kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие. Падеж имен существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: «Падеж имен существительных»

(1 урок в теме)

Форма урока: Углубление и закрепление знаний учащихся о падежах имен существительных

Тип урока: Урок-путешествие

Модель обучения: базовая (5 класс - 5 часов в неделю)

Реализуемая программа: Рабочая программа «Русский язык» 5 класс разработана на основе общеобразовательной программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.

Цель урока: сформировать понятие о падежах имен существительных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие. Падеж имен существительных.»

Конспект урока русского языка в 5 классе

по теме:

«Падеж имен существительных»



Обухова Ольга Владимировна, ГБОУ СОШ с. Хворостянка, Самарской области

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: «Падеж имен существительных»

(1 урок в теме)

Форма урока: Углубление и закрепление знаний учащихся о падежах имен существительных

Тип урока: Урок-путешествие

Модель обучения: базовая (5 класс - 5 часов в неделю)

Реализуемая программа: Рабочая программа «Русский язык» 5 класс разработана на основе общеобразовательной программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.

Цель урока: сформировать понятие о падежах имен существительных

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий; определять падежи у существительных; различать падежи;

  • обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения;

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие умений применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • коллективной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Методы и форма обучения: активные методы обучения (АМО), индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

Наглядно-демонстративный вариант: презентация по теме урока, интерактивный тренажер-игра, раздаточный материал (карточки).

Основные понятия: падеж имен существительных

Образовательные ресурсы: www.uroki.net ; www.zavuch.info, http://festival.1september.ru/, Интерактивный тренажер-игра «В гостях у гномов» по теме «Определение падежа имён существительных».

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок



Технологическая карта урока «Падеж имен существительных»


 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


 

Деятельность учителя


 

Осуществляемая деятельность учащихся


 

Формы организации взаимодействия


 

УУД

Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала

Вступительное слово: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Давайте настроимся на позитивную работу.

Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от нашей совместной работы.

- Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?(да, конечно) Бывать в походах? На экскурсиях? (да). Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие в неизведанный город, познакомимся с его жителями и правилами, которые там царят.

Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.

Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление связи

- Ребята, у каждого из вас на На парте лежат карточки, посмотрите, у всех ли все на месте? Хорошо, тогда мы начинаем работать. Возьмите карточку номер 1, давайте прочитаем слова, которые в ней представлены: (слайд)

Цирк, весна, брошюра, лыжня, капель, роса, словарь, бирюза, синева, вершина, речь.

- Итак, мы прочитали слова, посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет?

(Все слова – это имена существительные).

- Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным.

А давайте вспомним, что же это, имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом).

- Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи?

(Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в единственном числе).

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют.

Фронтальная

Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы

Определение темы урока, постановка целей и задач

Слово учителя

Внимание, послушайте. Люди, проживающие в Эстонии знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в мокшанском языке их 12, а в русском языке 6. Как вы думаете, о чем я сейчас говорила? (о падежах).


- Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О падежах).

- Я согласна с вами, но ведь мы не спроста работали с карточкой номер 1? Значит мы будем говорить о падежах…имен существительных!

- Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Открываем тетради, отступаем две строчки и записываем число, классная работа, и тему нашего урока «Падеж имен существительных».

- Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить падежи и падежные вопросы).

-Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны …

(Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже).

- Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: Гномы не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас.

Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем)

Индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания;

Регулятивные: планируют будущие действия;

Коммуникативные: строят небольшие высказывания.

Практическая деятельность по теме

Раздаточный материал

(Слайд): Ребята, мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание:

- Ребята, сейчас мы будем работать в Интерактивном тренажере-игре «В гостях у гномов» по теме «Определение падежа имён существительных». Наша с вами задача собрать пазл, но для этого нам нужно верно указать падеж у имен существительных.

Аннотация:

Презентация содержит 4 тренажера, переход на которые выполняется щелчком по выбранной картинке. При правильном ответе детали паззла соберутся в картинку. Есть кнопка перехода на таблицу падежей.

Мы разделимся на три группы, и посмотрим какая команда справится с заданием, сделав наименьшее количество ошибок.

Всем понятно задание? К доске выходит:

Представитель первой команды и выбирает тот пазл, который его команда планирует собрать.

Затем представитель второй и третей команды.

Приложение: презентация «В гостях у гномов»

- А сейчас давайте с вами все вместе проговорим на какие же вопросы отвечает каждый падеж?

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Т.п. Кем? Чем?

П.п. О ком? О чем?


Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют падежи и вопросы.

Индивидуальная

Познавательная: вспоминают падежи;

Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга;

Личностные: желают усовершенствовать знания

Творческая и практическая деятельность

Слово учителя

Молодцы, ребята, вы так быстро справились с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе.

Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему?

(Потому что оба отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных).

Да, это верно. (Слайд). Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении.

«Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу.

Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6…

- ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких?

(Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному). (Слайд)

Слушают учителя, вникают в информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательная: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь

Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц

Самостоятельная работа с раздаточным материалом



Падежи подготовили для нас еще одно испытание. В пословицах вам нужно определить падеж существительного «дело», работаем письменно, над существительным «дело» указываем падеж. На это у вас полторы минуты. ( слайд)

1. Велик телом, да мал делом.

2. Дело шуток не любит.

3. И умен, и крепок, и в деле гож.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Умен на словах, да глуп на делах.

6. Языком не спеши, а делами не смеши.

7. По твоим делам о тебе судят.

8. Дело знай, а правду помни.

9. За делом и день пролетел незаметно.

10. Хороша вера у дела.

- А сейчас давайте проверим, что у вас получилось? И как вы поняли смысл пословиц. (Проверяем).

Определяют падеж, размышляют над смыслом пословиц

Индивидуальная

Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц.

Познавательные: используют алгоритм определения падежа

Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц

Физкульминутка

Слушают учителя, выполняют задание

- Молодцы, ребята. Думаю Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физическая минутка

слайд


Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом

Фронтальная

Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных

Закрепление изученного материала

Рассматривают таблицу, анализируют ее, работа с раздаточным материалом

-Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим на карточку № 3. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов? (Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.)

Падежи Вопросы Предлоги

И.п. Кто? Что? -------------------------------

Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Д.п. Кому? Чему? к, по

В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через

Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с

П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили тему, и выполним следующее задание. К доске выходит…

Выполняют упражнение по цепочке, аргументируют ответы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.


 

Лингвистическая задача

Задача

Задача (слайд): Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила;

- Понравились мои подарки?

- А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья.

- Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик…

Недоразумение вскоре разъяснилось.

ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться. (Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».)

(Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны).

Слушают текст задачи, высказывают предположения.

Фронтальная

Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других.

Коммуникативная: задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов (рефлексия)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выставление оценок

Работа с листами самооценки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Комментирование

- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам сказать что-то сказать: слайд

- Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова.


 

-

Ребята, мы с вами вернулись в класс, и сейчас на полях вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно.


Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями.

Индивидуальная

Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое.

Домашнее задание

 

Параграф 96, упражнение 530.

 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие. Падеж имен существительных.

Автор: Обухова Ольга Владимировна

Дата: 25.07.2019

Номер свидетельства: 517087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства