Просмотр содержимого документа
«Урок: "Происхождение русских фамилий"»
Урок русского языка, 2 класс «Школа России»
Учитель: Исакова Альбина Николаевна МБОУ СОШ № 10 им. П. А. Пономарева
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Происхождение русских фамилий.
Тип урока: Комбинированный. Развитие способов действий при решении учебных задач.
Педагогическая цель: закреплять умение различать собственные и нарицательные имена существительные, познакомить со способами образования русских фамилий, развивать устную речь учащихся.
Технологии: проблемно-диалогическая.
Форма организации учебной работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Планируемые предметные результаты: научатся различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать имена собственные, образовывать имена собственные (фамилии) от имен нарицательных, писать имена собственные с заглавной буквы.
Личностные результаты: Проявлять познавательный интерес к изучению нового; испытывать чувство гордости за историческое прошлое своей Родины; владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; анализировать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.
Универсальные учебные действия (метапредметные):познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические – осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по различным признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. коммуникативные: взаимодействовать, приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь на печатной основе, таблица «Падежи им.существительных», интерактивное приложение.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Слово учителя.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Приветствуют взрослых. Организуют своё рабочее место.
Частично-поисковый. Разгадывание и составление ребуса.
Предлагает разгадать ребус «7Я» (в кругу), добавить лучики (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
- Это имена собственные или нарицательные? Подберите к ним имена собственные.
-А какое общее название (семейное имя) есть у каждой семьи?
Прочитайте текст упражнения 95 на стр.55
- Какая тема урока сегодня будет? Организует постановку учебной задачи.
Разгадывают ребус, отвечают на вопросы, подбирают имена собственные к предложенным именам нарицательным.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу, принимают учебную задачу поставленную одноклассниками и учителем.
3.Словарная работа.
Индивидуальная. Постановка проблемного вопроса.
Организация работы со словарным словом: фамилия.
- Какое слово записано внизу страницы? Что вы можете о нем сказать?
- Какой способ запоминания можем использовать?
- Запишите в тетрадь число, Классная работа, новое словарное слово. Подчеркните в нем орфограммы.
Подбирают способы запоминания, выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк, запоминают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
4.Усвоение новых знаний и способов действий.
Организация проблемного диалога.
Поисковый.
Сообщает дополнительную информацию по теме (приложение 1)
- Рассмотрим первый способ образования «По имени отца»
- Дарья дочь Ивана – Иванова… продолжите образование фамилий от имен (учитель предлагает еще несколько вариантов, 2- 3 фамилии записываются в тетрадь).
- Чьи фамилии у нас в классе образованы от имен?
Аналогичная работа проводится по другим способам (профессии, месту проживания, названию животных и птиц).
Организует поисковую деятельность детей. Корректирует восприятие нового материала
2 физкультминутки в процессе работы.
Отвечают на вопросы, образовывают новые слова, наблюдают, анализируют, осуществляют поиск информации, извлекают необходимую информацию, высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, выполняют задания.
5.Закрепление новых знаний и способов действий. Организация проектной деятельности.
Коллективный диалог. Мотивация к исследовательской деятельности.
Организует поиск информации и установку на выполнение проекта «Моя фамилия».
- Какую новую информацию вы получили науроке? Чему научились? Что закрепили?
- Захотелось ли вам подробно узнать о происхождении вашей фамилии? Где мы можем получить необходимую нам информацию
?
- Я предлагаю вам выполнить проект «Моя фамилия», предложите, пожалуйста, как его можно выполнить.
Осуществляют анализ и синтез, высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, выбирают способ выполнения своего проекта.
6.Рефлексия учебной деятельности.
Беседа.
- Как вы понимаете выражение «Моя семья – моё богатство!»?
Высказывают своё мнение, принимают мнение одноклассников ,осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
7.Домашнее задание.
Объяснение учителя.
Разбирает с учениками способы выполнения проекта.
Активно участвуют в обсуждении выбранных способов. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
Приложение 1
Сотни тысяч фамилий у нас в стране. А раньше до 14 века на Руси фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. А потом (в момент переписи населения) стали присваивать населению фамилии. Фамилии образовывались от имен собственных и нарицательных, по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, по месту проживания, по названию животных и птиц, и оканчивались чаще на –ов (ев), -ин.