сделав наименьшее количество ошибок. Всем понятно задание? К доске выходит: Представитель первой команды и выбирает тот пазл, который его команда планирует собрать. Затем представитель второй и третей команды. Приложение: презентация «В гостях у гномов» - А сейчас давайте с вами все вместе проговорим на какие же вопросы отвечает каждый падеж? И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем? | Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют падежи и вопросы. | Индивидуальная | Познавательная: вспоминают падежи; Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга; Личностные: желают усовершенствовать знания |
Творческая и практическая деятельность | Слово учителя | Молодцы, ребята, вы так быстро справились с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе. Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему? (Потому что оба отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных). Да, это верно. (Слайд). Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении. «Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу. Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6… - ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких? (Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). (Слайд) | Слушают учителя, вникают в информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательная: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь |
Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц | Самостоятельная работа с раздаточным материалом |
Падежи подготовили для нас еще одно испытание. В пословицах вам нужно определить падеж существительного «дело», работаем письменно, над существительным «дело» указываем падеж. На это у вас полторы минуты. ( слайд) 1. Велик телом, да мал делом. 2. Дело шуток не любит. 3. И умен, и крепок, и в деле гож. 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Умен на словах, да глуп на делах. 6. Языком не спеши, а делами не смеши. 7. По твоим делам о тебе судят. 8. Дело знай, а правду помни. 9. За делом и день пролетел незаметно. 10. Хороша вера у дела. - А сейчас давайте проверим, что у вас получилось? И как вы поняли смысл пословиц. (Проверяем). | Определяют падеж, размышляют над смыслом пословиц | Индивидуальная | Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц. Познавательные: используют алгоритм определения падежа Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц |
Физкульминутка | Слушают учителя, выполняют задание | - Молодцы, ребята. Думаю Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Физическая минутка слайд | Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом | Фронтальная | Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных |
Закрепление изученного материала | Рассматривают таблицу, анализируют ее, работа с раздаточным материалом | -Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим на карточку № 3. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? (Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.) Падежи Вопросы Предлоги И.п. Кто? Что? ------------------------------- Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг Д.п. Кому? Чему? к, по В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при - А сейчас посмотрим, как вы усвоили тему, и выполним следующее задание. К доске выходит… | Выполняют упражнение по цепочке, аргументируют ответы. | Индивидуальная работа | Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы. |
Лингвистическая задача | Задача | Задача (слайд): Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли». Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля. Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила; - Понравились мои подарки? - А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья. - Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик… Недоразумение вскоре разъяснилось. ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. (Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».) (Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны). | Слушают текст задачи, высказывают предположения. | Фронтальная | Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других. Коммуникативная: задают уточняющие вопросы. |
Подведение итогов (рефлексия) Выставление оценок | Работа с листами самооценки Комментирование | - Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам сказать что-то сказать: слайд - Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова. - Ребята, мы с вами вернулись в класс, и сейчас на полях вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно. | Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями. | Индивидуальная | Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое. |
Домашнее задание | | Параграф 96, упражнение 530. | | | |